Решение №К-01/05 Решение по делу от 16 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                       

По электронной почте,

досылкой заказным с уведомлением

 

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № К-01/05 о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения объявлена «21» февраля 2017 года             г. Биробиджан

В полном объеме решение изготовлено «22» февраля 2017 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:

- Лунев А.А.

 

 

- руководитель Еврейского УФАС России;

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Еврейского УФАС России;

 

 

 

 

- …

 

 

- специалист-эксперт отдела контроля закупок Еврейского УФАС России,

         при участии:

         - от Заказчика: представитель Государственного предприятия ЕАО «Облэнергоремонт» … (доверенность от 17.02.2017 года № 366), … (доверенность от 17.02.2017 № 367);

         - от Заявителя: ИП …

 

           рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя …                     (…) от 14.02.2017 года № 01/5-221 на действия государственного заказчика – государственного предприятия ЕАО «Облэнергоремонт» (ЕАО, г. Биробиджан, ул. Кавалерийская д. 21 а) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого являются: «Услуги по откачке, вывозу хозяйственно-бытовых стоков из шамбо жилых многоквартирных домов, расположенных по ул. Советской, 94, ул. Гаражной, 4 поселка Птичник Биробиджанского района Еврейской автономной области» (извещение № 0578200000517000007 от 30.01.2017), в соответствии с ч. 15 ст. 99,ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014№ 727/14,

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Индивидуального предпринимателя … (далее - ИП …, Заявитель) на действия государственного заказчика - государственного предприятия ЕАО «Облэнергоремонт» (далее  -  ГП ЕАО «Облэнергоремонт», Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого являются: «Услуги по откачке, вывозу хозяйственно-бытовых стоков из шамбо жилых многоквартирных домов, расположенных по ул. Советской, 94, ул. Гаражной, 4 поселка Птичник Биробиджанского района Еврейской автономной области» (извещение № 0578200000517000007 от 30.01.2017).

         Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона                                                   от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

         В жалобе ИП …указано следующее:

«8 февраля 2017 г. Заказчик ГП ЕАО «Облэнергоремонт» рассмотрел заявки на участие в запросе котировок для закупки № 0578200000517000007.

В соответствии с п.5.2. Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок победителем запроса котировок признано ООО «Ник-строй».

В соответствии с п.5.1. Протокола комиссия определила, что все участники соответствуют требованиям ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ и соответственно требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

Однако, с данным фактом невозможно согласиться по следующим основаниям.

1. Пункт 7.1. извещения указывает на исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ для участия, а именно:

- предоставить копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Данное требование предусмотрено ФЗ-99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи, с тем что извещение о проведение запроса котировок предусматривает услуги по откачке, вывозу хозяйственно-бытовых стоков из шамбо многоквартирных домой, что предполагает транспортировку указанных отходов, то в настоящее время деятельность по транспортированию отходов 1- 4 класса опасности подлежит лицензированию (ст. 9 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления) Данная норма действует в России с 1 июля 2016 года.

Есть все основания предполагать, что лицензия по сбору и транспортированию отходов у Победителя отсутствует.

На мою просьбу показать копию лицензии, заказчик ответил отказом, сославшись на то, что ему достаточно договора с «Водоканалом».

2. В соответствии п.п. 9,10 и 11 Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «НИК-СТРОЙ» имеет право заниматься только сбором, обработкой и утилизацией отходов. То есть деятельность по транспортировке отходов класса опасности 1-4 уставом Общества вообще не предусмотрена, что также подтверждает отсутствие права на осуществление деятельности, предусмотренной предметом проведения запроса котировок.

В соответствии с п. 6 статьи 78 44-ФЗ победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с вышесказанным, прошу проверить законность определения Заказчиком Победителем ООО «НИК-СТРОЙ» и соответствие его законным требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок».

 

16 февраля 2017 года в адрес Еврейского УФАС государственным заказчиком ГП ЕАО «Облэнергоремонт» были представлены следующие возражения на жалобу:

«Пунктом 7.1. извещения о запросе котировок установлено требование о документах, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011                     № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»).

Федеральный закон и извещение о проведении запроса котировок не содержат требования об обязанности исполнения контракта участником запроса котировок лично, запрета на привлечение субподрядных организаций при исполнении контракта.

Участник запроса котировок ООО «НИК-СТРОЙ», предоставив договор №1169 от 03 февраля 2017 г., выразил намерение привлечь при исполнении контракта субподрядную организацию МУП «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан», обладающую на основании Устава необходимым комплексом прав, позволяющим без нарушения требований действующего законодательства исполнить контракт, следовательно, заявка соответствовала требованиям законодательства о контрактной системе и условиям извещения о проведении запроса котировок.

Информация, содержащаяся в извещении о проведении запроса котировок от 30.01.2017          №0578200000517000007 и требования предъявляемые к участникам запроса котировок, сформированы с учетом создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, с соблюдением принципа добросовестной конкуренции между участниками закупок и не содержат условий, противоречащих требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе приводящих к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, ГП ЕАО «Облэнергоремонт» просим принять решение о признании рассматриваемой жалобы необоснованной».

 

17 февраля 2017 года в адрес Еврейского УФАС России ГП ЕАО «Облэнергоремонт» представил дополнения к возражениям на жалобу от 17.02.2017 вход. № 01/5-233, в которых указал следующее:

«В том случае, если жидкие бытовые отходы транспортируются на очистные сооружения для очистки, данные отходы классифицируются как сточные воды (бытовые стоки). Подтверждение данного факта отражено в комментариях к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (авторы …, М.В, …), ст. 19: «В форму № 2-ТП (отходы) не включаются сведения о веществах, поступающих в атмосферный воздух и в водные объекты со сточными водами, а также объемах загрязненных сточных вод, передаваемых в другие организации для очистки. Эти сведения отражаются в формах федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» и 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» соответственно».

Таким образом, в данном случае деятельность по транспортировке жидких бытовых отходов не подлежит лицензированию.

В случае вывоза жидких бытовых отходов на объекты постоянного размещения отходов, жидкие бытовые отходы рассматриваются, как опасные отходы и соответственно осуществление деятельности по их транспортировке подлежит лицензированию».

 

В заседании Комиссии Заявитель жалобу поддержал в полном объеме.

Представители Заказчика свои возражения на жалобу поддержали, а также пояснили, что законодательством не установлено запрета о привлечении к исполнению контракта субподрядных организаций не установлено.

В заседании Комиссии был исследован вопрос о том, что в составе заявки представленной ООО «НИК-СТРОЙ» 31.01.1017 в 15.23 имеется договор водоотведения от 03.02.2017 № 1169 заключенный с ГП «Водоканал». Комиссии не понятно каким образом в составе заявки ООО «НИК-СТРОЙ» оказался договор заключенные после подачи заявок.

Представители Заказчика по данному вопросу не смогли ничего пояснить, а также подтвердили, что данный договор имелся в составе заявки.

 

Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

         В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

         Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе). 

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:

         1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

         2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. 

Частью 1 ст. 72 Закона о контрактной системе установлено, что под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Таким образом, государственный заказчик – ГП ЕАО «Облэнергоремонт» при осуществлении закупки обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.

 

26 января 2017 года генеральным директором ГП ЕАО «Облэнергоремонт» … издан приказ «Об осуществлении закупки среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на оказание услуг по откачке, вывозу хозяйственно-бытовых стоков из шамбо жилых многоквартирных домов, расположенных по ул. Советской д. 94, ул. Гаражной, 4 поселка Птичник Биробиджанского района ЕАО».

  17 января 2017 года утверждена котировочная документация на оказание услуги по откачке, вывозу хозяйственно-бытовых стоков из шамбо жилых многоквартирных домов, расположенных по ул. Советской, 94, ул. Гаражной, 4 поселка Птичник Биробиджанского района Еврейской автономной области» (далее - Документация).

         30 января 2017 года на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок № 0578200000517000007, котировочная документация.

         В извещении содержится следующая информация:

         Начальная (максимальная) цена контракта: 284 666, 67 руб.

         Дата и время начала подачи заявок: 30.01.2017 09:00

         Дата и время окончания подачи заявок: 08.02.2017 14:00

         Дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 08.02.2017 14:00

         Преимущества: не установлено

         Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе): Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Доводы Заявителя, изложенные в жалобе обоснованы по следующим основаниям

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в              п. п. 1 - 6 ст. 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12   Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит такой вид деятельности как деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В п. п. 1 -2 ст. 9 Федерального закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» (далее - 89-ФЗ) установлено следующее:

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Заказчиком в котировочной документации в п. п. 7.1. п. 7 установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, а именно: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»).

Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок                                                           № 0578200000517000007 размещенном на официальном сайте  http://www.zaкupki.gov.ru в п. 3 раздела требования к участникам установлены  единые требования к участникам (в соответствии с ч.  1.1 ст.  31 Закона о контрактной системе.

К заявке на участие в запросе котировок представленной ООО «НИК-СТРОЙ» от 31.01.2017 № 1 представлены следующие документы:

- договор водоотведения № 1169 от 03.02.2017 заключенный между ООО «НИК-СТРОЙ» и МУП «Водоканал»;

- Свидетельство о поставке на учет в налоговом органе МУП «Водоканал»;

- Устав МУП «Водоканал».

К заявке на участие в запросе котировок представленной ИП … от 08.02.2017 № 2 представлены следующие документы:

- декларация соответствия требованиям к участникам размещения запроса котировок;

- декларация о принадлежности к субъектом малого предпринимательства;

- лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (79) - 2408-Т от 12.12.2016;

- свидетельство о внесении в ЕГРИП;

- выписка из ЕГРИП от 01.02.2017 № ИЭ9965-17-149579.

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Заказчиком в извещении и документации не установлен ни запрет, ни разрешение о привлечении к исполнению контракта субподрядных организаций.

В связи с тем, что Заказчиком в котировочной документации установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, в частности о наличии лицензии у участника закупки, такая лицензия должна быть непосредственно у участника закупки, а не у иной организации (соисполнителя).

Ввиду того, что у ООО «НИК-СТРОЙ» отсутствует лицензия на выполнение работ в рамках объекта закупки, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу о неправомерности действий Единой комиссии по принятию заявки участия в запросе котировок.

Таким образом, в нарушении требований ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе Единая комиссия не отклонила заявку ООО «НИК-СТРОЙ», тогда как данная не соответствует требованиям, установленным в извещении о запросе котировок.

 

         На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

Р Е Ш И ЛА:

 

         1. Жалобу Индивидуального предпринимателя ... на действия государственного заказчика - государственное предприятие ЕАО «Облэнергоремонт» при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого являются «Услуги по откачке, вывозу хозяйственно-бытовых стоков из шамбо жилых многоквартирных домов, расположенных по ул. Советской, 94, ул. Гаражной, 4 поселка Птичник Биробиджанского района Еврейской автономной области» (извещение № 0578200000517000007 от 30.01.2017), признать обоснованной.

         2. Признать Единую комиссию государственного заказчика - государственное предприятие ЕАО «Облэнергоремонт» при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого являются «Услуги по откачке, вывозу хозяйственно-бытовых стоков из шамбо жилых многоквартирных домов, расположенных по ул. Советской, 94, ул. Гаражной, 4 поселка Птичник Биробиджанского района Еврейской автономной области» (извещение № 0578200000517000007 от 30.01.2017), нарушившей требования части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

         3. Выдать Единой комиссией государственного заказчика – государственного предприятия ЕАО «Облэнергоремонт» предписание об устранении нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

         4. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013                                        № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

          Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия                             в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

 

Председатель комиссии

 

 

         Лунев А.А.

Члены комиссии:

 

 

  …

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны