Решение №К-08/05 Решение по делу от 17 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказным письмом с уведомлением,

по электронной почте 

Управляющей ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по ЕАО

 

<…>

 

e-mail: <…>

 

             

                                                                                                      Заказным письмом с уведомлением,

                                                                                                      по электронной почте

                                                                              Директору ООО «Медпром»

 

<…>

 

e-mail<…>

 

                                           По электронной почте                                                   

                                                                              ЗАО «Сбербанк - АСТ»

 

                                                                                     e-mail: ko@sberbank-ast.ru

    

РЕШЕНИЕ

по делу № К-08/05 о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения объявлена «04» апреля 2017 года                г. Биробиджан

В полном объеме решение изготовлено «05» апреля2017 года

                                                                           

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

 

Члены комиссии:

- <…>

 

 

 

- <…>

- <…>;

 

 

 

- <…>;

 

 

 

- <…>

 

 

- <…>

 

          при участии представителя Заказчика: главного специалиста - руководителя группы организации и размещения заказов для государственных нужд государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  по Еврейской автономной области <…> (доверенность б/н от  04.04.2017);

           в отсутствии представителей Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Медпром» (уведомлены надлежащим образом от 30.03.2017                          № 5-734),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Медпром» <…> от 29.03.2017 вход. № 02/5-493 на действия государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2017 году» (извещение о проведении электронного аукциона от 22.03.2017 № 0278100000217000038), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом ФАС России от 11.02.1014 № 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Медпром» (далее - ООО «Медпром», Заявитель) на действия государственного заказчика -  Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации                     по Еврейской автономной области (далее - ГУ - Региональное отделение ФСС РФ по ЕАО, Заказчик) при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2017 году» (извещение от 22.03.2017                             № 0278100000217000038).

          Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона                               от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон                                 о контрактной системе).

           По мнению Заявителя, Заказчиком при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов                            в 2017 году» (извещение от 22.03.2017 № 0278100000217000038) нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:

           1). Пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления противоречивых требований к комплектации слуховых аппаратов (в п. 6.1 р. 1 Документации об электронном аукционе указано, что все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации, тогда как в Таблице указано, что ушной вкладыш должен быть  индивидуального изготовления), что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет  определить потребность Заказчика и ограничивает количество участников  закупки, что недопустимо с точки зрения Закона о контрактной системе.

           2). Части 4 ст. 95 Закона о контрактной системе, а именно Заказчиком установлена дата окончания предоставления разъяснений положений документации                   об электронном аукционе не в соответствии с требованиями настоящей статьи.

           3). Части 4 ст. 95 Закона о контрактной системе, а именно по состоянию                          на 28.03.2017 года Заказчиком не размещены разъяснения положений документации                     об электронном аукционе по запросу ООО «Медпром» (запрос отправлен 23.03.2017).

           4). Пункта 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а именно Заказчиком                            в документации об электронном аукционе и проекте государственного контракта установлена противоречивая информация, в части указания, что поставщик за счет своих средств должен организовать настройку слуховых аппаратов в г. Хабаровске, тогда как местом поставки товара является: ЕАО по адресу Получателя. В городе Биробиджане возможна выдача в пункте выдачи, организованном поставщиком после заключения контракта.

 

  Заказчиком представлено письменное возражение на жалобу ООО «Медпром»            от 31.03.2017 исх. № 11-15/7914-732, в котором указано следующее.

  1). В п. 6.1 Документации в разделе: «Общие технические характеристики товара» установлено требование, что все слуховые аппараты поставляются                             в стандартной комплектации.

 При этом в каждой позиции таблицы «Функциональные и технические товара», где должно быть указано функциональное назначение и технические характеристики конкретного изделия, ошибочно дано описание (а не требование) наличия ушного вкладыша индивидуального изготовления и одновременно требование о поставке слухового аппарата в стандартной комплектации со стандартным вкладышем                            в количестве 3 шт., что является взаимоисключающим параметром.

  Заказчик считает, что в данном случае имеет место техническая описка,                                а не установление противоречивых требований, на которые указывает Заявитель.                   При этом, данное обстоятельство нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона                                 о контрактной системе не является. Так как основное требование по поставке товара установлено в разделе общих технических характеристик. Кроме этого, по мнению Заказчика, доводы Заявителя о том, что данное обстоятельство не позволяет определить потребность заказчика и ограничивает количество участников закупки, несостоятельны, так как Законом о контрактной системе установлен порядок и право направления запросов участниками госзакупок и получения разъяснений заказчика                    (ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе).

  В возражениях Заказчик указывает на то, что согласно информации электронной площадки и протокола рассмотрения первых частей заявок от 30.03.2017 зарегистрировано 2 заявки участников на участие в электронном аукционе, которыми подтверждена возможность обеспечения законной конкуренции между участниками закупок. Наличие технической описки в Документации не привело к ограничению числа участников закупки. Таким образом, по мнению Заказчика, доводы в данной части несостоятельны.

  2). В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, дату начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.                      При этом, как считает Заказчик, нигде в Законе о контрактной системе не указано, как, либо какой период должен быть определен Заказчиком для установления срока предоставления разъяснений. В том числе не определено могут ли быть включены                    в этот срок выходные дни. В свою очередь положения ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, на которые ссылается Заявитель, определяют порядок направления запроса оператора электронной площадки о даче разъяснений положений документации                      об электронном аукционе направления разъяснений Заказчиком. При этом никак                        не определяет порядок установления сроков предоставления разъяснений Заказчиком                     в документации об аукционе. Следовательно, по мнению Заказчика, доводы в данной являются необоснованными.

     3). 23.03.2017 года ООО «Медпром» направило запрос на электронную площадку о даче разъяснений положений документации об аукционе.

  Частью 4  ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного                                       в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

     Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 30.03.2017 10 часов 00 минут (местное время).

     Крайний срок размещения в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе) - понедельник 27.03.2017                          (с учетом положений ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации).  Вместе                    с этим разъяснение на запрос ООО «Медпром» было размещено должностным лицом Заказчик 29.03.2017, то есть нарушение срока размещения разъяснения составило не более чем два рабочих дня.

     По доводу жалобы, изложенному в данном пункте Заказчик считает, что формально усматривается должностным лицом Заказчиком нарушение требований ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, однако учитывая, что данное обстоятельство не повлияло на подачу заявок другими участниками, позволила соблюсти требования к порядку проведения электронного аукциона, и, следовательно данное нарушение малозначительно.

     4). В п. 6.4 Заказчиком установлено требование: «Поставщик за счет своих средств должен организовать настройку слуховых аппаратов в г. Хабаровске». Это требование связано с тем, что в Еврейской автономной области отсутствуют организации (специалисты) по настройке слуховых аппаратов. А инвалидам (ветеранам) - получателям изделий по закупке, в соответствии с ч. 1 правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 (ред. от 30.12.2016 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» предоставляется только бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. В п. 7 документации об электронном аукционе указано место поставки товара: «ЕАО по адресу Получателя (возможность доставить товар до конкретного инвалида при согласии получателя о предоставлении информации личного характера Поставщику). В городе Биробиджане возможна выдача в пункте выдачи, организованном Поставщиком после заключения контракта».

     Это требование является описанием Заказчика порядка получения изделий (слуховых аппаратов) инвалидами (ветеранами) по месту их жительства (нахождения) и е является взаимоисключающим требованием к описанию объекта закупки.

     Следовательно, по мнению Заказчика, доводы Заявителя о нарушении п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе является несостоятельными.

 

           В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представитель Заказчика доводы, изложенные в возражении на жалобу ООО «Медпром» поддержала                                     в полном объеме. Представитель Заказчика указала, что поставка осуществляется именно слуховых аппаратов стандартной комплектации. Данные слуховые аппараты подлежат настройке и в г. Биробиджане нет специалистов по настройке слуховых аппаратов, поэтому Заказчиком в требованиях к гарантийному сроку указано, что при передаче товара Получателю Поставщик за счет своих средств должен осуществлять его настройку. Начальная (максимальная) цена контракта не включает в себя стоимость по оказанию услуг по настройке слуховых аппаратов.

 

           Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла                                  к следующим выводам.

           В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

           Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе). 

  Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:

          1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации                    и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

          2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана                                  на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями                        по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

          Таким образом, ГУ - Региональное отделение ФСС по ЕАО при осуществлении закупок обязано соблюдать требования Закона о контрактной системе.

 

  В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом                                в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.      

  Приказом ГУ -  Регионального отделения ФСС по ЕАО от 20.03.2017 № 57-А                    «О размещении заказа путем проведения электронного аукциона» принято решение о проведении закупки на право заключения государственного контракта на поставку цифровых слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2017 году путем проведения электронного аукциона.

           20 марта 2017 года на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0278100000217000038 и Документация об электронном аукционе.

           22 марта 2017 года на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены изменения в извещение о проведении электронного аукциона № 0278100000217000038 и Документация об электронном аукционе, в которых указана следующая информация:

           Наименование объекта закупки: поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2017 году.

           Начальная (максимальная) цена контракта: 169 762, 24 руб.

           Дата и время начала подачи заявок: 20.03.2017 05:04.

           Дата и время окончания подачи заявок: 30.03.2017 10:00.

           Дата проведения аукциона в электронной форме: 03.04.2017.

           Условия, запреты и ограничения допуска, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: информация отсутствует.

           Преимущества: не установлены.

           Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно                                 п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе): не установлено.

           Документация об электронном аукционе на поставку цифровых слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2017 году (далее - Документация) утверждена 22 марта 2017 года управляющей ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по ЕАО                   <…>.

  Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие                                         в электронном аукционе № 1 от 30.03.2017 поступило две заявки на участие                               в электронном аукционе, которые Аукционной комиссией допущены до участия                          в данном электронном аукционе.

  Результаты проведения электронного аукциона отражены в протоколе                             от 03.04.2017 № 0278100000217000038-2.

  Результаты подведения итогов электронного аукциона отражены в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 03.04.2017 № 0278100000217000038-3.

 

  1).  В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки                                и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

  Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические                   и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины                        и оборудование.

 Заказчиком в п. 6 р. 1 Документации указаны наименование, характеристика               и количество поставляемого товара (требования к качеству, объем поставляемого товара, требования к техническим характеристикам товаров, в том числе иные показатели, связанным с определением соответствия поставляемых товаров потребностям заказчика), в том числе в п.п. 6.1 указаны общие технические характеристики товара.

           Согласно информации с сайта сети «Интернет» по адресу: https://pharmspravka.com, ушной вкладыш предназначен для того, чтобы проводить звук от заушного аппарата в ушную раковину человека. Данный элемент отвечает                               за качество звука. Ушные вкладыши бывают: типовые; индивидуальные.

           Типовые ушные вкладыши со стандартной конфигурацией отличаются бюджетной стоимостью. Их используют в том числе, когда степень потери слуха сравнительно небольшая. Данный вид продукции предусматривает пять вариантов исполнения (варьируется диаметр изделия). Типовые ушные вкладыши могут быть ординарными и двойными, открытыми и закрытыми.

           Индивидуальные ушные вкладыши производятся в точном соответствии                        со специальным слепком наружного слухового прохода пациента, поэтому расхождения или отклонения от формы уха исключаются. Следовательно, слуховой аппарат будет прилегать за ушной раковиной плотно, проводимый к барабанной перепонке звуковой сигнал передается весьма качественно. Индивидуальные ушные вкладыши производятся как из мягких материалов, так и из твердых аналогов. Силиконовые ушные вкладыши плотно прилегают к стенкам ушной раковины. Акриловые аналоги имеют весьма легки, имеют довольно длительный срок эксплуатации. У индивидуального вкладыша множество неоспоримых преимуществ, среди которых отличная форма, оптимальный размер, герметичность, надежность фиксации и так далее.

          ГОСТ Р 51024-2012 Национальный стандарт Российской Федерации: «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 16.11.2012 № 932-ст) включает в себя:

  3.17. Имитатор уха: устройство для измерения УЗД телефонов, состоящее из полости заданного объема и формы, элементов акустической нагрузки и градуированного микрофона, расположенного таким образом, чтобы УЗД у микрофона соответствовал УЗД у барабанной перепонки. Включает в себя имитатор закрытого уха и акустическую нагрузку, имитирующую ушной вкладыш.

  3.18. Индивидуальный ушной вкладыш: ушной вкладыш, изготовленный по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода.

          Заказчиком в п.п. 6.1 п. 6 р. 1 Документации в таблице указаны функциональные                  и технические характеристики товара, в том числе указано: «Ушной вкладыш индивидуального изготовления по форме и размеру должны полностью соответствовать анатомии уха и способствовать улучшению разборчивости речи                   по сравнению со стандартными слуховыми вкладышами». В тоже время Заказчиком                        в технических характеристиках указано, что все слуховые аппараты должны поставляться в стандартной комплектации: стандартный вкладыш - 3 шт.; элемент питания - 1 шт., что вводит в заблуждение потенциальных участников электронного аукциона, и, следовательно описание объекта закупки в данной части не носит объективный характер.

           Материалами подтверждается, что от оператора электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в части представления разъяснений касающийся комплектации слуховых аппаратов                               (в стандартной комплектации или требуется снятие слепка ушного прохода для производства ушных вкладышей индивидуального изготовления), а также учтена ли цена ушного вкладыша индивидуального изготовления при определении начальной максимальной цены контракта.

  Таким образом, Заказчиком в п.п. 6.1 п. 6 р. 1 Документации указано                          о поставке слуховых аппаратов как со стандартной конфигурацией, так и по индивидуальному изготовлению, что вводит в заблуждение потенциальных участников электронного аукциона и является нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части не установления в Техническом задании объективного описания объекта закупки.

  Исходя из вышеизложенного, довод жалобы в данной части обоснован                         (п. 1 жалобы).  

  

  2). Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации                                         о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

  Частью 4  ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного                                        в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

  В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

  Заказчиком в п.п. 22.1 п. 22 р. 1 Документации установлен порядок, даты начала                   и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, а именно указано следующее:

  «Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию                          на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки,                         на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

  В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

  Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

  Дата начала срока предоставления разъяснений: 20 марта 2017 года.

  Дата окончания срока предоставления разъяснений: 26 марта 2017 года».

  Положениями ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

  Законодатель не указывает, о каких днях идет речь - календарных или рабочих. По общему правилу вопросы исчисления сроков регулируются гл. 11 ГК РФ, из анализа которой следует, что во всех случаях, когда закон не содержит специального указания, сроки должны исчисляться в календарных днях. Согласно ст. ст. 191, 193 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

  Таким образом, в случае если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день и заказчик обязан предоставить разъяснения документации об аукционе.

  Исходя из вышеизложенного, довод жалобы в данной части не обоснован                         (п. 2 жалобы).   

 

   3).  Частью 4  ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного                         в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

  23 марта 2017 года в 15:17 ООО «Медпром» направило в адрес оператора электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе (извещение № 0278100000217000038).

  Заказчиком в материалы дела представлен скриншот единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) подтверждающий, что запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе получен на сайте - 23.03.2017 15:17, а на ЭП - 23.03.2017 22:17. Разъяснения положений документации об электронном аукционе от 29.03.2017 № РД2 созданы - 29.03.2017 16:25, размещены - 29.03.2017 16:25 (МСК+7).

  По общему правилу вопросы исчисления сроков регулируются гл. 11 ГК РФ, из анализа которой следует, что во всех случаях, когда закон не содержит специального указания, сроки должны исчисляться в календарных днях. Согласно ст. ст. 191, 193 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

  Дата окончательного размещения в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе по запросу, поступившему от оператора электронной площадки приходится на выходной день - 25.03.2017 (суббота).

  Следовательно, с учетом положений ст. ст. 191, 193 ГК РФ, окончательной датой размещения в единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru)  разъяснений положений документации об электронном аукционе в единой информационной системе является 27.03.2017 года (понедельник), тогда как Заказчиком разъяснения на положения документации размещены в единой информационной системе 29.03.2017 года, что является нарушением требований                   ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

 

  4). Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация                                    об электронном аукционе наряду с информацией, предусмотренной настоящей статьей, должна содержать информацию указанную в извещении о проведении такого аукциона.

  Частью 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию извещения о проведении электронного аукциона в том числе, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.

  В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

  2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

  Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины                        и оборудование.

  В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком указаны условия контракта, в том числе: «Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Российская Федерация, Еврейская автономная область по адресу Получателя (возможность доставить товар до конкретного инвалида при согласии Получателя                                 о предоставлении информации личного характера Поставщику). В городе Биробиджане возможна выдача в пункте выдачи, организованном поставщиком, после заключения контракта».

   Заказчиком в п. 6.4 р. 1 Документации установлены требования                                   к гарантийному сроку и (объему) предоставления гарантий качества товара, в том числе указано: «При передаче товара Получателю Поставщик за счет своих средств должен осуществлять его настройку. Поставщик за счет своих средств должен организовать настройку слуховых аппаратов в г. Хабаровске».

  В тоже время в п. 7 р. 1 Документации Заказчиком указано, что местом поставки товара является: «Еврейская автономная область по адресу Получателя (возможность доставить товар до конкретного инвалида при согласии Получателя о предоставлении информации личного характера Поставщику). В городе Биробиджане возможна выдача в пункте выдачи, организованном поставщиком, после заключения контракта».

  В п. 5.1.2 проекта контракта установлено следующее: «…Поставщик обязан поставлять Товар непосредственно Получателям Еврейской автономной области по адресу Получателя (возможность доставить товар до конкретного инвалида при согласии Получателя о предоставлении информации личного характера Поставщику). В городе Биробиджане выдача товара производится с пункта (-ов) выдачи, организованном поставщиком, после заключения контракта…При передаче товара Получателю Поставщик обязан осуществлять его настройку…».

  В п. 4 Приложения № 1 к проекту государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью Документации «Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара» указано: «При передаче товара получателю Поставщик за счет своих средств должен осуществлять его настройку. Поставщик за счет своих средств должен организовать настройку слуховых аппаратов в Хабаровске».

  Согласно п. 5 Приложения № 1 к проекту государственного контракта указано, что местом поставки товара является: «Еврейская автономная область по адресу Получателя (возможность доставить товар до конкретного инвалида при согласии Получателя о предоставлении информации личного характера Поставщику). В городе Биробиджане возможна выдача в пункте выдачи, организованном поставщиком, после заключения контракта».

  Заказчиком в п. 6.4 р. 1 Документации и в п. 4 Приложения № 1 к проекту государственного контракта указано, что при передаче товара Получателю Поставщик за счет своих средств должен осуществлять его настройку в Хабаровске, что не является требованием к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, а является одним из условий исполнения государственного контракта.

  Оказание услуг по слухопротезированию должно осуществляться на основании медицинской лицензии по сурдологии-оториноларингологии в соответствии                               с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.04.2015 № 178н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий», в соответствии с приказом Министерства здравоохранения                  и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н                               «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

  Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения                  и социального развития от 11.02.2010 № 09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам                                   их пользования подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.

  Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов услуг дополнительные требования.

  Учитывая, что в рамках оказания услуги требуется настройка слуховых аппаратов, исполнителю услуг необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность.

  Законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.

  Следовательно, Заказчиком в нарушение требований п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33,                ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 в п. 6.4 р. 1 Документации и в п. 4 Приложения № 1 к проекту государственного контракта установлено противоречивое требование о том, что Поставщик за счет своих средств должен организовать настройку слуховых аппаратов в Хабаровске, так как данное требование не является требованием к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества Товара, а является одним                        из условий исполнения государственного контракта. Кроме того, Заказчиком в Документации не установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по индивидуальной настройке слуховых аппаратов.

 

II

 

  При проведении внеплановой камеральной проверки установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.

  1).  Частью 1 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами,                           в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

  В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

  Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях                                  и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих                                из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 102 от 05.02.2015), в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе утвержден прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

  Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код по ОКПД - 26.60.14.120 «Аппараты слуховые», который входит в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, утвержденный Постановлением № 102 от 05.02.2015.

  В п. 19 р. 12 Документации Заказчиком указано следующее: «Национальный режим, предусмотренный ст. 14 Закона о контрактной системе: установлено ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 102                        от 05.02.2015».

  Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация                   об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию предусмотренную настоящей статьей.

  В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении                     о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной                                      в ст. 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

  Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в разделе: «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» не указаны ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств                  в соответствии с положениями Постановления № 102 от 05.02.2015, что является нарушением требований п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

 

    2). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки                              на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

  Пунктом 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес                              (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или                        в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

   В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать                             от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов                            и информации, не допускается.

           В п. 14.3 р. 1 Документации Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки, в том числе указано, что для проверки сведений об участнике закупки Заказчик рекомендует заполнить форму, включающую в себя следующие показатели:                          код причины постановки на налоговый учет (КПП); основной государственный регистрационный номер (ОГРН); ОКАТО; код ОКВЭД; код организации по ОКПО; ОКТМО; расчетный счет №; корреспондентский счет №; БИК полное название банка; местонахождение (адрес) банка.

           В нарушение требований ч.ч. 5, 6 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 14.3 р. 1 Документации (рекомендуемая форма) установлены требования по предоставлению сведений, не предусмотренных ст. 66 Закона                                    о контрактной системе, а именно: код причины постановки на налоговый учет (КПП); основной государственный регистрационный номер (ОГРН); ОКАТО; код ОКВЭД; код организации по ОКПО; ОКТМО; расчетный счет №; корреспондентский счет №; БИК полное название банка; местонахождение (адрес) банка.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Медпром»  на действия государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2017 году» (извещение от 22.03.2017                                                      № 0278100000217000038) признать обоснованной в части пунктов 1, 3, 4 жалобы.
  1. Признать государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных                                     и муниципальных нужд», а именно:
    1.  Пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 1 раздел I настоящего решения).
    2.  Части 4 статьи 65 (пункт 3 раздел I настоящего решения).
    3.  Пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, части 5 стать 63, части 1 статьи 64 (пункт 4 раздел I настоящего решения).
    4. Пункта 7 части 5 статьи 63 (пункт 1 раздел II настоящего решения).
    5. Частей 5, 6 статьи 66 (пункт 2 раздел II настоящего решения).
  2. Выдать Аукционной комиссии государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указанного в пункте 2 настоящего решения.
  3. Выдать государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области предписание для устранения нарушений требований Федерального закона                               от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указанного в пункте 2 настоящего решения.

           5.  В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013                    № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия                    в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

 

 

Председатель комиссии

 

 

  <…>

Члены комиссии:

 

 

  <…>

 

 

 <…>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны