Решение № № К-14-05/18 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении законодательства о закупках от 25 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Еврейского УФАС России)  в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:  

-  <…>

 

-  <…>

 

-  <…>;

 

-  <…>;

 

 

-  <…>

 

 

-  <…>;

 

при участии от Заказчика: представителей  <…>,

          в отсутствии представителей Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью  <…>, уведомлено надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия Заявителя (исх. № 09/22/05 от 22.06.2018),

          рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью  <…>  <…>  на действия государственного Заказчика -  <…> при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка слуховых аппаратов для обеспечения детей-инвалидов в 2018 году» (извещение от 08.06.2018 № 0278100000218000075),  в соответствии с ч. 15                    ст. 99,  ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014  № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью  <…> (далее – ООО  <…>, Заявитель)                                                   от 14.06.2018 № 09/29/05 (вход. от 18.06.2018 № 02/5-976) на действия государственного Заказчика – Государственного учреждения –  <…> (далее – ГУ  <…>, Заказчик) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка слуховых аппаратов для обеспечения детей-инвалидов в 2018 году» (извещение от 08.06.2018 № 0278100000218000075).

          Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»                      (далее – Закон о контрактной системе).

В своей жалобе ООО  <…> сообщает следующее.

Общество с ограниченной ответственностью  <…> внимательно изучило информацию, размещенную в единой информационной системе закупок в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» (официальный сайт) (извещение № 0278100000218000075)  и  пришло  к выводу  о том,  что аукционная документация содержит нарушения требований   Закона о контрактной системе.

  1. Действия Заказчика, установившего в документации об аукционе требование о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии – оториноларингологии при поставке товара и оказании услуг по настройке слуховых аппаратов ограничивает количество участников закупки, так как участник закупки при исполнении контракта вправе привлечь соисполнителя, имеющего соответствующую лицензию на данный вид деятельности, что нарушает требования п. 1 ч.  1 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.    
  2. Заказчик не установил, копии каких документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации должен предоставить участник закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе. Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64,  п. 3 ч.  5 ст.  66 Закона о контрактной системе.
  3. В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком указан почтовый адрес несоответствующий действительности. Действия Заказчика,                    не установившего полной, достоверной информации в извещении и проведении электронного аукциона нарушают требования ч.  3 ст.  7, п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
  4. Совокупности, установленным Заказчиком требованиям в  позиции 2  Раздела  15. Техническое задание аукционной документации соответствует товар единственного производителя  ООО  <…> (Россия)   единственной модели слухового аппарата  <…>, чем  ограничивает права и интересы Заявителя, и необоснованно  ограничивает конкуренцию. Заказчиком указан  параметр  (техническая  характеристика) слухового аппарата без допустимых отклонений.

В соответствии с пунктом 5.1.4  «ГОСТ Р 51024-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний» предусмотрено  допустимое отклонение полного акустического усиления на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального должно быть не более +/- 5 дБ, максимального ВУЗД насыщения, максимального ВУЗД90 или ВУЗД90 на контрольной частоте, ВУС90 на контрольной частоте от номинального должно быть не более +/- 4 дБ.

Таким образом, «Максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ (ВУЗД 90): должен быть не более 118 дБ (+/- 4 дБ – данные отклонения допустимы ГОСТ Р 51024 – 2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний»), что соответствует установленному к данной характеристике требованию и  «Максимальное акустическое усиление ( полное  акустическое  усиление  на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального должно быть не более +/- 5 дБ) ,что допускает отклонения.

Заказчиком вышеуказаные допустимые отклонения не предусмотрены ни техническим заданием ни инструкцией по заполнению первых частей заявки.

- Бинауральная  координация  кнопки-переключателя и бинауральная двойная  система подавления обратной связи (включая динамическое подавление обратной связи без снижения усиления).

Данная функция называется биноуральная синхронизация.

Бинауральное слухопротезирование — это процесс, при котором протезированию подлежат оба уха. 

Заказчик в техническом задании устанавливает   общие требования к Товару  в соответствии с ГОСТ Р 51024-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" .

Таким образом, при составлении описания объекта закупки Заказчиком не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология в соответствии с ГОСТ Р 51024-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний".

 При этом, в документации не содержится обоснования о необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При этом количество слуховых аппаратов при функции «биноуральная синхронизация»  - 7 (семь штук) не соответствует потребности Заказчика.

Данное количество слуховых аппаратов с функцией «биноуральная синхронизация» вводит нас, как участника закупки в заблуждение, необъективное описание объекта закупки  и указывает  на недостоверные сведения, предоставленные Заказчиком.

На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика содержатся нарушения требований ч. 2 ст. 8, п. 1, 2  ст. 33, п.1  ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Заказчиком представлены письменные возражения от 20.06.2018                             № 13-09/7911-3143 на жалобу Заявителя, в которых изложено следующее.

  1. Цифровой слуховой аппарат — это компактное звукоусиливающее устройство для помощи людям с нарушениями слуха.

Прежде чем слабослышащий человек сможет пользоваться подобранными под особенности его слуха слуховыми аппаратами, их необходимо настроить

Настройка слухового аппарата - это процесс подстройки слухового аппарата под особенности слуха клиента. Проводится специалистом по слухопротезированию с помощью специальных настроечных программ на компьютере. Настройка необходима для того, чтобы пользователь слухового аппарата мог максимально комфортно воспринимать различные звуки в любой акустической обстановке.

Оказание услуг по слухопротезированию должно осуществляться на основании медицинской лицензии по сурдологии-оториноларингологии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.04.2015 №178н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012  №4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий», в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.201 №09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов услуг дополнительные требования.

Учитывая, что в рамках оказания услуги требуется настройка слуховых аппаратов, исполнителю услуг необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность.

Законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является - лицензируемым видом деятельности.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В сделке могут участвовать соисполнители. Сторонняя помощь может понадобиться исполнителю. Ей можно воспользоваться, если ни документация о закупке, ни Гражданский кодекс Российской Федерации по отношению к определенному виду сделки этого не запрещают.

В Документации и извещении к закупке запрета на привлечение соисполнителя нет. Таким образом, Участник закупки может самостоятельно произвести поставку товара, в соответствии с условиями контракта, а для наладки и настройки уже может привлечь соисполнителя с необходимой имеющейся у него лицензией.

  1. Предметом контракта является Поставка цифровых слуховых аппаратов, иными словами можно сказать, что к поставке представлено изделие медицинского назначения.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Пунктом 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.

Таким образом, требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении, на основании п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе правомерно.

Согласно ч. 10 ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан Правительством Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - государственный реестр), и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет». В соответствии с ч. 11 ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в государственный реестр вносятся следующие сведения:

  1. наименование медицинского изделия;
  2. дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер <...> срок действия регистрационного удостоверения;
  3. назначение медицинского изделия, установленное производителем;
  4. вид медицинского изделия;
  5. класс потенциального риска применения медицинского изделия;
  6. код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;
  7.  наименование и место нахождения организации - заявителя медицинского изделия:
  8. наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
  9.  адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
  10. сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.

Таким образом, заказчик при рассмотрении заявок участников закупок может беспрепятственно пользоваться государственным реестром, размещенным на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Росздравнадзора.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что поскольку к поставке предлагается изделие медицинского назначения и указав в Разделе 9 аукционной документации: Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром: Установлено, Заказчик имеет ввиду наличие копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия, или информации о таком удостоверении, потому что иная информация о такой категории товара отсутствует.

  1. В извещении о проведении электронного аукциона допущена Техническая ошибка. После обновления ЕИС данные были изменены системой без ведома Заказчика. Данный недочет никак не влияет на ход проведения процедуры.

Почтовый адрес указан в Документации к закупке.

  1. Установленное количество слуховых аппаратов с функцией «бинауральная синхронизация», подразумевает под собой количеству 1 пара, которая состоит из 1 слухового аппарата на правое ухо и 1 слухового аппарата на левое ухо, всего 2 штуки, связано с тем что у одного ребенка рекомендовано программой реабилитации 2 аппарата с разными мощностями. В связи с этим в Техническом задании указана потребность в аппаратах средней мощности и 1 аппарата мощного.

На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представитель Заказчика поддержала возражения на жалобу в полном объеме.

 

          В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав возражения представителей Заказчика, Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее.

          В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

08 июня 2018 года управляющей ГУ  <…> издан приказ № 124-А «О размещении заказа путем проведения электронного аукциона».

25 апреля 2018 года управляющей ГУ  <…> утверждена документация б аукционе в электронной форме  на «поставку цифровых слуховых аппаратов для обеспечения детей-инвалидов в 2018 году» (далее – Документация).

08 июня 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке                                       ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона                                          № 0278100000218000075 и документация, в которых указано следующее.

Наименование объекта закупки: Поставка слуховых аппаратов для обеспечения детей-инвалидов в 2018 году.

Начальная (максимальная) цена контракта:  292 979,98 руб.

Требования к участникам: К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Ограничения и запреты: Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ на основании Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

  1. Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов услуг дополнительные требования.

Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе установлено требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.

Заказчиком в п.п. «б» п. 9.2.2 р. 9 Документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов: Наличие действующей лицензии по сурдологии-оториноларингологии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) установлено, что медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012  № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

В силу пункта 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология - оториноларингология», утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 № 178н, медицинская помощь по профилю «сурдология - оториноларингология» включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 № 09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.

Учитывая, что в рамках оказания услуги требуется настройка слуховых аппаратов, исполнителю услуг необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность.

Законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, указанные услуги могут оказываться только организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности.

В силу вышеуказанного,  данный довод жалобы не обоснован.

 

  1. Согласно положениям п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в том числе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Заказчиком в п.п. «е» п.9.2.2 р. 9 документации установлено требование о представлении участником во второй части заявки на участие в аукционе копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Согласно п. 5.1.12 р. 5 Проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Документации, в течение 10 (десяти) дней с момента подписания настоящего Контракта представить Заказчику копии регистрационного удостоверения и документа, подтверждающего соответствие Товара (декларацию о соответствии продукции либо сертификат соответствия) или иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности товара, является условием, в случае, если на поставляемый Товар в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо наличие указанных документов.

Заказчик в заседании пояснил, что в данном случае речь идет о копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия, или информации о таком удостоверении, потому что иная информация о такой категории товара отсутствует.

Поскольку Заказчик в данном случае, исходя из п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не предусмотрел во второй части заявки на участие в электронном аукционе представление регистрационного удостоверения, что допустимо, так как регистрационное удостоверение предоставляется после подписания контракта.

Комиссия Еврейского УФАС пришла к выводу, что Заказчик вправе был при проведении данного аукциона не указывать на представление во второй части заявок регистрационного удостоверения, так как норма п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе допускает правомерными такие действия заказчика.

На основании вышеизложенного п. 2 жалобы не обоснован.

 

  1. В п. 1 ч. 1 ст. 42 Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.

Заказчиком в Извещении (электронная форма) сформированной на официальном сайте закупок установлена следующая информация:

- Почтовый адрес: <…>

- Место нахождения: <…>

Заказчиком в п. 4.2 р. 4 Документации установлен почтовый адрес Заказчика: <…>

Заказчик в заседании пояснил, что данное нарушение произошло в следствие технической ошибки.

Комиссия Еврейского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, так как информация о почтовом адресе установлена в Документации, что не может ввести в заблуждение участников закупки. В данном случае произошла техническая ошибка не по вине заказчика.

          На основании вышеизложенного, довод изложенный в п. 3 жалобы не обоснован.

 

  1. 4.1. Довод Заявителя о том, что условиям технического задания соответствует товар одного определенного производителя, Комиссия считает необоснованным, в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом,  из положений ч. ч. 1, 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.

В силу императивных требований Закона заказчик при объявлении закупки обязан определить характеристики товара и показатели, позволяющие установить соответствие предлагаемых участниками аукциона товаров, работ, услуг требованиям, установленным заказчиком.

При этом, исходя из буквального толкования вышеприведенных положений ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности и необходимых для выполнения соответствующих функций, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции.

Положения ст. 33 Закона о контрактной системе, как это было указано выше, допускают возможность при описании объекта закупки в аукционной документации указывать не только максимальные или минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика, но и такие значения показателей, которые не могут изменяться.

При этом по смыслу Закона решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько производителей производят соответствующий товар, а факт возможности участников торгов осуществить его поставку.

В своей совокупности и взаимосвязи положения Закона не предусматривают ограничений по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанности заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор показателей и характеристики объекта закупки в любом случае остается за заказчиком. При этом заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности в зависимости от количества производителей, выпускающих товар, отвечающий потребности заказчика.

 Согласно Документации и Извещению предметом контракта является: «Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения детей-инвалидов в 2018 году». В описании объекта закупки отсутствует какое–либо указание на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

При этом в техническом задании указаны как максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, с указанием по ряду характеристик диапазонных значений с формулировкой «не менее» «не более», что отражает потребность Заказчика, выраженную в установлении характеристик товара с учетом п.1 ч. 1 ст. 64, ст. 33 Закона о контрактной системе.

Изучив техническое задание, Комиссия Еврейского УФАС приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе указаны показатели, необходимые для определения соответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.

Кроме того, Заявителем не представлено объективных доказательств в подтверждение своих доводов.

 

    1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

На заседании, представители Заказчика пояснили, что Заказчик использовал при составлении описания объекта закупки показатели, условные обозначения, терминологию, касающихся технических и функциональных характеристик слуховых аппаратов, предусмотренных ГОСТами, например, характеристики требуемых максимального ВУЗД90, частотного диапазона и проч., указанные в ГОСТ Р 51024-2012, терминологию максимального ВУЗД90, частотного диапазона и проч., указанные в том же ГОСТе. Более того, в самом техническом задании указано: «Слуховые аппараты должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012».

В соответствии с пунктом 4.6 данного ГОСТа установлено, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в ГОСТе должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.

Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком осуществляется закупка для определенной категории пациентов, при этом техническое задание сформировано с учетом возможности применения слухового аппарата к данной категории.

Кроме того, вышеуказанные показатели не являются «уникальными» и характерными только для одного слухового аппарата, данные показатели лишь детализируют функциональность слуховых аппаратов.

Изучив техническое задание, Комиссия Еврейского УФАС приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе указаны показатели, необходимые для определения соответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.

Доказательств того, что установленные требования Заказчика ограничили в участии в аукционе, Заявителем не предоставлено, а также отсутствие товара с необходимыми характеристиками у участника закупки.

 

    1. При разработке документации заказчик (учреждение) должен руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» которым установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Согласно Техническому заданию документации Заказчиком установлено требование по поставке слуховых аппаратов с функцией «бинауральная синхронизация» в количестве 7 штук.

Техническое задание на приобретение слуховых аппаратов было составлено на основании представленных лицам индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида.

Как пояснил представитель Заказчика, установленное количество слуховых аппаратов с функцией «бинауральная синхронизация», подразумевает под собой количество 1 пара, которая состоит из 1 слухового аппарата на правое ухо и одного слухового аппарата на левое  ухо, всего 2 штуки, связанно это с тем, что у одного ребенка рекомендовано программой реабилитации 2 аппарата с разными мощностями. В связи с этим в Техническом задании указана потребность в 7 аппаратах средней мощности и 1аппарата мощного.

Комиссия отмечает, что Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товаров с указанным в аукционной документации описанием объекта закупки в материалы дела не представлено. Любой участник закупки мог предложить к поставке товары собственного производства либо закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям Заказчика, документацией не ограничены. Предполагаемое отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

В данном случае в рамках формирования объекта закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.

На стадии подготовки к проведению закупки осуществлялся мониторинг цен на товарном рынке, в адрес Заказчика поступило три коммерческих предложения различных поставщиков, готовых поставить товары, отвечающие требованиям документации об электронном аукционе.

Таким образом, доводы жалобы Общества о возможном ограничении количества участников закупки носят предположительный характер и не основаны на конкретных фактах. Право на участие в аукционе было предоставлено на равных условиях всем потенциальным участникам закупки.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации об электронном аукционе предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Общество в жалобе не указывает в чем, по его мнению, выразилось нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки, повлекшее ущемление его прав и законных интересов как участника закупки и не прикладывает к своей жалобе документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода.

Доказательств, подтверждающих невозможность закупки определенного в документации об электронном аукционе товара, или факта существования ограничений, налагаемых производителями данных товаров на их свободную продажу третьим лицам, которые позволили бы Комиссии сделать вывод о наличии признаков ограничения конкуренции, со стороны Заявителя предоставлено не было.

Поскольку Заявителем доказательств, свидетельствующих об ограничении доступа участников закупки не представлено, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью   <…>на действия государственного заказчика – Государственного учреждения –  <…>  при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка слуховых аппаратов для обеспечения детей-инвалидов в 2018 году» (извещение от 08.06.2018 № 0278100000218000075) признать необоснованной.

 

 

Председатель комиссии                                                                               <…>

 

Члены комиссии:                                                                                  <…>

 

              <…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны