Решение №К-17/05 Решение по делу от 16 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К-17/05 о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения объявлена «27» июня 2017 года                  г. Биробиджан

В полном объеме решение изготовлено «30» июня 2017 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:

- Лунев А.А.

 

 

- …

- руководитель Еврейского УФАС России;

 

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Еврейского УФАС России;

 

 

 

- ...

 

 

- специалист-эксперт отдела контроля закупок Еврейского УФАС России,

         при участии от Заказчика: представителя Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» ... (доверенность от 27.06.2017),  ...(доверенность от 27.06.2017),

         в отсутствии представителей ИП ... (уведомлены надлежащим образом - уведомление от 21.06.2017 исх. № 5-1504, ходатайство о  рассмотрении дела без участия, от 21.06.2017 исх. № 65),

         рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя … (…)  на действия государственного заказчика - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является «Монитор пациента» (извещение от 01.06.2017 № 0378300000617000010), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014№ 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Индивидуального предпринимателя … (далее – ИП .., Заявитель) от 20.06.2017 года (вход. № 01/5-888) на действия государственного заказчика - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи (далее - ОГБУЗ «ССМП», Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является «Монитор пациента» (извещение от 01.06.2017 № 0378300000617000010).

         Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона                                                   от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон                                             о контрактной системе).

         В жалобе ИП ... указано следующее:

«Для разъяснения технического задания и в целях приведения его в соответствие с действующим законодательством в сфере государственных закупок отправлены два запроса на разъяснение положений документации об аукционе в электронной форме (исх. № 59 от 06.06.2017г.; исх. № 60 от 07.06.2017г.).

На запрос исх. № 59 от 06.06.2017г., Заказчик ответил отпиской ссылаясь на то, что ««Металлический корпус, ударо-вибропрочный (наличие)» - установленное требование заказчика к товару, согласно тех. заданию (п. 1.13) к аукциону №0378300000617000010, и соответствует условиям эксплуатации данного оборудования заказчиком. Монитор будет устанавливаться в автомобиле скорой медицинской помощи. С учетом плохих дорог, постоянных выездов в районы области и высокой вероятности непреднамеренных внешних воздействий (удары каталкой, носилками, другим оборудованием) необходима максимальная защита оборудования.».

В запросах мы обращали внимание Заказчика на нарушения ст. 8 гл. 1, Закона о контрактной системе, принцип обеспечения конкуренции и ч. 4 ст. 67 п. 5, ст.17 п.1 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ и на то, что корпус монитора изготавливается из ударопрочной пластмассы в соответствии требованиями технических условий ТУ 9441-002-24149103-2002 и предназначен для работы в экстремальных условиях в машинах скорой помощи, а в нашей заявке (Первая часть) указали, что пластмассовый корпус изловлен по классу 5 ударо-вибропрочности в соответствии с ГОСТ Р 50444-92 (р. р. 3.4), ГОСТ Р 50267.0-92, ГОСТ 30324.30-2002, ГОС Р 50267.34-95, ГОСТ 30324.2.49-2012, что является эквивалентом металлического корпуса, ударо- вибропрочного.

Монитор поставляется в стандартном оснащении машин автомобилей скорой помощи.

Монитор работает от сети 220±10% В, 50 Гц., от встроенного аккумулятора и от бортовой сети автомобилей скорой помощи.

Сайт производителя: ООО НПП Монитор: http://www.monitor-ltd.ru/

Техническое задание имеет признаки нарушения Статьи 17 п.1 Закона о защите конкуренции, ограничения или устранения конкуренции путем использование доминирующего положения отдельного производителя или его дилера (Компании КАРДЕКС, монитор КАРДЕКС МАР-02, http://www.cardex.ru/).

В описании объекта закупки в нарушение п.1 ст.33 Закона о контрактной системе отсутствует обязательное условие: не включены слова «или эквивалент», и не указаны максимальные или минимальные значения показателей - «не менее» или «не более». При составлении ТЗ Заказчик обязан ориентироваться на несколько производителей оборудования. Однако ТЗ составлено под одного производителя, а это в свою очередь указывает на косвенную заинтересованность Заказчика в поставке оборудования производства Компании КАРДЕКС, монитор КАРДЕКС МАР-02 (http://www.cardex.ru/), т.е. имеется определенный сговор одного производителя или дилером и Заказчиком.

При проведении аукциона Заказчиком нарушены требования ст. 8 гл. 1. Закона о  контрактной системе принцип обеспечения конкуренции и ч. 4 ст. 67 п.5 Закона о защите конкуренции, ст. 17 п. 1 Закона о защите конкуренции, ст. 13 и ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Заказчик просит рассмотреть жалобу по существу нарушений, приостановить аукцион, признать нарушения в действиях заказчика, отменить определение поставщика по протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА в электронной форме № 0378300000617000010, обязать заказчика внести изменения в пункты технического задания и выставить аукцион с измененными параметрами ТХ, для возможности участия в аукционе всех производителей мониторов РФ».

 

Заказчиком в адрес Еврейского УФАС представлены письменные возражения на жалобу от 21.06.2017 исх. № 388, в которых указано следующее: «В соответствии с п.1 ч. 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. В документации об аукционе на закупку мониторов пациента в техническом задании было указано в п. 1.13. требование к товару: «Металлический корпус, ударо-вибропрочный - наличие». Участник аукциона под номером 3 указал в своей первой части заявки на участие в аукционе: «Пластмассовый корпус изловленный по классу 5 ударо-вибропрочности в соответствии с ГОСТ Р 50444-92(р.р3.4), ГОСТ Р 50267.0-92, ГОСТ 30324.30-2002. ГОС Р 50267.34-95, ГОСТ 30324.2.49-2012, (эквивалент - металлический корпус, ударо-вибропрочный) - наличие». Следовательно, Единая комиссия в полном соответствии с п.2 ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе обосновано отклонила данную первую часть заявки под номером 3, на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе (техническое задание и. 1.13).

До рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе поступил запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В запросе участник необоснованно утверждал, что согласно требованиям технического задания аукциона отсутствуют эквиваленты российского производства, в то время как на российском рынке присутствует медицинское оборудование, которое соответствует данным требованиям.

Далее участник требовал изменить п. 1.13 Технического задания Заказчика под свое имеющееся мед. оборудование, а именно поставить наличие пластикового корпуса у монитора пациента, а также требование поставить к диапазонам параметров максимальные и минимальные значения и неуместное требование к эквиваленту таких параметров. Выполнение данных требовании могло привести к неточности требований и условиям эксплуатации данного оборудования, что противоречит установленным показателям для прохождения обязательной сертификации и регистрации данного товара, а так же для утверждения типа средства измерения.

Так же Заказчик установил одно из требований к товару - наличии металлического корпуса, ударо-внбропрочного, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а именно Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пластиковый корпус не является эквивалентом металлическому, т.к. это разные материалы. Так же, как стеклянный корпус оборудования у иностранных производителей не является эквивалентом металлическому корпусу. По запросу было дано следующее разъяснение: «Металлический корпус, ударо-вибропрочный (наличие)» - установленное требование заказчика к товару, согласно тех.заданию (п. 1.13) к аукциону №0378300000617000010, и соответствует условиям эксплуатации данного оборудования заказчиком. Монитор будет устанавливаться в автомобиле скорой медицинской помощи. С учетом плохих дорог, постоянных выездов в районы области к высокой вероятности непреднамеренных внешних воздействий (удары каталкой, носилками, другим оборудованием) необходима максимальная защита оборудования».

Указанное выше требование к корпусу оборудования является необходимым в связи с тем, что оборудование будет использоваться на выездных бригадах скорой помощи в районах Еврейской автономной области (в автомашинах), где повышен риск их повреждения из-за специфики деятельности и постоянных разъездов бригад с пациентами из районов в город и обратно. Так как объектом закупки является товар, а не изготовление данного товара, то данное требование не носит ограничительный характер, а лишь соответствует эксплуатационным и другим указанным требованиям Заказчика к мониторам пациента. На российском рынке присутствует ряд поставщиков, имеющих в наличие данный товар, или готовых закупить товар и поставить его. Производитель мониторов пациента с металлическим корпусом никак не ограничивает возможность покупки его оборудования и дальнейшей продажи его покупателям, а Заказчик со своей стороны не делал никаких ссылок и ограничений на круг поставщиков. Следовательно, участник закупки при отсутствии данного оборудования у себя в наличии, мог свободно закупить его у производителя или у других поставщиков и поставить Заказчику. Указанные сроки поставки мониторов пациентов в документации Заказчику являются достаточными для такого варианта закупки».  

 

        Представители Заказчика возражения на жалобу поддержали в полном объеме, пояснил следующее:

        «Заказчик заявку ИП ... отклонил правомочно, та как она не соответствует требованиям Технического задания. Пластиковый корпус, если и является ударо-вибропрочным не может быть эквивалентом металлическому, так как изготовлен из другого материала.

        Исходя из негативного опыта, пластиковые мониторы подлежат списанию через год эксплуатации.

        В связи с тем, что мониторы закупаются так же в районы ЕАО, только металлический корпус может выдержать нагрузки при поездках.

        При проведении анализа поставщиков Заказчиком выявлено, что по Россию мониторы «Кардекс» поставляют иные поставщики. Таким образом Заказчик не ограничивал круг поставщиков.

        В ГОСТах нет указания из каких материалов должны быть изготовлены мониторы.

        Таким образом, Заказчик считает, что правомерно отклонил заявку ИП ...».

 

Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

         В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

         Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе). 

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:

         1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

         2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

        Таким образом, государственный заказчик - ОГБУЗ «ССМП» при осуществлении закупки обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.

 

31 мая 2017 года главным врачом ОГБУЗ «ССМП» ... издан приказ о проведении электронного аукциона на поставку мониторов пациента № 30а-ОД.

         01 июня 2017 года на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru Заказчиком размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0378300000617000010, документация об электронном аукционе проводимом с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним контракта на поставку монитора пациента (далее - Документации).

        В извещении содержится следующая информация:

         Начальная (максимальная) цена контракта: 800 000.00 руб.

        Дата и время начала подачи заявок: 01.06.2017 19:35

          Дата и время окончания подачи заявок: 09.06.2017 09:00

  Дата проведения аукциона в электронной форме: 13.06.2017

 

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

 

В Документации р. 3 Техническая часть документации п. 1.13 установлены следующие характеристики товара, в том числе: металлический корпус, ударо-вибропрочный.

Заказчик при формировании Технического задания включил в документацию такие требования к товару, которые отвечают его потребностям.

Необоснованность доводов жалобы ИП ... подтверждается тем, что для расчета начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком изучены три коммерческих предложения от разных исполнителей (ООО «Медиком»; ООО «МедКомплект»; ООО «Кардекс»), которые готовы поставить товар в соответствии с Техническим заданием, установленным Заказчиком.

По данному электронному аукциону поступило 3 заявки на участие, содержание Заявок № 2 и № 3 признаны не соответствующими по п. 1.13 Технического задания документации.

В заседании Заказчиком были представлены доказательства того, что на рынке деятельность по поставке мониторов фирмы «Кардекс» осуществляют различные поставщики.

Таким образом, ни Заказчик ни производитель не оказывают какого-либо воздействия на конкуренцию между поставщиками.

В заседании комиссии Заказчиком в подтверждение необоснованности доводов жалобы представлены следующие нормативно-правовые документы: ГОСТ 20790-93/ГОСТ Р 50444-92. «Межгосударственный стандарт. Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 12.03.1996 № 164.

Проведя анализ вышеуказанных ГОСТов, следует вывод о том, что законодательством не предусмотрено из какого именно материала должны быть изготовлены мониторы.

Заявителем не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт того, что установление вышеуказанных технических характеристик Заказчиком подобным образом ущемляет права и нарушает равенство сторон участников или создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Следовательно, исходя из вышеизложенного, доводы жалобы не нашли своего подтверждения, а так же факт ограничения количества участников закупки не нашел своего подтверждения.

            

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И ЛА:

 

Жалобу Индивидуального предпринимателя ... на действия государственного заказчика – областного государственного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является «Монитор пациента» (извещение от 01.06.2017 № 0378300000617000010) признать необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия                             в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

 

 

Председатель комиссии

 

         Лунев А. А.

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

           …

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны