Решение б/н Решение по делу К-35/05 в отношении государственного заказчи... от 15 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № К-35/05  о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения  объявлена  «29» декабря  2014 года                  г. Биробиджан

В полном объеме   решение  изготовлено «12»  января 2015 года

                                                                           

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:  

- <…..>

 

 

- <…..>

- руководитель управления Еврейского УФАС России;

 

- начальник отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России;

 

 

- <…..>

 

 

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России,

при участии:

         - представителя государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Горки» Управления Федерального агентства  по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу <…..> (доверенность № 79АА 0105849 от 16.09.2014);

         - представителя Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» филиала ООО «Росгосстрах» в Еврейской автономной области <….> (доверенность № 79АА 0087872 от 26.12.2014),

         рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» филиала ООО «Росгосстрах» в Еврейской автономной области <….> от 24.12.2014 № 789 на действия государственного заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (извещение № 0378100002914000043 от 15.12.2014), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом ФАС России от 11.02.1014 № 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России  от 24.07.2012  № 498, Приказом ФАС России от 14.05.2008 № 163,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» филиала ООО «Росгосстрах» в Еврейской автономной области (далее - ООО «Росгосстрах», Заявитель) от 24.12.2014 № 789 на действия государственного заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (далее - ФГКУ Комбинат «Горки» Росрезерва, Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (извещение № 0378100002914000043 от 15.12.2014).

         Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106  Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон  о контрактной системе).

                  Заявитель в своей жалобе указал, что 15.12.2014 года на сайте www.zakupki.gov.ru     было опубликовано извещение о проведении запроса котировок для закупки №0378100002914000043. В техническом задании были представлены не полные сведения для формирования цены государственного контракта, а также данные технического задания и обоснования цены различались.

         16 декабря 2014 года Заказчику был направлен запрос исх. №781 (Приложение № 1), на который был получен ответ (Приложение 2).

         В жалобе указано, что при участии в рассматриваемой закупке ООО «Росгосстрах» действовал добросовестно и расчет страховой премии ООО «Росгосстрах» на сумму 31 372,56 руб. при участии в закупке на право заключения государственного контракта по ОСАГО производился ООО «Росгосстрах» на основании представленных в закупочной документации данных, в том числе, по автомобилям и их техническим характеристикам,  и согласно нормативно-правовым актам обязательного страхования. Расчет  ООО «Росгосстрах» приложен, является единственно верным, предложенная цена получена в соответствии с информацией о парке транспортных средств, указанной   в закупочной документации.

        Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в не признании победителем заявки ООО «Росгосстрах», противоречат ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе и закупочной документации, нарушили права и законные интересы ООО «Росгосстрах», как участника закупки.

 

          В  письменных возражениях Заказчика изложено следующее.

        1). В жалобе указано, что Заказчиком в техническом задании представлены неполные сведения для формирования цены государственного контракта. С данными доводами не согласны, так как в техническом задании отсутствовали следующие сведения: дата первоначального страховании, наличие убытков, прерывалось ли страхование каждого транспортного средства. Данные сведения используются Страховщиками для расчета понижающих коэффициентов (Кмб) и содержатся в единой базе АИС Российского Союза Автостраховщиков. Страховые компании при расчете страховых премий обязаны самостоятельно делать запросы в АИС РСА, у Заказчиков такой возможности нет. Необходимая информация представлена ООО «Росгосстрах» (исх. № 1048 от 16.12.2014), но она может быть использована для расчета Кбм только после проверки по базе АИС РСА.

         2). В жалобе указано, что данные технического задания и данные обоснования цены различались. С данными доводами не согласны, так как обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) показывает, каким способом Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта и содержит более краткую    информацию, а техническое задание содержит более подробную информацию.

         3). Заявитель считает, что расчет ООО «Росгострах» является единственно верным. С данными доводами не согласны, так как ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать котировочная заявка. Требовать от участника запроса котировок, предоставления иных документов и информации не допускается (ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе).                   В соответствии с п. 2 ч. 3 ст.73 Закона о контрактной системе, заявка должна содержать предложение о цене контракта, а не расчет. Заказчиком не установлено требование о предоставлении расчета. Предоставление расчета - это инициатива ОАО «Росгосстрах». Также Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика проверять правильность расчетов.

         4). Заявитель считает, что не признание победителем заявки ООО «Росгосстрах» противоречат ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе и закупочной документации. С данными доводами не согласны, так как ссылка на ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе несостоятельна, данная норма регулирует порядок рассмотрения заявок при проведении конкурса, а не запроса котировок. В соответствии с ч. 6 ст.78 Закона о контрактной системе, победителем запроса котировок признается участник,   предложивший наиболее низкую цену товара. Для участия в запросе котировок на оказание услуг ОСАГО было подано две заявки: СОАО «ВСК» и ООО «Росгосстрах»   Решением Единой комиссии победителем признан участник -  СОАО «ВСК», предложивший наименьшую цену контракта, заявке ООО «Росгосстрах» присвоен второй номер.

 

         В заседании Комиссии представитель Заказчика доводы, приведенные в письменных возражениях, поддержала в полном объеме.

        

         В заседании Комиссии представитель ООО «Росгосстрах» доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

 

         Изучив представленные документы, проведя внеплановую проверку, заслушав пояснения сторон, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрев доводы жалобы  Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» и Страхового открытого акционерного общества «ВСК», Комиссия пришла к следующим выводам.  

         В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 « 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

         Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок  (ст. 6 Закона о контрактной системе). 

Статьей 8 Закона о контрактной системе  установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:

         1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

         2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

         Таким образом, государственный заказчик - Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу при осуществлении закупок обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.

        

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

         15 декабря 2014 года на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru Заказчиком размещены извещение о проведении запроса № 0378100002914000043 от 15 декабря 2014 года.

         Наименование объекта закупки: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)».

         Начальная (максимальная) цена контракта: 54 039,24 руб.

         В извещение о проведении запроса котировок № 0378100002914000043 от 15.12.2014 указано обоснование начальной (максимальной) цены, а именно обоснование осуществлено с применением метода сопоставимых рыночных цен на основании информации  о рыночных ценах и приведено в приложении № 1 к настоящему извещению. В то время, как в Приложении № 1 к документации указано, что начальная (максимальная) цена контракта определена тарифным методом на основании Указания Банка России  от 19.09.2014                     № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» с помощью калькулятора ОСАГО, размещенного на официальном сайте Российского союза автостраховщиков www. autonis.ru. Цена контракта включает в себя все расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

         В п. 8 Приложения № 1 к документации о запросе котировок указаны условия страхования, а именно при заключении государственного контракта стороны руководствуются:

         - федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002;

         - положением «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств » (утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П);

         - страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденными Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

        - положением «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (утв. Банком России 19.09.2014 № 433-П).

Результаты рассмотрения и оценки заявки на участие в запросе котировок указаны  в протоколе от 22.12.2014 года № П1.

В соответствии с п. 5.1 протокола от 22.12.2014 № П1 Комиссия рассмотрела заявки участников и приняла следующее решение:

- заявка № 1: СОАО «ВСК»- соответствует требованиям;

- заявка № 2: ООО «Росгосстрах» - соответствует требованиям.

Согласно п. 5.2 протокола от 22.12.2014 № П1 победителем запроса котировок признан участник заявки № 1: СОАО «ВСК».

 

1. В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства   (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) предложение о цене контракта;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям  в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Частью 4 ст. 73 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

Таким образом, положения ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе определяет перечень документов и информации, которые должны содержаться в заявке на участие в запросе котировок. Этот перечень сформулирован закрытым.

         Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок для закупки № 0378100002914000043 от 15 декабря 2014 года указано, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы в том числе:

- документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29  Закона о контрактной системе, или копии таких документов;

- декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.

         Заявка должна быть оформлена в соответствии с приложением № 2 к настоящему извещению.

Таким образом, в нарушение требований ч.ч. 3, 4 ст. 73 Закона о контрактной системе Заказчиком в приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок представлена форма котировочной заявки, в которой указано, что участник в заявке должен декларировать свое соответствие единым требованиям к участникам закупки (статья 31 Закона о контрактной системе), а именно:

         - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, оказание услуг, оказание услуги, являющихся объектом закупки - __________________________(имеем лицензию № _____от __________, выданную ______________);

         - не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

        - не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

        - отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

         - отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;

         - отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

         - отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.                                                  

         Кроме того, Заказчиком в нарушение требований ч.ч. 3, 4 ст. 73 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок для закупки № 0378100002914000043 от 15 декабря 2014 года указано, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие информацию и документы:

- документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29  Закона  о контрактной системе, или копии таких документов;

         - декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.

 

         2. В соответствии с ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 73 Закона о контрактной системе  установлено, что к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
         В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

         В извещении о проведении запроса котировок Заказчиком указана информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, а именно Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.

         Таким образом, в нарушение требований ч.ч. 1, 14 ст. 34  Закона о контрактной системе в проекте государственного контракта (Приложение № 3 к извещению о проведении запроса котировок № 0378100002914000043 от 15.12.2014) нет указания о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, а именно нет указания, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта  в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе, тогда как в извещении о  проведении запроса котировок данная информация указана.

 

3. Пунктом 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 42 в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

         Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33  Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких методов, в т.ч. тарифный метод.

         В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе Заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта применен тарифный метод.

         В Приложении № 1 к документации указано, что начальная (максимальная) цена контракта определена тарифным методом на основании Указания Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев,   в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» с помощью калькулятора ОСАГО, размещенного на официальном сайте Российского союза автостраховщиков www. autonis.ru. Цена контракта включает в себя все расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

         В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

На основании Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.

Следовательно, при проведении запроса котировок на право заключения договоров по страхованию ОСАГО заказчик обязан указать в документации о запросе котировок максимальное значение цены контракта и формулу определения начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1. Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19  утверждены  прилагаемые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.

         В Разделе III вышеуказанного Постановления установлен следующий  порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии:

1. Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (Т)

Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц:

         Транспортные средства категории "B" (в том числе такси) Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН, где КО = 1,8

         Транспортные средства категорий "A", "C", "D" (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН, где КО = 1,8.

 

 

         Статьей 940 Гражданского кодекса РФ «Форма договора страхования» установлен следующий порядок:

1. Договор страхования должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 969).

2. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

         Статьей 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) установлен следующий порядок:

1. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

         10. Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

10.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 40-ФЗ срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

Согласно ч. 1 ст. 9  Федерального закона № 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Согласно ч.2 ст.9  Федерального закона № 40-ФЗ коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 9  Федерального закона № 40-ФЗ кроме коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые утверждены указом Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  (далее - Указание ЦБ РФ № 3384-У).

Согласно п. 1 Указания ЦБ РФ № 3384-У настоящее Указание устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (приложение 1 к настоящему Указанию), коэффициенты страховых тарифов (приложение 2 к настоящему Указанию), требования к структуре страховых тарифов (приложение 3 к настоящему Указанию), а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) (приложение 4 к настоящему Указанию).

В Приложении № 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У указаны коэффициенты страховых тарифов, а именно:

1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - коэффициент КТ).

2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования  (КБМ).

Примечания:

1). Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

2). Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.

3). Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2014 года N ("Вестник Банка России" от 2014 года N) (далее - сведения).

3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - коэффициент КО).

4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (далее - коэффициент КВС).

5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", "BE") (далее - коэффициент КМ).

6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее - коэффициент КПр).

7. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (далее - коэффициент КС).

8. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (далее - коэффициент КП).

В Приложении № 4 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У указан порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, где в п. 1 указано, что размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства                в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию.

Как следует из ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ  договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим федеральным законом.

На основании п. 6 ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ установленные в соответствии с указанным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

         Таким образом, Заказчик при расчете обязан произвести расчет страховой премии в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

 Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона № 40-ФЗ порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

Центральным банком Российской Федерации 19 сентября № 2014 года № 431-П утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"  (далее - Правила).

 Настоящие Правила определяют типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее именуется - договор обязательного страхования).

Согласно п.2.1 гл. 2  Правил  расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя.

В соответствии с  п. 1.1 гл. 1 Правил договор обязательного страхования заключается на 1 год.

        Таким образом, Заказчиком в нарушение требований п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе, Указания ЦБ РФ № 3384-У, Правил Заказчиком в приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок расчет страховой премии произведен без учета коэффициентов страховых тарифов,  а именно: наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства; не по всем позициям указаны технические характеристики транспортных средств, отсутствуют сведения о дате первого страхования, что повлекло за собой неверный расчет страховой премии.

 

4. Частью 1 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что  Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Частью 1 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

         Согласно извещению № 0378100002914000043 от 15.12.2014 года объектом закупки является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)».

Таким образом, Заказчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной  системе выбран не верный способ определения исполнителя: запрос котировок, тогда, как следовало провести открытый конкурс, в связи с тем, что объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), где в соответствии с законодательством обязательного страхования (ОСАГО) первоначальная максимальная цена должна быть одинаковой у всех страховщиков - участников конкурса, победителем которого определяется, как предложивший лучшие условия данного вида страхования.

         Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба обоснованна.

         В действиях Заказчика имеются признаки административного правонарушения.

 

         На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона  от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом ФАС России от 11.02.1014 № 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012  № 498,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» филиала ООО «Росгосстрах» в Еврейской автономной области на действия государственного заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (извещение № 0378100002914000043 от 15.12.2014) обоснованной. 

         2. Признать государственного заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

         2.1.  Частей 3, 4 статьи 73.    

         2.2.  Частей 1, 14 статьи 34.

         2.3.  Пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73.

         2.4. Части 2 статьи 48.

         3.  Выдать государственному заказчику - Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу предписание  об устранении нарушений Федерального закона  от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

         4. Выдать Единой комиссии государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу предписание  в целях устранения  нарушений Федерального закона  от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. В соответствии с требованиями статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии

 

                          

                          <….>

 

 

Члены комиссии:

 

                                                                           

                         <…..>

 

 

 

                    

                         <….>

 

 

 

 

 

 

        Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  в Арбитражный суд ЕАО со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № К - 35/05 об устранении нарушений законодательства

о закупках

 

Резолютивная часть решения  объявлена  «29» декабря  2014 года              г. Биробиджан

В полном объеме   решение  изготовлено «12»  января 2015 года

                                                                          

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:  

- <….>

 

 

- <….>

- руководитель Еврейского УФАС России;

 

- начальник отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России;

 

 

-<….>

 

 

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России,

при участии:

       - представителя государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу <….> (доверенность № 79АА 0105849 от 16.09.2014);

         - представителя Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» филиала ООО «Росгосстрах» в Еврейской автономной области <….> (доверенность № 79АА 0087872 от 26.12.2014),

          на основании решения от 12.01.2015 года по делу № К-35/05  о нарушении законодательства о закупках, принятого Комиссией Еврейского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» филиала ООО «Росгосстрах» в Еврейской автономной области <….> от 24.12.2014 № 789 на действия государственного заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (извещение № 0378100002914000043 от 15.12.2014) , руководствуясь  ч. 22 ст.  99, ч. 8 ст. 106  Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом ФАС России от 11.02.1014 № 75/14 Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012  № 498,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Единой комиссии государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (извещение № 0378100002914000043 от 15.12.2014) в срок до  20 января 2015 года 2014 года отменить протокол результатов рассмотрения и оценки заявки на участие в запросе котировок от 22.12.2014 года № П1.

2. Государственному заказчику - Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Горки» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу  при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, объектом которого является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (извещение № 0378100002914000043 от 15.12.2014) устранить нарушения, указанные в пункте 2 решения по делу № К-35/05 от   12.01.2015 года о нарушении законодательства о закупках, для чего совершить следующие действия:

  1. Отменить запрос котировок, объектом которого является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (извещение № 0378100002914000043 от 15.12.2014).
  2.  При сохранении потребности осуществить закупку для государственных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

         3. В срок до 23 января 2015 года представить в Еврейское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель    Комиссии                                                                                        <….>

 

Члены  Комиссии                                                                                             <….>

 

                                                                                                                            <….>

 

 

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в  Арбитражный суд в течение  трех  месяцев  со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны