Решение (комиссия) №2336 Признать жалобу ООО «Центр строительных технологий Бизнес»... от 7 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/35

(027/10/18.1-305/2024)

 

04 марта  2024 года                                                                                                            г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов комиссии: <...>;  <...>,

в отсутствии представителей от:

- заявителя - ООО «Центр  строительных  технологий Бизнес»     -   уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие  представителя в заседании комиссии  не обеспечили,

в присутствии представителей:

- заказчика - МАУ «Спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» - Анфимова А.А. - директор учреждения; Солянов Р.В. представитель по доверенности от 04.03.2024 №02/24; Горлов А.А. представитель по доверенности от 04.03.2024 №01/24,

- Управления по  физической  культуре   и спорту администрации  города Хабаровска -   Сахнов А.Л. - начальник управления,

 

рассмотрев жалобу ООО «Центр  строительных  технологий Бизнес»  (далее - заявитель), материалы дела  № 7-11/35 (027/10/18.1-305/2024),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Центр  строительных  технологий Бизнес»   на действия заказчика – МАУ «Спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» при проведении конкурса  в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право  заключения договора поставки  и монтажа модульного быстропроизводимого некапитального каркасного  здания спального  корпуса на 40 мест (извещение №32413252737  от 06.02.2024).

Из жалобы ООО «Центр  строительных  технологий Бизнес»   следует, что   Заказчик  обязан  установить в извещении о  проведении закупки и  конкурсной документации  требование  о  членстве  участников закупки в саморегулируемой организации,  в связи с чем просить признать жалобу обоснованной и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.

МАУ «Спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» представлены письменные возражения, согласно которым с доводами жалобы  не согласны по основаниям, изложенным в  письме  от  29.02.2024 №08/24. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Доводы, изложенные в отзыве, поддержаны представителями Заказчика на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России 04.03.2024. 

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать  требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке (часть 11 статьи 4 Закона о закупках).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУ СОЛ «Олимп», утвержденным протоколом Наблюдательного совета от 02.10.2023 № 7 (далее – Положение о закупке), размещенном на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Статьей 9 Положения о закупке установлено, что при осуществлении конкурентной закуп­ки Заказчик устанавливает единые требования к участникам конкурентной закупки, в том числе, о соответствии их требованиям, установленным зако­нодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом конку­рентной закупки.

06.02.2024 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru МАУ «Спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» размещено извещение 32413252737 о проведении конкурса  в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право  заключения договора поставки  и монтажа модульного быстропроизводимого некапитального каркасного  здания спального  корпуса на 40 мест.

Сроки подачи заявок с 06.02.2024 по 22.02.2024. Дата рассмотрения и  оценки первых  частей  заявок: 22.02.2024. Дата рассмотрения и  оценки вторых  частей  заявок: 26.02.2024. Дата подведения итогов: 26.02.2024.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  146 533 333, 33  руб.

Относительно  довода жалобы заявителя  о  не установлении требования  о  членстве  участников закупки в саморегулируемой организации, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроитель­ного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено  настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 5 ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ не требуется членство в са- морегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, ка­питального ремонта объектов капитального строительства лиц, осуществ­ляющих строительство, реконструкцию, капительный ремонт объектов, не являющихся объектами капитального строительства согласно п. 2 ч. 17 ст. 51 настоящего Кодекса.

Согласно  п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие.

В  п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,  что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Исходя из части 1 статьи 130 ГК РФ, все временные постройки не признаются недвижимым имуществом и не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации или ФГУП «Ростехинвентаризация», права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, учитывая, что объектом закупки является поставка  и монтаж модульного быстропроизводимого некапитального каркасного  здания спального  корпуса на 40 мест, то есть объекта, не являющегося объектом ка­питального строительства, членство в СРО участников данной закупки не требовалось.

Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий Заказчика. Жалоба Заявителя признается необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

 

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Центр  строительных  технологий Бизнес»   на действия заказчика – МАУ «Спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» при проведении конкурса  в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право  заключения договора поставки  и монтажа модульного быстропроизводимого некапитального каркасного  здания спального  корпуса на 40 мест (извещение №  32413252737  от 06.02.2024) – необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                                                                                             

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны