Решение №7/11958 Признать жалобу  ООО «Уралкомплект»    на действия  АО «Авиа... от 29 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                   

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/265

(027/10/18.1-1545/2021)

26 ноября 2021 года                                                                                 г.  Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:

 

в присутствии представителей:

- ООО «Уралкомплект» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии  не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи,

- ПАО «Компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии  не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «Уралкомплект»    на действия ПАО «Компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку пил ленточных (извещение №32110772280), материалы дела №8-01/265 (027/10/18.1-1545/2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ООО «Уралкомплект»    на действия  АО «Авиационная Холдинговая компания «Сухой», в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.Ю. Гагарина» при проведении запроса котировок  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора  на поставку пил ленточных (извещение № 32110772280).

Из жалобы следует, что заказчиком установлено условие о запрете эквивалентов поставляемого товара, установлены требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, что противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Из письменных возражений ПАО «Компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» следует, что установление в Документации конкретного наименования товарного знака и страны происхождения товара осуществлено Заказчиком правомерно.

Пункт 3 части 6.1 статьи 3  Закона  о закупках гласит: «в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами».

В соответствии с п. 9.1, 9.2 приложения №2 к Документации, Заказчиком были установлены требования к конкретному товарному знаку по позициям 1, 3, 5 без допуска эквивалентов – марки Tri-Tech, Titan, производимые компанией Lenox (США), Rentgen (Германия). Обоснование данного требования было чётко сформулировано в п. 9.3 приложения №2 к Документации: «осуществляется закупка товаров в целях исполнения Заказчиком обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в т.ч. иностранными юридическими лицами» (по которым Заказчик выступает исполнителем), в полном соответствии с литером «г» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона  о закупках.

Заслушав представителя общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон  о закупках).

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона  о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закона  о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона  о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона  о закупках заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Пунктом 6.1. статьи 3 Закона  о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона  о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).

Исходя из требований пп. 1 п. 10 ст. 4 Закона  о закупках, обязанность описания технических и функциональных характеристик, требований к упаковке закупаемой продукции, сохраняется за заказчиком в любом случае, даже когда эквиваленты по закупке не допускаются.

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Процедура закупки проводилась Филиалом в соответствии с требованиями Закона о закупках, Единого Положения о закупке ГК «Ростех» (далее – Положение о закупке) и закупочной документации №2301-2021-02497 (далее – Документация).

28.10.2021 ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32110772280 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку пил ленточных.

Дата начала срока подачи заявок - 29.10.2021.

Дата окончания срока подачи заявок – 19.11.2021.

Дата подведения итогов – 25.11.2021.

Начальная (максимальная) цена договора – 5 552 753, 08 рублей.

При описании продукции участником процедуры закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели (п.4.6.3 Документации).

В случае если в разд. 9 указаны товарные знаки, знаки обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товара или наименования производителей, сопровождаемые словами «или эквивалент», участник процедуры закупки при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в извещении (п.4.6.4 Документации).

В соответствии с п. 11 Раздела 6 Информационная карта Документации требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разд. 9.

В соответствии с разделом 9 Документации технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к извещению (файл под названием «Приложение №2. Технические требования».

 

Характеристики закупаемой продукции, установленные в Приложении №2 Документации «Технические требования»:

№ п/п

Обозначение инструмента

Существенные технические характеристики

Диапазон значений

Наименование

Значение

1

2

3

4

5

1

4970*34*1.1 Z2.5/3.4 Пила ленточная  Tri-Tech CT Lenox (США)

пила ленточная

Без аналога

Иное не допускается

3

4970*34*1.1 Z2/3 НМ Titan Пила ленточная HM-Titan MU Rentgen (Германия)

пила ленточная

Без аналога

Иное не допускается

5

7690*54*1.6 Z1.4/1.8 Tri-Tech Пила ленточная Tri-Tech CT Tri Tech Lenox (США)

пила ленточная

Без аналога

Иное не допускается

 

В соответствии с п. 9.1, 9.2 Приложения №2 к Документации «Технические требования», Заказчиком установлены требования к конкретному товарному знаку по позициям 1, 3, 5 без допуска эквивалентов – марки Tri-Tech, Titan, производимые компанией Lenox (США), Rentgen (Германия).

Эквиваленты не допускаются (поз.1, 3, 5 табл. №2 Разд.9 по марке режущего полотна):

Согласно п. 9.4.1 Приложении №2 Документации «Технические требования» ссылки на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, ТУ конкретного разработчика, торговые марки и иные указания на конкретного производителя или конкретную модель, согласно подпункту 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ и требованиям Положения о закупке обуславливаются следующими причинами:

  • Осуществляется закупка товаров в целях исполнения Заказчиком обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в т.ч. иностранными юридическими лицами (по которым Заказчик выступает исполнителем.

Материалами дела подтверждается, что данная закупка на заключение договора на поставку пил ленточных (извещение №32110772280) проводится в целях исполнения заказчиком обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами (по которым заказчик выступает исполнителем), что подтверждается представленными комплектами документов технологического процесса, расшифровкой материальных затрат и калькуляции, подтверждающие необходимость закупки пил ленточных марки Tri-Tech, Titan, производимые компанией Lenox (США), Rentgen (Германия).

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случая осуществления закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта (подпункт «в» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Из толкования данной нормы следует, что исключением для неуказания в описании предмета закупки слово «эквивалент» является наличие государственного или муниципального контракта.

Поскольку законодательно установлено, что при проведении закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта, указание на «эквивалент» может не применяться, заказчик обосновал закупку товаров именно указанного производителя, действия заказчика не могут быть признаны нарушающими Закон о закупках, в связи с данными обстоятельствами жалоба ООО «Уралкомплект»  признается необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

Признать жалобу  ООО «Уралкомплект»    на действия  АО «Авиационная Холдинговая компания «Сухой», в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.Ю. Гагарина» при проведении запроса котировок  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора  на поставку пил ленточных (извещение № 32110772280) - необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны