Решение №ЛИ/7324/23 решение по жалобе ИП Спиридонова С.П. на действия заказчика ... от 13 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: "...", членов Комиссии: "...",
в присутствии представителей от:
- ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»: "...",
- ИП Спиридонов С.С.: о дате, времени, месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,
рассмотрев жалобу ИП Спиридонова С.С., материалы дела № 7-11/106 (027/10/18.1-1107/2023),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ИП Спиридонова С.С. на действия заказчика – Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Дальнего Востока» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по ремонту здания аэровокзала и привокзальной площади аэропорта «Тында» (извещение № 32312447736).
Из жалобы следует, что закупочной комиссией Заказчика неправомерно отклонена заявка ИП Спиридонова С.С..
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия Хабаровским УФАС России жалобы ИП Спиридонова С.С. к рассмотрению.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
Рассматриваемая закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг Федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей от 19.06.2023 на участие в закупке подано 6 заявок, 4 заявки отклонены как несоответствующие требованиям конкурсной документации.
Заявка №5(ИП Спиридонов С.С.) отклонена по следующему основанию: Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению (Не представлено Техническое предложение в составе 1 части заявки участника. В составе 1 части заявки представлено только Приложение 1 к Техническому заданию-поставка и монтаж системы видеонаблюдения).
Комиссия Хабаровского УФАС России изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле пришла к выводу о необоснованности жалобы исходя из следующего.
П. 6 Информационной карты конкурсной документации установлен порядок описания и содержания предложения участника конкурса в отношении объекта закупки:
1. Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки представляется в форме «Предложение об объекте закупки» (Форма 5 конкурсной документации).
2. При заполнении формы «Предложение об объекте закупки» участник в графе 1 указывает номер пункта Технического задания, иных заданий и/или документов (при наличии), описывающих объект закупки и являющихся неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации (далее – Требования к объекту закупки). В графе 2 данной формы указываются сведения из соответствующего пункта Требований к объекту закупки, указанного в графе 1 данной формы. В графе 3 участник закупки описывает свое предложение в отношении соответствующих положений Требований к объекту закупки, указанных в графе 2 данной формы.
3. В случае если у участника отсутствуют предложения в отношении соответствующих положений требований к объекту закупки, участник обязан заполнить графы 1 и 2 формы 5 в соответствии с п. 2 данного порядка и указать в отношении каждого такого пункта требований к объекту закупки в графе 3 следующее: «Согласен со всеми требованиями, условиями, указанными в данном разделе (пункте) требований к объекту закупки».
4. В случае, если в составе конкурсной заявки участника в форме «Предложение об объекте закупки» содержатся противоречащие/не соответствующие требованиям к объекту закупки сведения, такая заявка признается не соответствующей требованиям настоящей конкурсной документации.
5. В случае, если в составе конкурсной заявки участника содержится форма «Предложение об объекте закупки», заполненная не в соответствии с условиями данного порядка, такая заявка признается несоответствующей требованиям настоящей конкурсной документации.
Аналогичный порядок содержится в Инструкции по заполнению формы №5.
Предполагается, что участник изучил все инструкции, формы, условия, технические требования и другую информацию, содержащуюся в настоящей документации. Неполное представление документов, предоставление документов с отклонением от установленных в настоящей документации форм, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике или о предмете конкурса является основанием отказа в допуске участника к участию в конкурсе (п. 7.3 конкурсной документации).
Первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать следующие сведения:
Предложение участника в отношении предмета закупки.
Участник закупки заполняет Форму5 – «Предложение об объекте закупки» в соответствии с п. 6 информационной карты.
Не допускается указание в первой части конкурсной заявки сведений об участнике конкурса и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в конкурсной документации, а также сведений о ценовом предложении (п. 8.1 конкурсной документации).
Приложением №2 к конкурсной документации определено Техническое задание на выполнение работ по ремонту здания аэровокзала и привокзальной площади аэропорта «Тында» (далее – Техническое задание).
В соответствии с п. 1.1 Технического задания в рамках данного договора требуется:
- Выполнить комплекс работ по ремонту здания аэровокзала и привокзальной площади аэропорта«Тында»(далее по тексту Ремонтные работы) в соответствии с п.п. 1.3.1.-1.3.7. настоящего Технического задания, в т. ч. ремонт следующих конструктивных решений (элементов):
- ремонт покрытия кровли;
- ремонт водосточной системы кровли;
- ремонт отмостки здания аэровокзала;
- ремонт фасада здания аэровокзала и входных групп со стороны привокзальной площади и перрона;
- ремонт внутренних помещений 1 и 2 этажа здания аэровокзала с переустройством внутренних инженерных сетей;
- благоустройство привокзальной площади;
- поставка и монтаж системы видеонаблюдения (Приложение №1 к настоящему Техническому заданию);
- монтаж подсвечиваемого логотипа «Аэропорт Тында» на входных группах со стороны привокзальной площади и со стороны перрона.
Состав комплекса Ремонтных работ устанавливается п. 1.3.11-п. 1.3.7 Технического задания.
При выполнении Ремонтных работ требуется выполнить поставку и монтаж системы видеонаблюдения на привокзальной площади и на фасаде здания аэровокзала. Перечень оборудования, и место установки указаны в Приложении №1 к настоящему Техническому заданию (п. 1.5 Технического задания).
Приложением №1 к Техническому заданию определено Техническое задание на поставку и монтаж системы видеонаблюдения.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что ИП Спиридонов С.С. в составе первой части заявки представил два документа формы 5, имеющие идентичное содержание.
Так, указанная форма составлена по форме №5 и содержит предложение участника относительно товара, указанного в Приложении №1 к Техническому заданию.
Вместе с тем, заявка участника содержит предложение только в части поставки товара, без указания видов работ, предусмотренных Техническим заданием.
Поскольку объектом закупки является выполнение работ по ремонту здания аэровокзала и привокзальной площади аэропорта «Тында», а не поставка оборудования, участника закупки необходимо указывать в форме №5 полный перечень работ, которые необходимо выполнить в соответствии с Техническим заданием.
Таким образом, закупочной комиссией Заказчика правомерно отклонена заявка, как несоответствующая условиям документации о закупке.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Спиридонова С.П. на действия заказчика – Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Дальнего Востока» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по ремонту здания аэровокзала и привокзальной площади аэропорта «Тында» (извещение № 32312447736) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.