Решение №43 по жалобе ООО «Атика» на действия заказчика – Прокуратура Ха... от 21 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 43

21.03.2019 г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:

в присутствии представителей от заказчика Прокуратура Хабаровского края:

- <…> (представитель по доверенности).

рассмотрев жалобу ООО «Атика» на действия заказчика - Прокуратура Хабаровского края и материалы дела № 7-1/68,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Атика» на действия заказчика – Прокуратура Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме по разработке проектно-сметной документации для перепланировки и капитального ремонта помещений мастерских со спортзалом здания прокуратуры Хабаровска края (извещение № 0122100002519000039).

Заявитель указывает на неправомерность признания заявки несоответствующей требованиям Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) на стадии подведения итогов открытого конкурса.

На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.

Извещение № 0122100002519000039 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.02.2019.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 695 572 ,00 руб.

Источник финансирования: Федеральный бюджет.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 01.03.2019 №ПРОI1 подано 4 заявки, все заявки допущены.

В соотвестсвии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.03.2019 №ПРОII1 соответствующими признаны все 4 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 12.03.2019 №ППИ1 победителем признан участник с порядковым № 1 (номер заявки – 127) ООО «Проектно-строительная компания «Перспектива».

Заказчиком представлен мотивированный отзыв по существу жалобы, согласно которому считает жалобу необоснованной.

Изучив материалы дела № 7-1/68, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

Работы, предусмотренные предметом закупки, представляют собой разработку проектно-сметной документации для перепланировки и капитального ремонта помещений, в связи, с чем к участникам закупки в рамках ст. 31 Закона о контрактной системе предъявлены дополнительные требования.

Согласно п. 22 раздела I.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» установлены требования о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:

Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в области архитектурно-строительного проектирования (в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ).

Во второй части заявки, в соответствии с. п. 20 раздела I.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» нужно предоставить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ). Информация, указанная в выписке из реестра членов СРО, предоставленная участником закупки – членом СРО, должна соответствовать информации, размещенной на сайте Единого реестра членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (НОПРИЗ), в сети «Интернет».

Согласно п. 23 раздела I.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» установлено, что в составе вторых частей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должны содержаться документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным п. 1 ч. 1 , ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участникам отрытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 12.03.2019 №ППИ1 заявка ООО «Атика» отклонена в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе на основании того, что в заявке отсутствовала информация о наличии не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), трудовая функция которых включает организацию выполнения работ по подготовке проектной документации и сведения, о которых включены в реестр специалистов НОПРИЗ.

Представитель Прокуратуры пояснил, что согласно ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 372-ФЗ с 01.07.2017 одним из обязательных требований к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, оказывающему услуги по проведению проектных работ, которые являются предметом контракта, является наличие не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), трудовая функция которых включает организацию выполнения работ по подготовке проектной документации и сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (далее - Реестр специалистов НОПРИЗ), предусмотренный статьей 55.5-1 ГрК РФ.

Согласно п. 2 ч. 6. Ст. 55.5 ГрК РФ установлены требования к членам СРО, которые не могут быть ниже, чем минимально установленные в настоящей части, в том числе о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 55.6 ГрК РФ для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в ч. 1 ст. 55.5-1 настоящего Кодекса;

В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Исходя из вышеизложенного, членство в СРО обязывает иметь в наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица не менее чем двух специалистов, включенных в национальные реестры специалистов, предусмотренные ст. 55.5-1 ГрК РФ, по месту основной работы. Участник, несоответствующий данным требованиям, не может являться членом СРО. Проверка наличия вышеуказанных специалистов в штате ИП или юридического лица относится к полномочиям СРО, а не заказчика

Проанализировав информацию, представленную заявителем, Комиссия Хабаровского УФАС России установила, что помимо прочих документов, в составе заявки ООО «Атика» представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации № 0075 от 14.02.2019.

Заявка ООО «Атика» соответствовала Единым требованиям к участникам открытого конкурса, установленным в п. 22 раздела I.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме».

Довод заказчика о том, что отсутствие информации о наличии специалистов, включенных в реестр НОПРИЗ, не позволяет заказчику убедиться о соотвестсвии участника требованиям, установочным документацией и законодательством, отклоняется, поскольку участник закупки не обязан предоставлять сведения, не предусмотренные требованиями законодательством и документацией.

На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению о признании жалобы обоснованной и в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривает нарушение ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе при необоснованном отстранении от участия в открытом конкурсе заявки ООО «Атика», что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе ООО «Атика» Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 ч. 1. ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с. ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе оценка заявок для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 «1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Согласно пункту 2 Правил оценки заявок установлено, что Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В п. 33 раздела I.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость.

В целях оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

стоимостные:

- цена контракта значимость 60%;

- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ, не применяется;

- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту, не применяется;

- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы, не применяется.

нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, не применяется;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации 40%;

- опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера 100%.

Таким образам, заказчиком не установлена значимость показателей, в соответствии с которой будет производиться оценка, либо формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Порядок оценки заявок по нестоимостному критерию, установленный заказчиком в документации не позволяет выявить лучшее предложение, в связи, с чем невозможно однозначным образом определить, какое именно предложение участника закупки в рамках оценки по нестоимостному критерию будет считаться лучшим.

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС приходит к выводу о том, что заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявок, а именно не установлены критерии оценивания предложения участника закупки и соотношение данных параметров с присваиваемыми Заказчиком заявке участника баллами.

При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 4.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Атика» на действия заказчика – Прокуратуры Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме по разработке проектно-сметной документации для перепланировки и капитального ремонта помещений мастерских со спортзалом здания прокуратуры Хабаровска края (извещение № 0122100002519000039) – обоснованной.

2. Признать комиссию заказчика нарушившей ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. Признать заказчика нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

5. Передать материалы дела № 7-1/68 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.

Связанные организации

ООО "АТИКА"
ИНН 5406583955, ОГРН 1155476049300
ПРОКУРАТУРА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ИНН 2721024410, ОГРН 1022700920461