Решение б/н Совет депутатов городского поселения "Поселок Эльбан" от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 14
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Амурской городской прокуратуры, по информации которой Администрация Эльбанского городского поселения (далее – Администрация), ООО «Комсомольская ритуальная компания» (далее – Общество) ограничивают конкуренцию на рынке ритуальных услуг. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, приняты решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения (далее – Совет депутатов) от 07.09.2006 № 110 «О принятии положения о погребении и похоронном деле на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края» (далее – Решение № 110), в соответствии с которым утверждено «Положение о погребении и похоронном деле на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края» (далее – Положение), и решение Советов депутатов от 07.09.2006 № 109 «О принятии порядка деятельности общественного кладбища и правила содержания мест погребения на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края» (далее - Решение № 109), в соответствии с которым утвержден «Порядок деятельности общественного кладбища и правил содержания мест погребения на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края», (далее – Порядок).
Положением установлено, что организация похоронного дела осуществляется Администрацией в соответствии с договором, заключенным со специализированной службой (п. 1 ст. 3), которая имеет право заниматься обслуживанием и вести хозяйственную деятельность на муниципальном общественном кладбище (п. 5 ст. 3). Для осуществления своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие ритуальные услуги, должны заключать договоры со специализированной службой (п. 2 ст. 3 Положения). В соответствии с Порядком каждое захоронение регистрируется специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 3). Специализированная служба также осуществляет содержание кладбища в надлежащем порядке и обеспечивает своевременную подготовку могил, погребение, подготовку регистрационных знаков, установку памятников, систематическую уборку территории кладбища, своевременный вывоз мусора с территории кладбища и благоустройство кладбища (ст. 5).
Таким образом, вышеуказанными Решениями специализированной службе переданы полномочия по осуществлению функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, а также другие функции контрольно-распорядительного характера). К ее функциям отнесено представление ритуальных услуг. Акты Совета депутатов, наделяющие специализированную службу функциями органа местного самоуправления, влекут создание преимущественных условий деятельности для указанной службы и ставят её в особое положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, что ограничивает права хозяйствующих субъектов на осуществление аналогичных услуг на соответствующем рынке.
Решением Совета депутатов от 23.12.2010 № 200 «Об оказании основных видов ритуальных услуг по захоронению умерших граждан пос. Эльбан на 2011 год» с хозяйствующим субъектом, заключившим муниципальный контракт на оказание услуг по вопросам похоронного дела, также заключается договор аренды недвижимого имущества – общественного кладбища Эльбанского городского поселения (п. 1). Остальные хозяйствующие субъекты, занимающиеся аналогичными видами деятельности, могут производить захоронения умерших граждан только на основании заключения договоров субаренды с арендатором общественного кладбища (п. 2). При этом им рекомендуется применять тарифы на катафальные перевозки, услуги по рытью и закопке могил не выше тарифов арендатора общественного кладбища Эльбанского городского поселения (п. 3).
Согласно статье 1 Закона о погребении погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников. Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно п. 1 ст. 18 и ст. 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября
В соответствии с приведенными положениями законодательства функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту. Также, законодательством не установлена возможность передачи в аренду каких-либо хозяйствующих субъектов, в том числе и обладающих статусом специализированной службы, муниципальных общественных кладбищ.
Передача арендатору – хозяйствующему субъекту в аренду общественного кладбища вкупе с тем, что иные хозяйствующие субъекты могут осуществлять захоронения только на основании заключения договоров субаренды с арендатором кладбища, создает ему преимущественные условия в осуществлении деятельности, ставит в зависимость деятельность иных хозяйствующих субъектов от волеизъявления специализированной службы.
Передавая в пользование хозяйствующему субъекту общественное кладбище, в совокупности с возможностью осуществлять на муниципальном общественном кладбище хозяйственную деятельность и отдельные функции контрольно-распорядительного характера, Совет депутатов создает хозяйствующему субъекту, заключившему муниципальный контракт на оказание услуг по вопросам похоронного дела преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг, недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.
Ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе акты, создающие необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Исходя из изложенного, решение Совета депутатов от 23.12.2010 № 200 нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в передаче в ведение хозяйствующего субъекта общественного кладбища. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст.ст. 48, 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 23.12.2010 № 200 «Об оказании основных видов ритуальных услуг по захоронению умерших граждан пос. Эльбан на 2011 год» нарушающим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ 4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 13.04.2011 по делу № 8-01/60 о нарушении Советом депутатов Эльбанского городского поселения (п. Эльбан, ул. Гаражная, 7) части 1 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, статьи
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края в срок до 10.05.2011 отменить решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 23.12.2010 № 200 «Об оказании основных видов ритуальных услуг по захоронению умерших граждан пос. Эльбан на 2011 год».
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов). Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.