Решение №ТТ/5316/23 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России в марте – апр... от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/5-638/2023

 

25 мая 2023 года                                                                                          г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель управления.

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/5-638/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения –  ООО «Москонсалт» рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствие представителя ООО «Москонсалт» - гр* (доверенность б/н от 23.05.2023),

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в марте – апреле 2023 года в эфире телеканала «Домашний» в региональном блоке отслежена реклама ООО «Москонсалт» - «Списать все кредиты бесплатно» следующего содержания:

 

1. Звуковая информация:

- «Граждане Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом имеют право списать все кредиты абсолютно бесплатно* Звоните сейчас +7 (4212) 35-89-27»

 

2. Визуальная информация:

2.1. Крупным шрифтом:

«Граждане Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом» - 2 секунды

«Имеют право списать все кредиты БЕСПЛАТНО» - 3 секунды

«Звоните сейчас» - 1 секунда

«+7 (4212) 35-89-27 Списываются долги от 300 000 рублей» - 4 секунды

 

2.2. Мелким шрифтом:

«Центр юридической помощи +7 (4212) 35-89-27» - 1 строка.

«ООО «Москонсалт» оказывает консультационные услуги юридического характера, а также услуги по сопровождению процедуры несостоятельности (банкротства) физическим лицам в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве» № 127-ФЗ от 26.10.2002. В процессе проведения процедуры банкротства возможны реструктуризация задолженности, а также реализация имущества должника. ООО «Москонсалт» ИНН 2538119335» - 5 строк.

«* Бесплатно списать долги можно через процедуру внесудебного банкротства, по заявлению через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. □Основание: Федеральный закон от 31.07.2020 № 289» - 2 строки.

«300 т.р. минимальная сумма долга, при которой компания заключает договоры» - 1 строка.

Общая продолжительность ролика  10 секунд.

 

Реклама распространялась в региональных блоках  на телеканалах:  РЕН ТВ, Домашний, ТВ-3, Пятница, ТВЦ, Звезда, Петербург-5канал  с 18.03 – 21.03.2023, с 01.04.- 31.04.2023 года.

 

Данная информация формирует интерес к предлагаемым услугам по списанию всех кредитов абсолютно бесплатно, направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, побуждает потребителей обратиться в ООО «Москонсалт»  за такими услугами, что способствует продвижению таких услуг на рынке, и тем самым такая информация соответствует понятию рекламы.

Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителей рекламы желания воспользоваться данными услугами, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

 

В силу статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда, при том, что процедура банкротства гражданина устанавливается законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). При этом в деле о банкротстве гражданина обязательным условием является участие финансового управляющего, утверждаемого арбитражным судом, что следует из положений статьи 213.9 ГК РФ.

Вместе с тем, исходя из общего смысла норм гражданского законодательства, списание долгов должников могут осуществить только кредиторы, и в случае, если должник (гражданин) признан банкротом в судебном порядке, проводится процедура реализации его имущества и удовлетворения требований кредиторов при том, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными и должник, как правило, освобождается, с некоторыми исключениями, от дальнейшего исполнения их требований, а признание гражданина банкротом влечет ряд правовых последствий, в частности, гражданин в течение пяти лет не может взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании его банкротом.

Следовательно, посредством рассматриваемой рекламы при наличии в ней привлекательных сведений о предлагаемых услугах до всеобщего сведения неопределенного круга лиц должна быть доведена информация о действительной специфике предлагаемых услуг в частности, в виде оказания юридической консультации и представительства в суде при прохождении гражданами процедуры банкротства.

Максимально простой для граждан механизм списания долгов  регулируется в соответствии, причем бесплатный, регулируется параграфом 5 Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина».

Начать внесудебное банкротство может только сам гражданин. Оно проходит без контроля суда и без участия финансового управляющего, то есть никаких посредников здесь в той или иной форме нет, поэтому в отличие от судебного банкротства при этом есть определенные ограничения. Сама по себе внесудебная процедура может применяться гражданами с размером долга от 50 до 500 тысяч рублей, у которых окончены исполнительные производства, то есть судебным приставом должен быть подтвержден факт отсутствия у гражданина имущества и доходов.

 

Указанная выше реклама содержит существенную информацию о специфике рекламируемых услуг:

«Центр юридической помощи +7 (4212) 35-89-27 ООО «Москонсалт» оказывает консультационные услуги юридического характера, а также услуги по сопровождению процедуры несостоятельности (банкротства) физическим лицам в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве» № 127-ФЗ от 26.10.2002. В процессе проведения процедуры банкротства возможны реструктуризация задолженности, а также реализация имущества должника. ООО «Москонсалт» ИНН 2538119335 * Бесплатно списать долги можно через процедуру внесудебного банкротства, по заявлению через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. □Основание: Федеральный закон от 31.07.2020 № 289».

 

Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены  мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом и транслируются короткое время, что делает невозможным их восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемым услугам.

Несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  существенных условиях  оказания услуги, влияющих на выбор данной услуги потребителями, помимо крупно указанной в рекламе информации  о возможности списания всех кредитов абсолютно бесплатно форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Информация об указанных   условиях  должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями.  

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Тот факт, что существенная информация  в  рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях оказания услуги, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм законов указанные условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

 

В соответствии с требованиями части 7 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, вышеуказанная реклама компании ООО «Москонсалт» из-за отсутствия в ней существенной информацией о действительной специфике предлагаемых услуг нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей.

 

В ходе подготовки дела к возбуждению Хабаровским УФАС России сделан запрос в ООО «РМ – Дальний Восток» (исх. № ТТ/3287/23 от 05.04.2023) о предоставлении информации о рекламодателе вышеназванной рекламы.

Согласно ответу ООО «РМ – Дальний Восток» (вх. № 5258/23 06.04.2023), рекламодателем является ООО «Москонсалт» (ИНН 2538119335 место нахождения: 690002 Приморский край, г. Владивосток, пр-т Океанский, д. 135, оф. 304).

 

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

В соответствии с пунктом 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. № 1922,  Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.

В связи с выявлением признаков нарушения законодательства РФ о рекламе на территории Хабаровского края и необходимостью пресечения ненадлежащей рекламы  Хабаровское УФАС России запрошены в ФАС России полномочия на возбуждение и рассмотрение  дела в отношении  ООО «Москонсалт» (исх. № ЛИ/3433/23 от 07.04.2023).

Письмом от 28.04.2023 (исх. № КТ/33305/23) ФАС России наделило Хабаровское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению  дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении  ООО «Москонсалт» (вх. № 6720-ЭП/23 от 02.05.2023).

 

До даты рассмотрения дела ООО «Москонсалт» предоставлены письменные пояснения (вх. № 7266-ЭП/23 от 10.05.2023), из которых следует:

Рекламный ролик, размещаемый на телевидении полностью соответствует требованиям закона о рекламе, содержит всю существенную информацию, необходимую для полного и достоверного ее доведения до потребителя, при этом не вводит последнего в заблуждение.

Так, в пункте 28 Постановления Пленума № 58 от 08.10.2012 ВАС РФ указал, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

В спорном рекламном ролике информация, содержащая в себе все необходимые в соответствии с законодательством сведения для полного и всестороннего информирования потребителей, в том числе о процедуре банкротства физического лица, ее особенностях и последствиях с указанием ссылок на нормы права, прописана одинаковым шрифтом для удобства ее чтения и восприятия. Кроме того, ролик выполнен в контрастной цветовой гамме. Для привлечения внимания потребителя вся информация размещена в отдельном прямоугольном окне красного цвета, на всеобщем синем фоне, надпись внутри красного фона выполнена в контрастном отчетливом белом цвете и легко воспринимается к чтению. Информация размещена от середины к низу макета ролика, для прочтения текста не требуются дополнительные технические средства, подобранный шрифт оптимального для прочтения размера.

Следует отметить, что действующим законодательством размер шрифта рекламных надписей не регламентирован, написание текста рекламы разным шрифтом само по себе, не нарушает прав потребителей на ознакомление с рекламой общества.

Общая продолжительность рекламного ролика составляет 10 секунд, при этом вся необходимая информация присутствует в ролике на протяжении всего времени, не сменяется иными кадрами и не прерывается. Данного времени достаточно для полного прочтения текста.

В Российской Федерации установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса — 30-60 слов в минуту, для второго - 90-110 слов в минуту и для третьего - 110 - 140 слов в минуту.

Для других категорий читателей нормы чтения не установлены. Однако исследования показывают, что скорость чтения взрослых читателей колеблется от 100 до 200 слов в минуту. Таким образом, даже при минимальной скорости чтения все существенные условия, содержащиеся в спорном рекламном ролике, могут быть прочитаны и усвоены за 10 секунд трансляций.

При просмотре рекламного ролика, человеку без проблем со зрением, без использования специальных средств, с учетом габаритов телевизора (ролик захватывает всю площадь экрана устройства) и расстояния от него без труда возможно прочтение содержащейся информации.

Также следует отметить, что в данном случае позиция органа по требованиям к рекламе услуг по «списанию долгов» строится на предполагаемой неосведомленности потребителя с содержанием заказываемой услуги, что в большей степени характерно для рекламы медицинских и финансовых услуг.

В первом случае потребитель должен быть предупрежден о необходимости обратиться с консультацией к специалисту, а во втором случае отдельные условия услуги должны быть отражены непосредственно в рекламе. Такой подход строится на отсутствии у потребителя специальных познаний относительно характера того, что ему предлагается. Однако такие требования прямо указаны в законе применительно к рекламе отдельных видов услуг.

В отношении услуг по «списанию долгов» такие требования прямо законом не установлены, из чего можно сделать вывод о том, что потребитель может самостоятельно определить свою потребность в банкротстве. Таким образом, прямое указание в законе на требование пояснять содержание не только услуги, но и самого банкротства отсутствует,

Полагаем необходимым отметить, что реклама, вводящая в заблуждение, является видом ненадлежащей рекламы, которая представляет собой рекламу, содержащую неполные или неточные сведения, в результате сообщения которых у потребителя формируется искаженное представление об объекте рекламы. При этом, квалифицируя рекламу в качестве вводящей в заблуждение, антимонопольный орган должен доказать факт введения потребителей в заблуждение. Реклама не может быть признана вводящей в заблуждение, если в ней отсутствовала часть существенной информации, но

потребитель все же получил то, на что рассчитывал при отклике на рекламное сообщение.

 

То есть, если исполнение рекламы произведено мелким, по мнению органа, шрифтом, то нарушение будет только тогда, когда потребитель, обративший внимание на информацию, выполненную крупным шрифтом обратится к продавцу, но продавец откажет ему в выполнении условий, обозначенных крупным шрифтом, сославшись на то, что покупатель не выполнил условий, указных мелким шрифтом.

Дополнительно сообщаем, что указанный рекламный ролик на территории Хабаровского края в иных источниках и другими способами не распространялся.

Руководствуясь вышеизложенным, полагаем, что оснований для признания ООО «Москонсалт» лицом, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.

 

Данные доводы ООО «Москонсалт» отклоняются Комиссией по изложенным выше основаниям.

 

ООО «Москонсалт» (далее – Общество) предоставлены дополнительные пояснения (вх. № 8242/23 от 25.05.2023), из которых следует, что ООО «Москонсалт» предпринимает все необходимые меры для устранения недостатков, послуживших основанием для возбуждения дела. После получения определения о возбуждении дела Общество обратилось к ООО «РМ-Дальний Восток» о прекращении показа рекламного ролика на телевидении. Ввиду того, что телевизионный эфир планируется заранее и составляется по времени на длительный срок, процедура снятия ролика с эфира занимает длительный срок.

Общество произвело значительную корректировку рекламного ролика  в части увеличения длительности его воспроизведения до 20 секунд, сокращения смысловой нагрузки, увеличения шрифта статического текста, а также в части добавления дополнительных пояснений в аудиальной части ролика для более полного понимания значения рекламируемых услуг.

 

В ходе рассмотрения дела представитель Общества поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях в полном объеме, просил приобщить к материалам дела лингвистическое заключение № 235 от 18.05.2023, сделанное директором АНО «ЦСДЭГИ «ЛИНГВОСУДЭКСПЕРТ» Л.М. Месропян (вх. № 8271/23 от 25.05.2023).

 

Рассмотрев материалы лингвистического заключения, Комиссия пришла к выводу, что оно не имеет отношения к рассматриваемому делу, ввиду следующего.

Во-первых, заключение является лингвистическим. Лингвистика (от лат. lingua «язык»), языкозна́ние, языкове́дение  - это наука, изучающая язык, это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях.

Во-вторых, суть заключения сводится к полноте, целостности, достаточности информации, содержащейся в рекламе, в то время, как Обществу вменяется не фактическое отсутствие существенной информации, а ее формальное отсутствие, поскольку ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  существенных условиях  оказания услуги, влияющих на выбор данной услуги потребителями, помимо крупно указанной в рекламе информации  о возможности списания всех кредитов абсолютно бесплатно форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Информация об указанных   условиях  должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями.  

Тот факт, что существенная информация  в  рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Москонсалт» - «Списать все кредиты бесплатно» следующего содержания:

1. Звуковая информация:

- «Граждане Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом имеют право списать все кредиты абсолютно бесплатно* Звоните сейчас +7 (4212) 35-89-27»

2. Визуальная информация:

2.1. Крупным шрифтом:

«Граждане Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом» - 2 секунды

«Имеют право списать все кредиты БЕСПЛАТНО» - 3 секунды

«Звоните сейчас» - 1 секунда

«+7 (4212) 35-89-27 Списываются долги от 300 000 рублей» - 4 секунды

2.2. Мелким шрифтом:

«Центр юридической помощи +7 (4212) 35-89-27».

«ООО «Москонсалт» оказывает консультационные услуги юридического характера, а также услуги по сопровождению процедуры несостоятельности (банкротства) физическим лицам в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве» № 127-ФЗ от 26.10.2002. В процессе проведения процедуры банкротства возможны реструктуризация задолженности, а также реализация имущества должника. ООО «Москонсалт» ИНН 2538119335».

«* Бесплатно списать долги можно через процедуру внесудебного банкротства, по заявлению через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. □Основание: Федеральный закон от 31.07.2020 № 289».

«300 т.р. минимальная сумма долга, при которой компания заключает договоры», распространяемую в региональных блоках  на телеканалах:  РЕН ТВ, Домашний, ТВ-3, Пятница, ТВЦ, Звезда, Петербург-5канал  с 18.03 – 21.03.2023, с 01.04.- 31.04.2023 года,  поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2.  Выдать ООО «Москонсалт» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

 

Члены Комиссии:                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны