Решение №ТТ/13106/23 Решение по жалобе гр. (вх. № 19246-ИП/23 от 23.11.2023) о н... от 26 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/5-1692/2023
26 декабря 2023 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
руководитель управления;
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/5-1692/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП * рекламы с нарушением требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,
в отсутствии ИП * , извещённого надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление гр. (вх. № 19246-ИП/23 от 23.11.2023) о недостоверной рекламе агентства недвижимости «Первое городское», распространенной в сети Интернет на сайте www.avito.ru.
Как следует из заявления агентство недвижимости «Первое городское», (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края) разместило на указанном сайте объявление (https://www.avito.ru/komsomolsk-na-amure/kvartiry/3-k._kvartira_638m_99et._2386092538?utm_campaign= native&utm_medium= item_page_ios&utm_source=soc_sharing) о продаже квартиры в г. Комсомольске-на-Амуре, по ул. Первостроителей, д.20, кв. 53. (к заявлению приложены скриншоты объявления)
Договор с заявителем о размещении рекламы о продаже его объекта недвижимости отсутствует, квартира ею не продается. Также агентство недвижимости «Первое городское» не имеет письменного согласия на использование фотографий квартиры.
Согласно пунктам 1-4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования- товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктами 15, 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» предусмотрено, что вопрос наличия в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Размещенная агентством недвижимости «Первое городское» на сайте www.avito.ru информация о продаже объекта недвижимости направлена на привлечение внимания потребителей и формирование у них интереса к конкретному объекту рекламирования, адресована неопределенному кругу лиц, позволяет выделить конкретный товар (квартиру) и сформировать к нему устойчивый интерес путем детального описания характеристик данного объекта с приложений фотографий, то есть соответствует законодательному определению рекламы, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».
Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).
Из поступившего в антимонопольный орган обращения заявителя следует, что заявитель владеет объектом недвижимости более года, квартира ею не продаётся и объявление о продаже квартиры не подавалось. Также отсутствует договор о размещении рекламы о продаже недвижимости, заключенный между заявителем и агентством недвижимости «Первое городское».
Следовательно, потребители, воспользовавшиеся рекламным предложением и желающие приобрести данный объект недвижимости, фактически не имеют возможности купить квартиру как в указанном в рекламе месте и у конкретного лица, осуществляющего деятельность под обозначением Агентство недвижимости «Первое городское», так и у владельца объекта недвижимости что свидетельствует о признаках нарушения пункта 2, пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Из информации ПАО «МТС», представленной по запросу Хабаровского УФАС России (вх. № 20215-ЭП/23 от 08.12.2023), следует, что, указанный в рекламе абонентский номер +7984 250 07 96 используется абонентом ООО «Кех еКоммерц».
18.12.2023 ООО «Кех еКоммерц» представило ответ на запрос антимонопольного органа (вх. № 20827-ЭП/23), из которого, следует, что номер телефона +7984 250 07 96 предоставлен пользователю «Первое городское» (номер профиля пользователя 44403828).
Согласно информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», юридическое лицо Агентство недвижимости «Первое городское» является ИП *.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 3, 4 части 3 статьи 5 несет рекламодатель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах размещается реклама, является ИП *.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу о продаже объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, распространенную ИП * на сайте (https://www.avito.ru/komsomolsk-na-amure/kvartiry/3-k._kvartira_638m_99et._2386092538?utm_campaign= native&utm_medium= item_page_ios&utm_source=soc_sharing), поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП * обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: