Решение №8-01/157 по жалобе ООО «НеваЭнергоПром» на действия АО «РГС» при пров... от 27 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 8-01/157

по делу № 027/07/3-206/2019

27 мая 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе

<…>

в присутствии представителей:

ООО «НеваЭнергоПром» - <…>, генеральный директор,

АО «РГС» - <…> (доверенность от 10.08.2018 № 62),

рассмотрев жалобу ООО «НеваЭнергоПром» на действия АО «РГС», материалы дела № 8-01/157,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «НеваЭнергоПром» на действия АО «РГС» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительно квалификационного отбора участников на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго», лот № 2.

Из жалобы общества следует, что расчет итоговой оценки предпочтительности каждой заявки, прошедшей отборочную стадию, осуществляется в соответствии с приведенными критериями, закупочной документацией определен порядок расчета неценового критерия «Отношение участника закупки к производителю предлагаемой продукции», согласно которому значение оцениваемого параметра «5» присваивается участнику, являющемуся производителем предлагаемой к поставке продукции. ООО ПО «Вэлта», АО «ДЭТК» производителями трансформаторов силовых ТМГ, требуемых согласно техническому заданию закупочной документации, не являются, однако им присужден высший бал. В соответствии с разъяснениями порядка оценки и сопоставления заявок участников организатором закупки дано разъяснение, согласно которому заявка участника закупки при предложении продукции стороннего производителя в составе лота будет оцениваться по неценовому критерию второго уровня как закупка у представителя производителя, соответственно по указанному критерию заявке участника, не являющегося производителем всего объема предлагаемого к поставке оборудования, должно начисляться «0» баллов, и организатор закупки подтвердил неправомерность присвоения участнику, не являющемуся производителем всего объема предлагаемой к поставке продукции значения оцениваемого параметра «5» в силу противоречия такой оценки установленному закупочной документацией порядку проведения закупки. Таким образом, в процессе проведения закупки ранжировка заявок участников произведена с нарушением, выбор победителя осуществлен неправомерно.

Представитель общества в заседании Комиссии доводы жалобы поддержал.

В представленных заказчиком возражениях, поддержанных его представителем в заседании комиссии, доводы жалобы признаются необоснованными. ООО ПО «Вэлта», АО «ДЭТК» представлены документы, подтверждающие, что они являются производителями предлагаемой к поставке продукции. Заявителем в составе заявки предложено оборудование, производимое ООО ПО «Вэлта», ООО «Щитомонтаж». В составе заявок ООО ПО «Вэлта», АО «ДЭТК» предложены к поставке КТП собственного производства, а также ТМГ сторонних производителей, ООО «НеваЭнергоПром» предложено к поставке оборудование сторонних производителей. Поскольку условиями закупочной документации предусмотрено, что по подкритерию «Отношение участника закупки к производителю предлагаемой продукции» «5» баллов присваивается участникам, являющимся производителями предлагаемого к поставке товара, закупочной комиссией обоснованно по данному подкритерию присвоено «5» баллов ООО ПО «Вэлта», АО «ДЭТК», ООО «ЭнергоИмуль+», которыми подтверждено наличие статуса производителя в отношении предлагаемой к поставке продукции. Заявителем подобных документов в составе заявки не предоставлено, в связи с чем ему присвоено «0» баллов.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

28.09.2019 АО «РГС» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806971292 о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» по лотам: - лот №1 (ГКПЗ 81.1): «Комплектные трансформаторные подстанции под ремпрограмму»; - лот №2 (ГКПЗ 81.2): «Комплектные трансформаторные подстанции», закупочная документация. Срок подачи заявок установлен до 19.10.2018, рассмотрение заявок - 16.11.2018, подведение итогов – 30.11.2018.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 – 29219047,90 руб. с учетом НДС, по лоту № 2 – 153399179,90 руб. с учетом НДС.

На участие в закупке по лоту № 2 поданы заявки ООО «Энергия Востока», ООО «НеваЭнергоПром», ООО ПО «Высоковольтные электротехнические аппараты» (ООО ПО «Вэлта»), ООО «Элтера», ООО «Электроавтоматика-ДВ», ЗАО «Новации и бизнес в энергетике», АО «Дальневосточная электротехническая компания» (АО «ДЭТК»), ООО «Востокэнергокомплект», ООО «ГлавЭлектроСнаб».

Заявки ООО «ГлавЭлектроСнаб», ООО «Востокэнергокомплект», ЗАО «Новации и бизнес в энергетике», ООО «Элтера», ООО «Энергия Востока» отклонены как несоответствующие требованиям документации о закупке. Заявки ООО «НеваЭнергоПром», ООО ПО «Вэлта», ООО «Электроавтоматика-ДВ», АО «ДЭТК» признаны соответствующими документации о закупке (протокол от 02.04.2019).

Согласно протоколу выбора победителя по конкурсу от 30.04.2019 по лоту № 2 утвержден следующий расчет баллов по результатам оценки заявок: ООО «НеваЭнергоПром» - 0,27 баллов (отношение участника закупки к производителю предлагаемой продукции – 0 баллов), ООО ПО «Вэлта» - 0,54 балла (отношение участника закупки к производителю предлагаемой продукции – 5 баллов), ООО «Электроавтоматика-ДВ» - 0,26 баллов (0 баллов), АО «ДЭТК» - 0,42 баллов (5 баллов). Победителем закупки признано ООО «Вэлта».

Пунктом 2.5 Технического задания закупочной документации установлено, что при оценке предпочтительности заявки будет учитываться отношение участника закупки к производителю предлагаемой им продукции. Для подтверждения отношения участника закупки к производителю участники вправе предоставить следующие документы: участник является дилером/представителем производителя (подтверждается документами производителя, в которых установлен статус участника); участник является аффилированным производителю (подтверждается представлением участниками в составе заявки cправки об аффилированности участника закупки по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в приложении к настоящему Техническому заданию); участник является производителем (подтверждается представлением участником в составе заявки копий документов, подтверждающих его статус производителя (один из перечисленных – декларация о соответствии, сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний).

Согласно Порядку оценки и сопоставления заявок (Приложение № 4) расчет итоговой оценки предпочтительности каждой заявки, успешно прошедшей отборочную стадию, осуществляется по следующим критериям оценки и в соответствии со следующим порядком оценки предпочтительности и сопоставления заявок (лот № 2):

Ценовой (стоимостной) частный критерий оценки первого уровня - цена договора - 90%.

Обобщенный неценовой критерий оценки первого уровня - квалификация (предпочтительность) участника - 10%.

Неценовой критерий оценки второго уровня – опыт поставки комплектных трансформаторных подстанций за последние 5 лет предшествующей дате подачи заявок участников на участие в настоящей закупочной процедуре - 20%.

Неценовой критерий оценки второго уровня -деловая репутация (участие в судебных разбирательствах) - 20%.

Неценовой критерий оценки второго уровня - отношение участника закупки к производителю предлагаемой продукции - 60%.

Порядок осуществления оценки неценового критерия оценки второго уровня - отношение участника закупки к производителю предлагаемой продукции (значение оцениваемого параметра), в зависимости от предоставленных в заявке копий документов (перечень документов приведен в пункте 2.5 Технического задания), подтверждающих отношения участника к производителю предлагаемой продукции установлен следующий: участник является дилером/представителем производителя – 0 баллов; участник является аффилированным производителю - 3 балла; участник является производителем – 5 баллов.

В соответствии с пунктом 2.4.7 закупочной документации участники конкурса вправе обратиться к организатору конкурса за разъяснениями документации о закупке. Организатор конкурса обязуется ответить на любой вопрос, поступивший не позднее чем за 10 (десять) календарных дней до истечения срока подачи заявок. Вопрос с разъяснениями (без указания источника запроса) размещается организатором на официальном сайте и доступен всем участникам данной процедуры. Копия ответа размещается организатором на ЭТП.

На официальном сайте размещены разъяснения положений документации. Согласно указанным разъяснениям (№ 17) при ответе на запрос об отношении участника закупки к производителю предлагаемой продукции - если на часть лота (СТП, ТМГ) будет предложена продукция стороннего производителя, дано разъяснение, что при включении в предложение части продукции стороннего производителя, оценка согласно «неценового критерия оценки второго уровня» (п.п. 2.3) будет проставляться как закупка у представителя производителя (при условии предоставления требуемых документов).

В составе заявок участников по лоту № 2, допущенных к участию в закупке, отсутствуют документы, подтверждающие их статус производителя трансформаторов силовых ТМГ.

Частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение из держек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены подпунктами «в»-«е» пункта 1.4.2.2 Единого положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение).

Таким образом, действия заказчика при расчете итоговой оценки предпочтительности заявок участников при отсутствии документов, подтверждающих статус производителя трансформаторов силовых ТМГ, и данных им разъяснениях положений закупочной документации, противоречат пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Поскольку допущенное нарушение повлияло на результат закупки, комиссия полагает необходимым выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «НеваЭнергоПром» на действия организатора торгов – АО «РусГидроСнабжение» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» по лоту №2 (ГКПЗ 81.2): «Комплектные трансформаторные подстанции» (извещение № 31806971292) обоснованной.

2. Признать действия АО «РусГидроСнабжение» при проведении указанной закупки нарушающими пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «РусГидроСнабжение» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения закупки.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны