Постановление №1 Постановление № 1 в отношении ООО «М.Видео менеджмент» от 11 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  1

о наложении штрафа по делу №  04-5/114

 об административном правонарушении 

 

11 января 2017 года                                                                                              г. Хабаровск

 

Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 12 декабря 2017 года и материалы административного дела № 04-5/114, возбужденного в отношении ООО «М.Видео менеджмент» (ИНН 7707548740, КПП 770101001, место нахождения: 105066, г. Москва, ул. Красносельская нижн., д. 40/12, дата регистрации юр. лица – 05.05.2005 г.), в связи с распространением рекламы с нарушением требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», 

в отсутствие представителя ООО «М.Видео менеджмент», надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 28 августа 2017 года от-слежена наружная реклама компании «М.Видео» по адресу: г. Хабаровск, ул. Союзная, д. 13, следующего содержания:

- крупным шрифтом: «Все ноутбуки по акции «Легко Кредит» 0%  0 р. 24 мес. М.видео ул. Льва Толстого, 19, ТЦ «На Пушкина», предложение действует с 15.08.2017 по 04.09.2017»;

-мелким шрифтом (31 мм): «Не является публичной офертой. Действует при оформлении кредита с 15.08.2017 г. по 04.09.2017 г.  Кредит предоставляется КБ «Ре-нессанс кредит» ООО, Лицензии Банка России № 3354 от 26.04.2013 г. на комплекс, со-стоящий из товара категории «ноутбуки» и товаров и/или услуг из дополнительного списка. Первоначальный взнос 0% от цены товара, срок кредитования 24 или 36 мес. Процентная ставка 10,33% или 8,49% годовых соответственно, полная стоимость кредита составляет 10,361% или 8,505% годовых соответственно, сумма кредита от 3000 до 250000 руб. Организатор акции предоставляет скидку на товар, в итоге сумма, подлежащая выплате банку не превышает первоначальной стоимости товара, при условий, что дополнительные услуги банка не приобретаются. Банк самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита без объяснения причин. Подробности приобретения товаров в кредит в рамках акции уточняйте у сотрудников банков в магазинах «М.Видео». Организатор акции и продавец: ООО «М.Видео менеджмент».

 

Реклама распространялась с 15  по 31 августа 2017 г.

Иные места дислокации указанной рекламы в г. Хабаровске:

пр.  60 лет Октября – ш. Восточное;

ул. Карла Маркса – ул. Большая;

ул. Юности, 34Б. 

 

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц и направлена, как на при-влечение внимания потребителя к товару (ноутбукам), реализуемому в магазине, фор-мирование и поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке, так и на заклю-чение договора кредита при покупке товаров.

Из содержания вышеуказанной рекламы следует, что объектом рекламирования являются не только ноутбуки, но и услуга по предоставлению кредита (финансовой ус-луги). Реклама направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к приобре-тению товаров (техники) в кредит на определенных в рекламе условиях, что подтвер-ждается наличием в рекламе информации об условиях предоставления кредита на по-купку товаров (0% 0 р. 24 мес.), формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления данного кредита.

Применительно к потребительскому кредитованию существенной должна являть-ся не только информация, привлекательная для потребителя кредита, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные рекламой. 

Способ описания существенных условий предоставления кредита (сумма кредита, процентная ставка, платежи и комиссии по кредитным операциям) в сочетании с харак-тером и особенностями размещения рекламы, а именно: мелкий шрифт высотой 31 мм не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенных в рекламе сведений. 

В связи с этим представленные трудно воспринимаемым способом существенные условия, определяющие фактическую стоимость кредита, не могут считаться присутст-вующими в рекламе.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, влияющих на сумму расходов, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Особенность подачи информации лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст «Все ноутбуки по акции «Легко Кредит» 0% 0 р. 24 мес.».

Таким образом, указанная информация не доведена до потребителей надлежащим образом.

Однако ООО «М.Видео Менеджмент» осознанно составило рекламу в таком виде, при котором способ подачи информации привел к потере читаемости существенных ус-ловий кредитования, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается рекла-ма, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл ин-формации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, стра-ховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания со-ответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшие-ся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услуга-ми лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего кредитный договор, включаются:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, свя-занные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные вы-дачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью за-ключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимостью нотариального заверения документов и т.п.).

Частью 3 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содер-жит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита заемщика и влияющие на нее. 

Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском вредите (займе)» к условиям, опреде-ляющим полную стоимость кредита, отнесены:

сумма потребительского кредита (займа); 

срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потре-бительского кредита (займа);

проценты по договору потребительского кредита (займа);

платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким пла-тежам следует из условий договор потребительского кредита (займа) и (или) если выда-ча потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;

сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобре-тателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредито-ром предлагаются разные условия договора  потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимо-сти кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей. 

Таким образом, указанная реклама ООО «М.Видео Менеджмент» противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

Согласно пояснениям  ООО «М.Видео Менеджмент» (вход. №с 4/13501 от 12.12.2017 года):

1. нарушен порядок рассмотрения дела о нарушении  законодательства о рекла-ме;

2. реклама соответствует требованиям действующего законодательства.

 

Данные доводы не принимаются по следующим основаниям.

1. Дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, процедура которого предусмотрена Административным регламентом ФАС России по исполнению го-сударственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам на-рушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв.  Приказом ФАС России  23.11.2012 № 711/12),   и  Правилами рассмотрения антимонопольным органом  дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе (утв. Постанолвлением Правительства РФ 17.08.2006 № 508), в отношении  ООО «М.Видео Менеджмент» по факту распро-странения рассматриваемой рекламы не возбуждалось.

 

Дело № 04-5/114 об административном правонарушении возбуждено и рассмот-рено в соответствии с юрисдикционной процедурой, которая установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат ад-министративной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Статья 14.3 КоАП РФ предусматривает ответственность рекламодателя, рекламо-производителя или рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе.

Обнаружив данные, указывающие на событие административного правонаруше-ния, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе (в данном случае нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекла-ме"), антимонопольный орган определением от 13 ноября 2017 года в отношении заяви-теля возбудил дело № 04-5/114 об административном правонарушении и проведении административного расследования, производство по которому осуществил в форме ад-министративного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных право-нарушениях административное расследование проводится по месту совершения или вы-явления административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, по которому было проведено администра-тивное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего ад-министративное расследование.

В соответствии со статьей 23.48 Кодекса РФ об административных правонаруше-ниях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени территори-альных органов ФАС вправе руководители территориальных органов федерального ан-тимонопольного органа, их заместители.

Согласно статье 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его тер-риториальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ.

Действующее законодательство предусматривает возможность возбуждения дел об административных правонарушениях и проведении административных расследова-ний антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административ-ных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

По результатам проведения административного расследования и в соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ, должностным лицом Хабаровского УФАС России в отношении ООО «М.Видео Менеджмент»  12 декабря  2017 составлен протокол  г. об админи-стративном правонарушении и назначено время и место рассмотрения дела об админи-стративном правонарушении.

При составлении и вручении протокола об административном правонарушении соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ.

Хабаровским УФАС России при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по нарушению административного законодательства, соблюдена вся необходимая процедура.

Таким образом,  рассмотрение дела за ненадлежащую рекламу в порядке и на ос-нованиях, предусмотренных  КоАП РФ, осуществлено  в пределах предоставленных ан-тимонопольному органу полномочий.

 

2. Из существенных  условий в рекламе указаны отсутствие первоначального взноса и процентной ставки, срок кредита,  то есть,  даны  условия кредитного договора, влияющее на стоимость кредита, следовательно, реклама должна со-ответствовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».  

Вместе с тем, процентная ставка по кредиту напрямую зависит от суммы и от срока кредита, которые также являются существенной информацией   и подлежат указанию в рекламе.

 

Согласно условиям приобретения товара в кредит - первоначальный взнос 0% от цены товара, срок кредитования 24 или 36 мес. Процентная ставка 10,33% или 8,49% годовых соответственно, полная стоимость кредита составляет 10,361% или 8,505% го-довых соответственно, сумма кредита от 3000 до 250000 руб. 

 

Указание в рекламе  процентной ставки, срока кредита  влечет за собой необходимость указания  и других условий.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, рас-пространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как не-одинаковый размер шрифта размещенной информации, когда размер букв и цифр крупного шрифта во много раз превышает размер букв и цифр мелкого шрифта - вводит в заблуждение потребителя относительно рекламируемого товара. В данном случае и та, и другая информация касается рекламы одного и того же продукта.

Применяемый Заявителем в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

В рассматриваемой рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: отсутствие первоначального взноса нулевая процентная ставка.

 Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по оформлению кредита  в Банке, написаны мелким шрифтом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют по-требителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их нали-чие. Следовательно, ООО «М. Видео менеджмент»  умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, когда в  рекламе сообщалось  одно из условий.

    Отсутствие в Законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям ст. 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспе-чить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей. 

Антимонопольный орган, учитывая особенности размещения спорной рекламы (около проезжей части дороги), использование разного размера шрифта при изложе-нии информации на рекламном щите, пришел к выводу о том, что потребители рек-ламы не имеют возможности ознакомиться с указанными в рекламе мелким шриф-том сведениями обычным способом без использования специальных средств и в те-чение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Согласно информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

Реклама банковских услуг, в том числе услуг по предоставлению кредита, с учетом значения для потребителя по финансовым последствиям предполагает соблюдение установленных требований к рекламе таких услуг, которая не предполагает импульсивное восприятие такой рекламы, а требует для потребителя необходимого количества времени для ознакомления с рекламируемым товаром (услугой), сосредоточенного внимания при ознакомлении с предлагаемыми в рекламе условиями кредитования.

Для оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокуп-ности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т.п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.

В данном случае спорная реклама является наружной, направлена на импуль-сивное восприятие информации потребителями, размещена с помощью средств ста-бильного территориального размещения - щита, следовательно, основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части.

Таким образом, учитывая месторасположение рекламы возле проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации для основной аудитории по-требителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия пре-доставления кредита по сравнению со шрифтом основной, привлекательной инфор-мации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обыч-ным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой финансовой услуги. Следовательно, часть условий, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответст-венность за нарушение требований статей 5,  28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распро-странялась рекламная кампания, является ООО «М.Видео Менеджмент». Данный факт подтверждается договором № 01-0776/04-2015 от 29.05.2015 г., заключенным между ООО «М.видео Менеджмент» и ЗАО «Медиа Инстинкт».

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных пра-вонарушениях за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламорас-пространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена ад-министративная ответственность.

Руководствуясь статьей 33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ООО «М.Видео Менеджмент» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ООО «М.Видео Менеджмент» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, отделение Хабаровска, г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000. 

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 20.25 Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны