Решение №1 Решение № 1 в отношении ОАО «Российские железные дороги» по ... от 6 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1

Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- <…>

- заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля;

члены Комиссии:

- <…>

- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

 

-  <…>

- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителей:   

от заявителя: 

<…> – представитель по доверенности от 13.01.2014,

<…>– представитель по доверенности от 13.01.2014,

от ответчика:   

<…> – начальник Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций, структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением, структурного подразделения Центральной дирекции  управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» (дов. № 14Д от 29.12.2012),

<…> –  ведущий юрисконсульт  Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги»   (доверенность № 41Д от 24.10.2014),

рассмотрев дело № 3-1/141 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги»  (107014, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2)  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ООО «Компания Диалог-ДВ»  на действия   ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»)   в лице Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции  управления движением – филиала ОАО «РЖД» (далее Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций) по нарушению «Порядка разработки, согласования и утверждения в ОАО «РЖД» инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД», установленного распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2013 № 2859.

  Приказом Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 № 744 возбуждено дело № 3-1/141 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела  № 3-1/141.

По результатам рассмотрения заявления, а также материалов и сведений, полученных в ходе рассмотрения дела № 3-1/141 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

Приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-Т ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Кроме того, приказом ФАС России от 14.06.2005 № 121 ОАО «РЖД» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %. Доля ОАО «РЖД» на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования составляет более 65 %.

ОАО «РЖД» в лице филиала Дальневосточной железной дороги включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %, как организация, имеющая в географических границах территории Хабаровского края долю более 65% на товарном рынке услуг железнодорожных перевозок (Приказы Хабаровского УФАС России от 14.06.1996 № 29-П, от 14.07.2004 № 17-П, от 17.10.2008 №333).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ООО «Компания Диалог-ДВ» осуществляет оказание услуг владельцам железнодорожных путей необщего пользования по разработке и согласованию инструкций о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. 

Между ООО «Компания Диалог-ДВ» и ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» 25.02.2014 заключен Договор       на оказание услуг № 07/ИПП (далее Договор), предметом которого является  обязанность  Исполнителя (ООО «Компания Диалог-ДВ») для Заказчика (ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство») оказать услугу по разработке и согласованию Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее Инструкция).

Пунктом 3.1 Договора определено, что срок выполнения услуги по разработке Инструкции – два месяца со дня получения заявки (приложение № 1 к настоящему договору).

Пунктом 4.3. Договора установлено, что в случае утверждения Заказчиком проекта Инструкции, уполномоченными лицами Заказчика подписывается акт выполненных работ, после этого утвержденные Заказчиком Инструкции передаются Исполнителю для согласования с представителями ОАО «РЖД». В случае замечаний от представителей ОАО «РЖД», Исполнитель вносит изменения или дополнения в Инструкцию в течение пяти рабочих дней.

При этом пунктом 5.1.3 Договора определена обязанность Исполнителя своевременно устранять замечания и недостатки в части разработки Инструкции, выявленных в процессе согласования, без увеличения стоимости.

В соответствии с Заявкой, утвержденной ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» 03.03.2014, ООО «Компания Диалог-ДВ» в рамках договора было поручено разработать и согласовать Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», примыкающего к станции Хабаровск-2.

После прохождения согласования у начальника станции Хабаровск-2, ревизора движения участка, начальника дистанции пути, начальника эксплуатационного локомотивного депо, сопроводительным письмом б/н от 28.04.2014 ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» в адрес Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций  направлена разработанная ООО «Компания Диалог-ДВ» вышеуказанная Инструкция (вх. № 218 от 28.04.2014).

05.05.2014 на сопроводительном письме  к Инструкции должностным лицом Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций   <…> рукописно указаны замечания к Инструкции: «1. В нарушение 2859р от 23.12.2013 г. Зам. НГ не утверждает, а  согласовывает инструкцию. 2. На проверку не представлен технический паспорт пути необщего пользования, проверить не представляется возможным».

В материалах дела № 3-1/141 имеется представленное ОАО «РЖД»  письмо Хабаровского центра организации работы железнодорожных станции   (за подписью заместителя начальника Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций <…>) от 05.05.2014 б/н, в адрес ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», согласно которому: «1. В инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования указан локомотив не существующей серии ТЭМ. 2. В нарушении технологического процесса работы станции не верно указан порядок выезда маневрового состава со станции. 3. В разделе 5 не верно указан порядок проследования переездов маневровым составом. 4. Не указано должностное лицо, составившее инструкцию».

При этом Комиссии ОАО «РЖД» не представлены сведения о факте направления указанного письма в адрес ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» и факте получения указанного письма.

 07.05.2014 Инструкция с внесенными изменениями была повторно направлена в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций  (вх. № 08 от 07.05.2014).

По результатам повторного рассмотрения Инструкции с внесенными изменениями, 12.05.2014 должностным лицом Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций   <…> рукописно указаны следующие замечания: «1. Маневровых локомотивов серии ТЭМ не существует. 2. Не верно указан порядок  выезда локомотива со станции. 3. Не верно указан порядок проследования переезда составителем поездов».

В материалах дела № 3-1/141 также имеются представленные ОАО «РЖД» рукописные замечания должностного лица <…> к Инструкции, также датированные 12.05.2014, состоящие из 11 пунктов. При этом ОАО «РЖД» не пояснило Комиссии, какие именно замечания направлялись для исправления.

Указанные выше замечания были учтены и 19.05.2014 ООО «Компания Диалог-ДВ» направило исправленную, с учетом замечаний, Инструкцию в адрес Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций  (вх. № 18 от 19.05.2014).

По результатам рассмотрения Инструкции с внесенными изменениями, представленной ООО «Компания Диалог-ДВ» 19.05.2014, Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций в лице и.о. начальника Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций  <…> письмом  №75 от 29.05.2014, направленным в адрес ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», сообщил, что «при проверке Инструкции выявлен ряд существенных недостатков:

1. Не верно указано наименование железнодорожного пути необщего пользования, к которому стрелочным переводом № 1 примыкает путь необщего пользования ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство». Основание – техническо-распорядительный акт станции Хабаровск-2.

2. Не верно указано название контрагента (согласно Вашей инструкции и техническому паспорту – ООО «Деловой центр»), примыкающего к Вашему пути стрелочным переводом № 2.   Основание – технический паспорт и инструкция по организации движения  на железнодорожном пути необщего пользования «Солдатенко Ф.С.» и техническо-распорядительный акт станции Хабаровск-2. Кроме того, в вышеуказанных документах указано примыкание контрагента «Солдатенко Ф.С.» к Вашему пути стрелочным переводом № 3.

3. В технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» не внесены изменения указанные в пунктах 1 и 2.

До устранения вышеуказанных замечаний, выявленных в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» и переработки технического паспорта дальнейшая проверка инструкции не имеет смысла».

Указанные в вышеназванном письме № 75 от 29.05.2014 замечания были учтены ООО «Компания Диалог-ДВ» и письмом б/н от 02.06.2014  исправленная с учетом замечаний Инструкция с соответствующими пояснениями был направлена в адрес Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций   (вх. № 34 от 03.06.2014).

На дату направления ООО «Компания Диалог-ДВ» заявления в Хабаровское УФАС России (30.06.2014) Инструкция, полученная Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций  03.06.2014, не была рассмотрена и согласована, при этом каких-либо дополнительных замечаний не выдано, ответ на обращение ООО «Компания Диалог-ДВ» (вх. № 34 от 03.06.2014) в адрес ООО «Компания Диалог-ДВ» не направлен.

Указанные выше действия ОАО «РЖД» в лице Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций  послужили поводом для обращения ООО «Компания Диалог-ДВ в Хабаровское УФАС России.

Комиссия констатирует следующее.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что    порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.

Пунктом 1.7 «Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утвержденных приказом МПС России № 26 от 18.06.2003, установлено, что «на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).

В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.

В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры.

В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.

При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.

В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования утверждается новая инструкция».

Пунктом 12 приложения № 6 «Организация движения поездов на железнодорожном транспорте» «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России №286 от 21.12.2010 определено, что при отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования железнодорожных станций, техническо-распорядительный акт может не составляться, а порядок использования технических средств при этом устанавливается инструкцией по обслуживанию и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, которая разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожных путей необщего пользования и согласовывается владельцем инфраструктуры.

В целях усовершенствования единого порядка по разработке, согласованию и утверждению инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД» и не являющемся железнодорожным путем необщего пользования, ОАО «РЖД» распоряжением № 2859р  от 23.12.2013 утвержден «Порядок разработки, согласования и утверждения в ОАО «РЖД» Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД»» (далее Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка Инструкция о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего ОАО «РЖД», разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожного пути   необщего пользования.

Инструкция проверяется и согласовывается начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования, ревизором (движения) участка, начальником станции пути, начальником эксплуатационного локомотивного депо, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ОАО «РЖД» и передается в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций, который обеспечивает согласование Инструкции.

Согласно пункту 12 Порядка, Инструкция, изменения и дополнения подлежат проверке и согласованию начальником станции примыкания железнодорожного пути и ревизором (движения), при его отсутствии ревизором службы движения, в 10-дневный срок. Дальнейшее согласование Инструкции причастными работниками подразделений ОАО «РЖД» должно производиться в 20-дневный срок. Все изменения или дополнения, которые требуется внести в Инструкцию на каждом этапе согласования, оформляются в письменном виде за подписью руководителя согласующего подразделения. 

В соответствии с положением о Дальневосточной дирекции управления движением – структурном подразделении Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (далее Дирекция), утвержденным начальником Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» 06.09.2010 № ЦД-64, Хабаровский, Владивостокский, Комсомольский и Тындинский центры организации работы железнодорожных станций являются подразделениями Дирекции, в свою очередь, железнодорожные станции Уссурийск, Гродеково, Находка, Находка-Восточная, Ванино, Беркакит, Хабаровск-II являются структурными подразделениями Дирекции. Помимо этого, подпунктом 7 пункта 9  указанного положения установлено, что одной из основных функций Дирекции является организация работы железнодорожных станций. Таким образом, распоряжением № 2859р на определенных должностных лиц станции примыкания  железнодорожного пути необщего пользования (в рассматриваемом случае – железнодорожная станция Хабаровск-II – структурное подразделение Дирекции)  и центра организации работы железнодорожных станций (в рассматриваемом случае – Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций Дирекции) возложена обязанность по согласованию  Инструкции.

Как указывалось выше, 28.04.2014 ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» Хабаровскому центру организации работы железнодорожных станций была представлена для проверки и согласования разработанная ООО «Компания Диалог-ДВ» Инструкция.

  05.05.2014 указанная Инструкция была возращена Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций для исправления замечаний.

07.05.2014 исправленная, с учетом замечаний, Инструкция повторно была представлена в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций   для проверки и согласования.

12.05.2014 Инструкция вновь была возвращена ввиду имеющихся замечаний.

19.05.2014 исправленная с учетом замечаний Инструкция была представлена в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций для проверки и согласования.

 29.05.2014 письмом № 75 Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций известил ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» об имеющихся замечаниях к Инструкции.

02.06.2014 ООО «Компания Диалог-ДВ» направило исправленную с учетом замечаний Инструкцию в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций, а также просило разъяснить, почему данная Инструкция проверялось неоднократно и не в полном объеме.

ОАО «РЖД» в лице Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций Хабаровскому УФАС России в рамках рассмотрения дела № 3-1/141 представлена копия письма Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций  от 13.06.2014 в адрес ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», которым Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций просит дать разъяснения по факту изменений, внесенных в технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Хабаровское Автлесовозное хозяйство», путем замены отдельных листов и не заверенных печатью уполномоченной организации.

27.06.2014 ООО «Компания Диалог-ДВ» обратилось в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций с требованием согласовать Инструкцию в соответствии с пунктом 12 распоряжения ОАО «РЖД» № 2859р от 23.12.2013,  сообщить о согласовании и выдать оригиналы представителям ООО «Компания Диалог-ДВ».

Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций   письмом № 29/19 от 30.06.2014 уведомил ООО «Компания Диалог-ДВ» о том, что «Инструкция разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожного пути необщего пользования, исходя из чего замечания, выявленные при проверке вышеуказанной технической документации, были направлены владельцу железнодорожного пути необщего пользования – ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», и ООО «Компания Диалог-ДВ» не составит труда получить информацию о выявленных ранее и не устраненных по настоящее время замечаниях».

ООО «Компания Диалог-ДВ» обратилось в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций с письмом от 14.07.2014, в котором указало, что 03.06.2014 исправленная с учетом замечаний Инструкция была направлена в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций, на момент написания письма (14.07.2014)  просрочка в согласовании составляет 21 день, каких-либо замечаний  к Инструкции не выдано, и просило сообщить, когда и как Инструкция или замечания к ней были направлены в адрес ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство».

По результатам рассмотрения сложившейся ситуации и вышеуказанного письма 16.07.2014 состоялось совещание у начальника Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций. Пунктом 1 протокола совещания  установлено, что замечания,  выявленные при проверке технической документации на путь необщего пользования ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», направленные владельцу пути необщего пользования письмом от 29.05.2014 № 75, до настоящего времени не устранены, кроме того, выявлен факт попытки внесения изменений путем замены отдельных листов технического паспорта пути необщего пользования ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», пунктом 2 протокола  принято «решение о продолжении работы со стороны ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» по внесению изменений во все экземпляры технических паспортов пути необщего пользования и со стороны Хабаровского центра о продолжении процедуры проверки и согласовании Инструкции о порядке обслуживания и организации  движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство». Но, вместе с тем, особое внимание ветвевладельца обращено на то, что работа по продолжению процедуры проверки  согласовании инструкции возможна только после внесения вышеуказанных изменений в технический паспорт».

Письмом от 17.07.2014 Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций сообщил ООО «Компания Диалог-ДВ» о том, что замечания, выявленные при проведении проверки Инструкции, были направлены в ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» письмом от 29.05.2014 № 75,  для устранения указанных замечаний, а также сообщило о прошедшем 16.07.2014 совещании с приглашением владельца железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», которым было однозначно подтверждено наличие замечаний, указанных в письме от 29.05.2014 № 75.

Комиссия констатирует, что 28.04.2014 Инструкция была получена Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций, и по состоянию на 30.09.2014 (дату издания приказа № 744 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела  № 3-1/141 о нарушении антимонопольного законодательства) указанная Инструкция не была согласована ОАО «РЖД» в лице Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций; в Инструкцию неоднократно вносились изменения, в том числе и одним и тем же должностным лицом – <…>.

Как следует из пояснений ОАО «РЖД» Хабаровскому УФАС России (письмо № 8414/ДВОСТ НЮ от 29.08.2014), по состоянию на 29.08.2014  в вышеуказанную Инструкцию внесены все требуемые изменения, указанные в письме № 75 от 29.05.2014, Инструкция находится на окончательном этапе согласования в Хабаровском центре организации работы железнодорожных станций, но еще не согласована.

Письмом от 29.09.2014 б/н ООО «Компания Диалог-ДВ» Хабаровскому УФАС России представлена информация о том, что Инструкция была подписана и передана Хабаровскому центру организации работы железнодорожных станций представителям ООО «Компания Диалог-ДВ» 08 сентября 2014 года, спустя 98 дней с момента направления.

Комиссия  констатирует, что окончательное согласование Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций  Инструкции ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», направленной 28.04.2014, состоялось   08.09.2014, через 98 дней с момента получения.

Указный выше факт не отрицался представителями ОАО «РЖД» в заседаниях Комиссии, а также подтверждается письмом  № 595/ДВ Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций  от 09.12.2014.

Хабаровское УФАС России определением об отложении рассмотрения дела № 3-1/141 о нарушении антимонопольного законодательства от 220.11.2014 запросило ОАО «РЖД» обоснование  необходимости внесения          05.05.2014, 12.05.2014, 29.05.2014 замечаний к Инструкции ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство»  (направленной сопроводительным письмом вх. № 218 от 28.04.2014), а также указать причины невозможности внесения указанных замечаний однократно.

Во исполнение указанного определения Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций  письмом № 595/ДВ от 09.12.2014 пояснил, что «необходимость неоднократного внесения изменений от 05.05.2014, 12.05.2014 и 29.05.2014 была продиктована тем, что при согласовании Инструкция должна быть проверена рядом руководителей центра (ДЦС-1) согласно распоряжения ОАО «РЖД» от 23.12.2013 № 2859р; принимая во внимание тот факт, что специфика работы обозначенных руководителей центра имеет разъездной характер, и учитывая значительное количество недостатков при составлении инструкции, было принято решение для сокращения времени согласования и упрощения процедуры внесения в инструкцию исправлений, выдавать замечания владельцу после проверки того руководителя, который на момент ее предъявления к проверке территориально находился в Хабаровском центре (ДЦС-1)».

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что пунктом 12 Порядка определено, что «Инструкция, изменения и дополнения подлежат проверке и согласованию начальником станции примыкания железнодорожного пути и ревизором (движения), при его отсутствии ревизором службы движения, в 10-ти дневный срок. Дальнейшее согласование Инструкции причастными работниками подразделений ОАО "РЖД" должно производиться в 20-ти дневный срок. Все изменения или дополнения, которые требуется внести в Инструкцию на каждом этапе согласования, оформляются в письменном виде за подписью руководителя согласующего подразделения. Обобщение замечаний и возврат Инструкций на доработку осуществляются: ответственным исполнителем отдела по работе со станциями центров организации работы железнодорожных станций».

Таким образом, с учетом того, что Инструкция ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» в соответствии с Порядком была проверена и согласована начальником станции Хабаровск-2 (ДС), ревизором движения участка (ДНЧ), начальником дистанции пути (ПЧ), начальником эксплуатационного локомотивного депо (ТЧ), дальнейшее согласование Инструкции должно было быть произведено Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций  (ДЦС-1) в 20-дневный срок. При этом изменения и дополнения, которые требовалось внести в Инструкцию, должны были быть оформлены за подписью руководителя Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций, а не иного должностного лица (<…>– замечания от 05.05.2014 и 12.05.2014), при этом соответствующие замечания должны быть обобщены.

Необходимо отметить, что Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций  Хабаровскому УФАС России не представлены документы, свидетельствующие о том, кем, когда и на каком основании «было принято решение для сокращения времени согласования и упрощения процедуры внесения в инструкцию исправлений, выдавать замечания владельцу после проверки того руководителя, который на момент ее предъявления к проверке территориально находился в Хабаровском центре» (письмо Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций исх. №595/ДВДЦС-1 от 09.12.2014).

Кроме того, Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций  не пояснил Хабаровскому УФАС России основания внесения замечаний в Инструкцию должностным лицом   <…> дважды – 05.05.2014 и 12.05.2014, невозможность внесения указанным лицом замечаний к Инструкции однократно, а также невозможность направления обобщенных замечаний к Инструкции ответственным исполнителем отдела по работе со станциями центров организации работы железнодорожных станций в установленный Порядком срок.

Таким образом, Комиссия констатирует, что ОАО «РЖД» в лице Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций  при проведении проверки и согласовании Инструкции ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», разработанной ООО «Компания Диалог-ДВ» в рамках соответствующего договора с ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» допущены нарушения сроков, установленных Порядком,  а также процедуры проверки и согласования Инструкции.

ООО «Компания Диалог-ДВ» письмом (вх. № 3/15571 от 10.12.2014) пояснило Хабаровскому УФАС России, что «согласно заключенного договора № 07/ИПП от 25.02.2014 между ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство» (Заказчик) и ООО «Компания Диалог-ДВ» (Исполнитель), Исполнитель обязан устранять все замечания и недостатки, выявленные в процессе согласовании. Также, согласно п. 6.1 указанного договора, Исполнитель несет всю полноту ответственности  за несвоевременное выполнение услуг, согласно действующего законодательства. Таким образом, Заказчик за несвоевременное исполнение заказа Исполнителем, вправе обратиться к Исполнителю с претензией. В нашем случае, просрочка выполнения заказа, по вине представителей ОАО «РЖД», составила более 3 месяцев. В результате нарушений Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций сроков согласования инструкций, наша компания несет репутационные потери, а как следствие этого, потери заказов от клиентов. Например, между нашей компаний и ИП <…> был заключен договор № 18/05 от 14.05.2014. В результате нарушений со стороны ДЦС-1 сроков согласования, ИП <…> приняла решение отказаться от наших услуг и направила претензию в наш адрес о возврате уплаченной предоплаты в сумме 17500 рублей».

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что ООО «Компания Диалог-ДВ», как организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, в том числе связанную с разработкой и согласованием Инструкций, во взаимодействии с контрагентами и ОАО «РЖД» основывается на сроках, установленных ОАО «РЖД» для согласования Инструкций. Следовательно, несоблюдение ОАО «РЖД» сроков, установленных Порядком для проверки и согласования Инструкций, может негативно отразиться на деятельности ООО «Компания Диалог-ДВ» (ввиду имеющейся возможности нарушения ООО «Компания Диалог-ДВ» сроков, установленных договорами с контрагентами), и может привести к ущемлению интересов ООО «Компания Диалог-ДВ», как субъекта предпринимательской деятельности.

Кроме того, Комиссия отмечает, что факт отсутствия соответствующих причастных работников ОАО «РЖД» на рабочем месте ввиду разъездного характера работы не может стать объективной причиной несоблюдения сроков, установленных пунктом 12 Порядка для проверки и согласования Инструкций.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/141 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «РЖД» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО «РЖД» также установлено не было.

Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ОАО «РЖД» в лице Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций  по нарушению сроков и процедуры согласования и утверждения «Инструкции о порядке обслуживания  железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего ОАО «РЖД»», направленной ООО «Компания Диалог-ДВ» в рамках соответствующего договора с ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», установленных «Порядком разработки, согласования и утверждения в ОАО «РЖД» Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД»», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» №2859р  от 23.12.2013, усматривается нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности свидетельствует о пренебрежительном отношении ОАО «РЖД», к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг железнодорожных перевозок и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования,    имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.  

На основании изложенного выше, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено наличие вины ОАО «РЖД» в  рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «РЖД».

 Учитывая факт согласования Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций Инструкции ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», Комиссия  не усматривает оснований для выдачи ОАО «РЖД» предписания, предусмотренного статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением  либо предписания  о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  №  135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:                         

 Признать  ОАО «Российские железные дороги» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении Хабаровским Центром организации работы железнодорожных станций сроков и процедуры  согласования и утверждения «Инструкции о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего ОАО «РЖД»», направленной ООО «Компания «Диалог-ДВ» в рамках договора с ОАО «Хабаровское Автолесовозное хозяйство», установленных «Порядком разработки, согласования и утверждения в ОАО «РЖД» Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД»», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» №2859р  от 23.12.2013.  

   Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны