Решение №10 Решение № 10 в отношении ОАО «Ростелеком» от 27 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 10

г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2015 года.

Решение изготовлено в полном объёме 03 июня 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля, членов Комиссии, <…>– главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, <…>– ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, <…>– ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело №3-1/222 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в увеличении в 2014 году цены (тарифа) на услугу коммутируемого доступа к сети Интернет (Dial-Up), установила:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) 22 августа 2015 года поступили материалы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра по Хабаровскому краю) на действия ОАО «Ростелеком» в лице Хабаровского филиала по увеличению в 2014 году цены (тарифа) услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up).

В результате рассмотрения вышеуказанных материалов Управления Росреестра по Хабаровскому краю Хабаровским УФАС России установлены признаки нарушения ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и применении монопольно высокой цены (тарифа) услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up).

Приказом Хабаровского УФАС России от 24 ноября 2014 года №896 возбуждено дело №3-1/222 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В процессе рассмотрения дела №3-1/222 о нарушении антимонопольного законодательства принял участие представитель ответчика – ОАО «Ростелеком»: <…>, доверенность №0804/29/265-14 от 26.12.2014.

 

Заявитель, Управление Росреестра по Хабаровскому краю участия в рассмотрении дела №3-1/222 о нарушении антимонопольного законодательства не принимало, явку не обеспечило, надлежащим образом уведомлено.

 

В рамках рассмотрения дела №3-1/222 о нарушении антимонопольного законодательства, Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска.

Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, «Методическими рекомендациями по установлению доминирующего положения на рынке услуг доступа к сети Интернет» (письмо ФАС России от 25.12.2012 №АГ/44137/12, нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность по исследуемому направлению.

При проведении данного анализа состояния конкуренции использовались сведения, предоставленные Дальневосточным управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, информация и документы, представленные хозяйствующими субъектами, являющимися участниками данного товарного рынка.

Целью исследования рынка услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска является оценка состояния конкурентной среды и определение положения на этом рынке ОАО «Ростелеком».

 

Dial-up (коммутируемый удалённый доступ) – сервис, позволяющий компьютеру, используя модем и телефонную сеть общего пользования, подключаться к другому компьютеру (серверу доступа) для доступа в сеть Интернет. Телефонная связь через модем не требует никакой дополнительной инфраструктуры, кроме телефонной сети. Скорость передачи данных составляет не более 56Кбит/с.

Отличительной особенностью данной технологии от всех остальных является то, что при подключении компьютера к сети Интернет телефонная линия не может быть использована для телефонных переговоров.

В качестве географических границ исследуемого рынка, исходя из технической возможности и целесообразности потребления данного вида услуг, а также наличия и расположения технологической инфраструктуры связи рассматривается территория города Хабаровска.

В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории города Хабаровска деятельность на рынке услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) оказывают три хозяйствующих субъекта, в том числе ОАО «Ростелеком».

Как следует из показателей рыночной концентрации, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок, рынок услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска относится к рынку с высокой концентрацией.

В результате проведённого анализа состояния конкуренции установлены признаки доминирующего положения ОАО «Ростелеком»  на рынке услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска с долей более 50%:

– по итогам 2013 года – 82,6%;

– по итогам I полугодия 2014 года – 92,2%. 

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Как установлено частью 1 статьи 6  Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

 

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ОАО «Ростелеком», Комиссия пришла к следующим выводам:

 

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 №637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам РФ. Услуги связи по передаче данных и телематические услуги связи, в том числе услуга предоставления доступа к сети Интернет, в вышеуказанном перечне отсутствуют, следовательно, тарифы на эти услуги устанавливаются оператором связи самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Как установлено частью 2 статьи 44 Закона о связи правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

 

По информации Управления Росреестра по Хабаровскому краю отношения между ОАО «Ростелеком» и Управлением Росреестра по Хабаровскому краю в части оказания в 2012 – 2015 гг. услуг связи регулировались пятью государственными контрактами:

1. Государственный контракт №1921 об оказании услуг телефонной связи от 16 февраля 2012 года.

2. Государственный контракт №1921 на оказание услуг междугородной телефонной связи с предварительным выбором оператора от 22 февраля 2012 года.

3. Государственный контракт №1921 об оказании услуг связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета от 01 января 2013 года.

4. Государственный контракт №1921 об оказании услуг связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета от 01 января 2014 года.

5. Государственный контракт №1921 об оказании услуг связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета от 01 января 2015 года.

 

Комиссия рассмотрела документы и информацию, представленные ОАО «Ростелеком», по оказанию в 2013 – 2014 гг. услуги предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска, в том числе Управлению Росреестра по Хабаровскому краю.

Как следует из поступивших в Хабаровское УФАС России документов и информации в стоимость услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) включены, в соответствии с «Порядком ведения операторами связи раздельного учёта доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи», утверждённым приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.05.2006 №54 (далее – Порядок ведения раздельного учёта), расходы на заработную плату сотрудников, амортизационные отчисления, расходы на оплату услуг присоединения, услуг по попуску трафика, материальные расходы, прочие расходы.

 

По информации ОАО «Ростелеком» в рассматриваемый период действовали тарифы (цены) на услугу предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up), устанавливленные следующими документами:

1. Приказ Макрорегионального филиала «Дальний Восток» ОАО «Ростелеком» от 17.12.2012 №08/01/152-12 «О внесении изменений и дополнений в Единый прейскурант «Тарифы на услуги электросвязи и прочие услуги, оказываемые населению и организациям ОАО «Ростелеком», находящиеся в зоне ответственности Макрорегионального филиала «Дальний Восток» (изменяет тарифы с 01.01.2013).

2. Приказ Макрорегионального филиала «Дальний Восток» ОАО «Ростелеком» от  19.11.2013 №08/01/572-13 «О внесении изменений в Единый прейскурант «Тарифы на услуги связи и прочие услуги ОАО «Ростелеком», находящиеся в зоне ответственности Макрорегионального филиала «Дальний Восток» (изменяет тарифы с 25.11.2013).

По данным раздельного учёта доходов и расходов по оказываемым услугам связи ОАО «Ростелеком», осуществляемого в соответствии с Порядком ведения операторами связи раздельного учёта, услуга коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в Хабаровском крае являлась убыточной.

По итогам 2012 года рентабельность данной услуги имела отрицательное значение и составила «– 63,43%».

В целях повышения эффективности данной услуги ОАО «Ростелеком» приняло решение о повышении тарифа услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в Хабаровском крае. Повышение происходило в два этапа: с 01 января 2013 года и с 25 ноября 2013 года.

По итогам 2013 года рентабельность услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в Хабаровском крае также имела отрицательное значение и составила «– 196,49%».

 

В то же время, по информации ОАО «Ростелеком» в результате ошибки, допущенной оператором связи, в АСР «Старт» не были своевременно внесены данные об изменении тарифа. По этой причине в течение всего 2013 года Управлению Росреестра по Хабаровскому краю услуга коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) оказывалась по тарифам, действовавшим в 2012 году.

Предоставленные в Хабаровское УФАС России документы и сведения свидетельствуют, что ОАО «Ростелеком» не совершило действий, направленных на перерасчёт начислений в связи с оказанием в 2013 году Управлению Росреестра по Хабаровскому краю услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) по тарифам 2012 года, с целью возмещения неполученных доходов, возникших из-за оказания в 2013 году услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) по более низкому тарифу.

По информации ОАО «Ростелеком» осуществление перерасчёта начислений за оказанные в 2013 году Управлению Росреестра по Хабаровскому краю услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) не планируется.

Кроме того, в результате ошибочных действий ОАО «Ростелеком» при выставлении Управлению Росреестра по Хабаровскому краю документов на оплату за оказанные в январе – марте 2014 года услуги связи, в счетах не учтены объёмы услуг коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up).

Данную ошибку ОАО «Ростелеком» устранило при выставлении счёта за апрель 2014 года, в который кроме услуг связи, оказанных Управлению Росреестра по Хабаровскому краю в апреле 2014 года, учтены также оказанные услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в январе – марте 2014 года.

Вышеуказанная информация подтверждается расшифровками услуг связи, оказанными ОАО «Ростелеком» Управлению Росреестра по Хабаровскому краю в декабре 2012 года, в 2013 году и в январе – мае 2014 года.

Как следует из предоставленной ОАО «Ростелеком» информации, в мае 2014 года в Управление Росреестра по Хабаровскому краю направлен счёт на оплату услуг связи за апрель 2014 года, в котором были учтены суммы за оказанные услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в январе – марте 2014 года и суммы за услуги связи в апреле 2014 года, в результате чего общая сумма за оказанные услуги значительно превысила сумму, предъявленную к оплате за оказанные услуги связи в предыдущем месяце.

 

В соответствии с частью 1 статьи 6  Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

 

Анализ имеющихся в распоряжении Хабаровского УФАС России документов и информации по вопросам оказания услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в 2012 – 2014 гг. свидетельствует о получении убытков от оказания данной услуги в 2012 – 2013 гг. и получении, в результате повышения тарифов, незначительной прибыли в 2014 году.

 

Установленные в настоящем решении обстоятельства, свидетельствуют о том, что размер тарифа услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) на территории города Хабаровска в 2013 – 2014 гг., не превышал сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

 

По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ОАО «Ростелеком», с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ОАО «Ростелеком» по установлению и применению тарифа (цены) услуги предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up), отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены товара).

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Прекратить рассмотрение дела №3-1/222 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны