Решение №100 Решение № 100 и предписание № 32 в отношении ОАО «Хабаровски... от 3 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 100
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 03 сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
ОАО «Хабаровский аэропорт» - <…> (доверенность от 23.03.2015 № 27),
ООО «Восток-Энергосвет», ООО «Вектор Восток» - уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечили,
рассмотрев дело № 8-01/182 по признакам нарушения ОАО «Хабаровский аэропорт» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО «Восток-Энергосвет» с жалобой на действия ОАО «Хабаровский аэропорт» при проведении запроса котировок по отбору организации на право заключить договор поставки светильников светодиодных.
Из обращения следует, что обществом в нарушение условий закупочной документации к участию в запросе цен допущен и признан победителем участник, предложение о поставке товара которого не соответствует требованиям заказчика.
В заседании комиссии представитель ответчика пояснила, что в связи с установленным несоответствием предложенного обществом товара требованиям документации, принято решение с победителем закупки договор не заключать, соответствующая информация размещена на официальном сайте закупок. Перечень документов, предоставляемых в составе заявки, в документации не устанавливался, преимущественных условий участникам закупки не создавалось.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).
06.05.2015 на официальном сайте закупок размещено извещение № 31502331756 о проведении запроса котировок по отбору организации на право заключить договор поставки светильников светодиодных. Начальная (максимальная) цена договора 521200,00 руб. Срок окончания подачи заявок, рассмотрение заявок 18.05.2015.
В соответствии с закупочной документацией заказчику необходимо поставить прожектор светодиодный Айсберг ISI-30 PROM – 36 шт., светильник светодиодный «Диора-60» Стрит 60Вт 5250Лм IP65 6500K – 55 шт.
Условиями допуска к участию в закупке являются: соответствие предложения участника закупки предмету закупки, соответствие участника требованиям, установленным документацией и Положением о закупках.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при проведении закупки заказчик обязан обеспечить ее информационную открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 4 указанного закона документация о закупке должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик (пункт 3); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).
Положений, допускающих неуказание в закупочной документации поименованных сведений и информации, Закон № 223-ФЗ не содержит, в том числе при закупке товара определенного производителя.
Размещение таких сведений в иных источниках, в том числе в Положении о закупочной деятельности и внутренних документах заказчика не может подменить ее размещение в единой информационной системе в составе закупочной документации и не может рассматриваться в качестве надлежащего исполнения заказчиком установленной обязанности по отражению в закупочной документации характеристик товара и иных сведений по условиям закупки.
Содержащиеся в документации сведения о закупке должны обеспечить возможность участника однозначно установить потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), определить перечень предъявляемых к нему требований и необходимых для предоставления в составе заявки документов, последовательность проведения закупочных процедур.
В соответствии с пунктом 7.4, подпунктом 18.3.3 пункта 18.3 Положения о закупках ОАО «Хабаровский аэропорт», утвержденного протоколом решения Совета директоров от 23.06.2014 № 79, документация на проведение запроса котировок должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В нарушение приведенных положений в документации отсутствуют требования заказчика к функциональным, техническим и иным характеристикам товара, перечень документов, предоставляемых в составе заявки.
В установленный срок на участие в запросе цен поступило 5 заявок, допущенные к участию в закупке. Победителем закупки признано ООО «Вектор Восток», предложившее минимальное ценовое предложение за поставляемый товар (протокол от 21.05.2015).
В нарушение части 12 статьи 4 Закона № 223-ФЗ указанный протокол размещен на сайте с нарушением установленного трехдневного срока 04.06.2015.
Из представленной в материалы дела заявки общества следует, что им предложены к поставке светильники Vektor Local 30, Vektor Street 70, технические характеристики которых не соответствуют установленным заказчиком требованиям и условиям допуска к участию в закупке.
В своем пояснении заказчик указал на выбор светильников не только по условиям закупочной документации, но и по аналогичным (схожим) параметрам. Содержащиеся в документации марки товара указаны в качестве примера и не являлись обязательными.
Вместе с тем положений, допускающих поставку эквивалентного товара, параметры эквивалентности в документации отсутствуют.
Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
Неустановление в закупочной документации требований к функциональным, техническим и иным характеристикам товара, перечня документов, предоставляемых в составе заявки, препятствует формированию претендентами коммерческих предложений, подаче заявки на участие в закупке, нарушает принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости и отсутствия ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
Допуск к участию в запросе цен и признание его победителем ООО «Вектор Восток», товар которого не соответствует закупочной документации, создал обществу преимущественные условия участия в закупке, привел к ограничению конкуренции между участниками закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Хабаровский аэропорт», выразившегося в неустановлении в закупочной документации запроса котировок по отбору организации на право заключить договор поставки светильников светодиодных (извещение № 31502331756) требований к функциональным, техническим и иным характеристикам товара, перечня документов, предоставляемых в составе заявки, в создании ООО «Вектор Восток» преимущественных условий участия в данном запросе котировок, нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Хабаровский аэропорт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 32
03 сентября 2015 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…>– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, на основании своего решения от 03.09.2015 № 100 по делу № 8-01/182 о нарушении ОАО «Хабаровский аэропорт» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО «Хабаровский аэропорт» в срок до 18.09.2015 устранить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неустановлении в закупочной документации запроса котировок по отбору организации на право заключить договор поставки светильников светодиодных (извещение № 31502331756) требований к функциональным, техническим и иным характеристикам товара, перечня документов, предоставляемых в составе заявки, в создании ООО «Вектор Восток» преимущественных условий участия в данном запросе котировок, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего:
- при проведении закупок исключить случаи неуказания в закупочной документации требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) необходимого к поставке товара, перечня документов, предоставляемых в составе заявки,
- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами общества, ответственными за организацию и проведение закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.