Решение №104 Решение № 104 в отношении ООО «РН-Востокнефтепродукт» от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

РЕШЕНИЕ №104

 

11 сентября 2015 года                                                                   г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Центурион Групп»  - генеральный директор <…>,

- ООО «РН-Востокнефтепродукт» – <…>по доверенности, <…>по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Центурион Групп» на действия ООО «РН-Востокнефтепродукт», закупочной комиссии при проведении открытого запроса цен на выполнение работ по предупреждению (профилактике) разливов нефти и нефтепродуктов, выполнению работ аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также их последствий профессиональным аварийно-спасательным формированием на объектах ООО «РН-Востокнефтепродукт» (извещение № 31502586702) по лоту №1, материалы дела 8-01/258,              

                                                 УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Центурион Групп» на действия ООО «РН-Востокнефтепродукт», закупочной комиссии при проведении открытого запроса цен на выполнение работ по предупреждению (профилактике) разливов нефти и нефтепродуктов, выполнению работ аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также их последствий профессиональным аварийно-спасательным формированием на объектах ООО «РН-Востокнефтепродукт» (извещение № 31502586702) по лоту №1.

Из жалобы следует, что закупочной комиссией заявка общества неправомерно отклонена по причине истекшего срока действия аренды помещения,  несоответствия требованиям максимального времени реагирования на случаи ЧС на суше, недостаточной численности личного состава спасателей.

В документации установлено требование о необходимости наличия действующего свидетельства на право ведения газоспасательных работ, аварийно-спасательных работ, включая ликвидацию последствий происшествий и чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на суше,  не предусмотренное законодательством.  Требование о представлении сведений об учебно-материальной базе необоснованно, поскольку свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ подтверждает наличие у претендента учебно-материальной базы. Заказчиком не направлялись запросы о разъяснении документов заявки, что нарушает п. 8.3.14 Положения о закупках.

В заседании комиссии представитель заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что в закупочной документации в пункте 3.2.2 установлено требование о необходимости наличия численности спасателей дежурной смены не менее 8 человек, обществом представлена схема нахождения личного состава на объектах профессионально-аварийно спасательного формирования в составе 8 человек, однако по данному факту заявка общества отклонена. Основания отклонения по причине истекшего срока договора аренды помещения,  несоответствия максимального времени реагирования в случае ЧС на суше неосновательны, так как представление в составе заявки таких документов и информации заказчиком не установлено.

Заказчик в представленном отзыве и его представители в заседании Комиссии доводы жалобы отклонили, так как допуск заявок к участию в закупке проводился в соответствии с требованиями закупочной документации, согласно которым  заявка должна содержать сведения о кадровых ресурсах, расчет времени реагирования, документы подтверждающие наличие материально-технической базы. Обществом представлены документы и информация несоответствующие требованиям закупочной документации, в связи с чем его заявка отклонена.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона №223-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

Пунктами 2,3,9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ установлено, что непосредственно в закупочной документации заказчиком указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

21.07.2015 ООО «РН-Востокнефтепродукт»   на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение  №31502586702 о проведении открытого запроса цен на выполнение работ по предупреждению (профилактике) разливов нефти и нефтепродуктов, выполнению работ аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также их последствий профессиональным аварийно-спасательным формированием на объектах ООО «РН-Востокнефтепродукт» по лотам №№1-3. Начальная (максимальная) цена лота №1 1835025,97 руб., лота №2 – 1283162,99 руб., лота №3 – 1865234,0 руб.

Даты начала и окончания подачи заявок  с 22.07.2015 до 03.08.2015. Проведение запроса цен назначено на 07.08.2015, подведение итогов на 14.08.2015.

Согласно протоколу от 25.08.2015 №222-08-15 на участие в запросе котировок поданы  заявки ООО «Центурион Групп», ФБУ «Морская спасательская служба», ООО «Экошельф», АО «ЦАСЭО», ООО «Айленд Дженерал Сервисес», ООО «ДВ-Спасцентр», ООО «Группа компаний «Техноспас». Заявки ООО «Экошельф», АО «ЦАСЭО», ООО «Айленд Дженерал Сервисес» допущены к участию в закупке. Заявки ООО «Центурион Групп», ФБУ «Морская спасательная служба», ООО «ДВ-Спасцентр», ООО «Группа компаний «Техноспас» признаны не соответствующими требованиям закупочной документации.

По лотам №№ 2,3 закупочной комиссией принято решение заключить договор с единственным допущенным участником АО «ЦАСЭО» (вопрос №5 протокола  от 25.08.2015 № №222-08-15). Победителем закупки  по лоту № 1 признано ООО «Айленд Дженерал Сервисес» с предложенной стоимостью услуг 1 394 760 руб. (протокол  от 28.08.2015 №233-08-15).

Заявка ООО «Центурион Групп» отклонена как не соответствующая:

- пункту 3.2.2 закупочной документации, а именно:  численность спасателей дежурной смены должна быть не менее 8 человек. В составе заявки общества представлено письмо  о задействовании 6 человек по данному договору;  

-базовое место дислокации: ПАСФ должно находится на расстоянии обеспечивающим оперативное реагирование на случаи ЧС (локализации разливов нефтепродуктов) на суше и внутренних водах – не более 6 часов. В составе заявки общества представлен расчет времени реагирования и средств на объектах заказчика в случае ЧС 10,5 часов;

- пункту 8 технического задания, в составе заявки участника представлен договор аренды нежилого помещения на наличие учебно-материальной базы с истекшим сроком действия до 21.03.2015.

Документация о закупке открытого запроса цен на проведение работ по предупреждению (профилактике) разливов нефти и нефтепродуктов, выполнению аварийно-спасательных работ, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также их последствий профессиональным аварийно-спасательным формированием на объектах ООО «РН-Востокнефтепродукт» по лотам №№1-3 установлены общие сведения о запросе цен, требования к участникам закупки, к оформлению и составу заявок, порядок проведения закупки содержится в информационной карте (блок 2), в инструкции для участника закупки (блок 3), образцах форм документов, входящим в состав заявки (блок 4).

Пунктом 3 информационной карты установлены квалификационные требования к участникам закупки, которые подтверждаются документами, в частности:

- базовое место дислокации: ПАСФ должно находиться на расстоянии обеспечивающим оперативное реагирование на случаи ЧС (локализации разливов нефтепродуктов) на суше и внутренних водах – не более 6 часов - гарантийной письмо в произвольной форме о возможности оперативного реагирования на случаи ЧС (локализации разливов нефтепродуктов) на суше не более 6 часов,

-численность спасателей дежурной смены должна быть не менее 8 человек -  копию штанной численности участника, заверенной печатью и подписью руководителя организации, копию документа, устанавливающего организационную структуру участника, гарантийное письмо в произвольной форме о составе дежурной смены и порядке дежурства каждой смены,

Критерии отбора заявок участников установлены пунктом 19 информационной карты, к ним относятся в том числе соответствие участника закупки предъявленным требованиям, соответствие заявки по составу и (или) оформлению предъявленным требованиям, по объему и содержанию представляемых документов. 

Из представленной в материалы дела заявки ООО «Центурион Групп» следует, что общество в качестве подтверждения соответствия требованиям закупочной документации представило, в частности:

- свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях от 28.09.2012 со сроком действия до 28.09.2015 на 1 листе,

- справку о наличии зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется аварийно-спасательная служба, база расположена в промышленной зоне г. Южно-Сахалинска, договор аренды нежилого помещения от 21.03.2014 №06/2012, площадью 3275,9 кв.м., расположенного на 1 этаже главного корпуса промбазы по пер. Энергетиков, 1А, в г. Южно-Сахалинске, со сроком действия до 21.03.2015 г., с возможностью его пролонгации при отсутствии возражений с обеих сторон (пункт 5.1. договора),

- справку о кадровых ресурсах,

- схему организационной структуры общества от 25.10.2014,

- схему нахождения личного состава на объектах профессионального аварийно-спасательного формирования общества, количество человек на объекте -  8  (постоянное дежурство), местонахождение в г. Корсакове, северный порт причал №6,7, время реагирования 10 минут + 4 часа для дополнительных сил,  количество человек на объекте - 20 человек в постоянной готовности, расположенные в г. Южно-Сахалинске, по пер. Энергетиков, 1А, время реагирования 4 часа,

-расчет времени реагирования и средств, с указанием наименования объекта, время готовности, расчетного времени движения формирования до объекта, оснащения формирования для ликвидации ЧС и разливов нефтепродуктов, применительно к объекту.

В понятии пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации (статья 5).

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 12).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1189 работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации относятся к видам аварийно-спасательных работ.

Из приведенных норм следует, что к видам аварийно спасательных работ относятся как поименованные в названном постановлении работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, так и газоспасательные работы.

В соответствии  с Уставом аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, согласованным Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации 16.05.2003 № АС 04-35/373 и утвержденным первым заместителем министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации 05.06.2003, газоспасательные работы - один из видов аварийно-спасательных работ, которые характеризуются необходимостью их выполнения в условиях наличия в окружающей среде и превышающих предельно-допустимые концентрации токсичных и (или) пожароопасных и (или) взрывоопасных веществ с применением изолирующих средств индивидуальной защиты.

К основным газоспасательным работам относятся:

- поиск людей в загазованном токсичным веществом помещении и (или) на загазованной токсичным веществом территории;

- оказание помощи застигнутым аварией людям (включение в изолирующий дыхательный аппарат, остановка артериального кровотечения, безопасная транспортировка из зоны поражения);

- выполнение мероприятий по приостановке работы на опасном производственном объекте, в случае возникновения аварии;

- ведение разведки очага аварии с целью уточнения места и причины аварии, границ ее распространения;

- выполнение работ по локализации и ликвидации последствий аварии, в том числе работ по дегазации зараженных помещений и (или) территорий.

Фактически аналогичный состав газоспасательных работ определен методическими рекомендациями межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ.

В методике № 2 «Определение зоны взрывоопасных концентраций при испарении бензина с поверхности разлива», являющейся приложением к рекомендациям по обеспечению пожарной безопасности объектов нефтепродуктообеспечения, расположенных на селитебной территории, разработанным Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны, зона взрывоопасных концентраций при испарении нефтепродукта с поверхности разлива определяется в соответствии с таблицей 2.1. По результатам определения составляется карта прогнозируемых зон взрывоопасных концентраций, которая представляет собой ситуационный план с нанесением расчетных зон загазованности. В текстовой части указывается возможное поражение людей и территории в случае мгновенного воспламенения зоны загазованности. Определение зон взрывоопасных концентраций выполнено на основании проведенных и России исследований по изучению закономерностей распределения концентраций взрывоопасных газов и паров на открытых территориях в Главной геофизической обсерватории.

Таким образом, разлив нефтепродукта, в частности бензина, предполагает образование взрывоопасных концентраций при испарении, а территория разлива относится к зоне загазованности.

В связи с этим в случае разлива нефтепродукта из резервуаров, на объектах заказчика, с возможным последующим попаданием в акваторию, работы по поиску персонала нефтебазы, оказание им помощи, а также выполнение работ по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации будут выполняться в загазованной зоне, в связи с чем наличие соответствующего свидетельства у аварийно-спасательной службы (формирования) является необходимым условием выполнения данных работ.

Установленное требование к участникам закупки основано на положениях законодательства, согласуется с составом предусмотренных проектом договора работ.

Материалами дела подтверждается, что в заявках иных участников закупки представлены свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в ЧС с аттестацией на право ведения газоспасательных работ, в том числе работы по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на суше.

Относительно  правомерности отклонения заявки общества, Комиссией установлено следующее.

В справке ООО «Центурион Групп» о кадровых ресурсах указано, что  личный состав подразделения 23 человека, общество при выполнении договора планирует использовать 6 человек, что не отрицалось представителем общества в заседании комиссии.

Поскольку в соответствии с закупочной документацией численность спасателей дежурной смены должна быть не менее 8 человек, ООО «Центурион Групп» предполагает использовать при выполнении договора 6 человек, что не согласуется с содержанием схемы нахождения личного состава на объектах о количестве 8 человек постоянного дежурства, данное разночтение является существенным для оценки квалификации участника, и отклонение закупочной комиссией заявки обществ по данному основанию следует признать обоснованным.

Представленный заявителем расчет времени реагирования и средств также не отвечает требованиям закупочной документации, поскольку время готовности к выезду, с учетом расчетного времени движения формирования до объектов АЗС№586 пгт. Смирных составляет 10,5 часов, до объекта АЗС №555 п.Ноглики 6,5 часов, тогда как в силу пункта 3.2.2 информационной карты закупочной документации участник должен представить гарантийное письмо в произвольной форме о возможности оперативного реагирования на случаи ЧС (локализации разливов нефтепродуктов) на суше не более 6 часов.

Довод заявителя о том, что организатор закупки должен запросить уточнения касательно предлагаемой численности человек, которые будут выполнять условия договора, комиссией отклоняется, в связи с тем, что исходя из содержания инструкции для участника закупки (блок 3), организатор закупки вправе, но не обязан направлять запрос на уточнение и разъяснение заявки, при этом такие разъяснения могут быть сделаны только при выявленных в заявке арифметических ошибках, разночтениях в сумме (цене предложения).

Сам факт наличия у общества свидетельства на газоспасательные работы не исключает право заказчика обязать участников закупки представить в составе заявки документы, подтверждающие действующую аттестацию спасателей, сведения об учебно-материальной базе претендента.

Частью 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

С отклонением заявки общества в связи с несоответствием пункту 8 технического задания по причине предоставления договора аренды с истекшим сроком действия комиссия не может согласиться, поскольку требование о предоставлении договоров аренды в качестве подтверждения наличия материально-технической базы закупочной документацией не установлено, однако допущенное нарушение не привело к нарушению прав общества, поскольку его заявка не в полной мере отвечала требованиям заказчика, предъявляемым к участникам закупки.

Ссылка заявителя на то, что ранее при заключении с ним договора как с единственным поставщиком общество признано соответствующим квалификационным  требованиям заказчика, не имеет правового значения, так как именно при проведении обжалуемой закупки обществом в составе заявки представлены не все требуемые документы.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

Комиссией при рассмотрении вопроса о выдаче предписания учтено, что по результатам закупки заключен договор, который может быть расторгнут по соглашению сторон либо в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Центурион Групп» на действия ООО «РН-Востокнефтепродукт»  при проведении открытого запроса цен на выполнение работ по предупреждению (профилактике) разливов нефти и нефтепродуктов, выполнению работ аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также их последствий профессиональным аварийно-спасательным формированием на объектах ООО «РН-Востокнефтепродукт» (извещение № 31502586702) необоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Центурион Групп» на действия закупочной комиссии ООО «РН-Востокнефтепродукт» при проведении указанного запроса цен, в части отказа обществу в допуске к участию в закупке в связи с истечением срока действия договора аренды, обоснованной.

В остальной части признать жалобу ООО «Центурион Групп» на действия закупочной комиссии ООО «РН-Востокнефтепродукт»  необоснованной.

3. Признать действия  закупочной комиссии ООО «РН-Востокнефтепродукт» нарушающими часть 6 статьи 3 Федерального закона  от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4.Предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны