Решение №11 Решение № 11 и предписание № 2 в отношении КГУП «Хабаровские... от 29 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


РЕШЕНИЕ № 11
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2017 года.
Решение изготовлено в полном объёме 05 мая 2017 года.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №3-1/95 по признакам нарушения КГУП «Хабаровские авиалинии» (682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении действий по установлению и взиманию дополнительных сборов с пассажиров при продаже билетов на перевозку пассажиров по местным воздушным линиям Хабаровского края (сбора авиакомпании за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл» и дополнительные сервисные сборы при продаже электронных билетов в собственных кассах КГУП «Хабаровские авиалинии»), в присутствии на заседании:
<…>
Заявитель (Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор) и лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах (Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края), участия в рассмотрении дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства не принимали, явку не обеспечили, надлежащим образом уведомлены.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 28 марта 2016 года из Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры поступили материалы на действия КГУП «Хабаровские авиалинии» по установлению и взиманию дополнительных сборов с пассажиров, утверждённых приказом КГУП «Хабаровские авиалинии» от 28.12.2015 №252, при продаже билетов на перевозку пассажиров по местным воздушным линиям Хабаровского края, в частности:
– сбор авиакомпании 100 (сто) рублей с НДС за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл»;
– сбор за услугу при оформлении авиаперевозки на рейсы авиакомпании «Хабаровские авиалинии» – 400 рублей с НДС за 1 билет;
– сбор за услугу при оформлении возврата, обмена на рейсы авиакомпании «Хабаровские авиалинии» – 400 рублей с НДС за 1 билет;
– сбор за услугу при оформлении дубликата 1 (одного) бумажного билета – 400 рублей с НДС за 1 билет;
– сбор за услугу при оформлении дубликата 1 (одного) электронного билета – 250 рублей с НДС за 1 билет;
– сбор за услугу при оформлении авиаперевозки с открытой датой – 250 рублей с НДС за 1 билет;
– сбор за предоставление письменной справочной информации – 400 рублей с НДС за 1 справку.

В целях рассмотрения поступивших из Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры материалов Хабаровское УФАС России запросило у КГУП «Хабаровские авиалинии» документы и информацию, связанные с оказанием услуги перевозки пассажиров по местным воздушным линиям Хабаровского края, в том числе по установлению и взиманию пассажирских тарифов и дополнительных сборов при продаже билетов.
Также Хабаровское УФАС России запросило у Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края документы и информацию, связанные с согласованием предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и платного багажа на рейсах КГУП «Хабаровские авиалинии», в том числе о расходах, учитываемых при установлении размера предельного максимального тарифа.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 №252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края включены в перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Процедура государственного регулирования цен, тарифов определена «Порядком организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края», утверждённым постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 №60.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.01.2008 №9 «Об организации транспортного обслуживания населения Хабаровского края железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения» утверждён «Перечень местных воздушных линий, субсидируемых из краевого бюджета» (далее – Перечень местных воздушных линий). Маршруты, по которым осуществляет перевозку пассажиров КГУП «Хабаровские авиалинии», включены в Перечень местных воздушных линий.

Как следует из поступивших в Хабаровское УФАС России документов и информации приказом генерального директора КГУП «Хабаровские авиалинии» от 23.12.2014 №529/1введены тарифы на авиационные перевозки пассажиров и платного багажа с 01.01.2015 по 11.01.2015 и с 12.01.2015. По состоянию на дату поступления материалов в Хабаровское УФАС России действовали тарифы, введённые с 12.01.2015.
28 декабря 2015 года и.о. генерального директора КГУП «Хабаровские авиалинии» издан приказ №252 «О введении дополнительных сборов с 01.01.2016 г.» (далее – Приказ №252).
Пунктом 1 Приказа №252 с 01 января 2016 года вводится сбор авиакомпании 100 (сто) рублей с  НДС за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл».
Пунктом 2 Приказа №252 при продаже электронных билетов в собственных кассах КГУП «Хабаровские авиалинии» вводятся дополнительные сервисные сборы (Приложение №1).
Приложением №1 к Приказу №252 установлены перечень и стоимость услуг, оказываемых в кассах КГУП «Хабаровские авиалинии» (цены указаны с учётом НДС, действуют с 01.01.2016 г.):
1. Услуги при оформлении авиаперевозки на рейсы а/к «Хабаровские авиалинии» – 400 руб./билет.
2. Услуги при оформлении авиаперевозки на рейсы сторонних авиакомпаний – 700 руб./билет.
3. Услуги при оформлении возврата, обмена на рейсы а/к «Хабаровские авиалинии» – 400 руб./билет.
4. Услуги при оформлении возврата, обмена на рейсы сторонних авиакомпаний – 700 руб./билет.
5. Услуги при оформлении дубликата 1 (одного) бумажного билета – 400 руб./билет.
6. Услуги при оформлении дубликата 1 (одного) электронного билета – 250 руб./билет.
7. Услуги при возврате места в АСБ, оформленного в других кассах – 250 руб./билет.
8. Услуги при оформлении авиаперевозки по билетам с открытой датой – 250 руб./билет.
9. Предоставление письменной справочной информации – 400 руб./справка.

Как следует из анализа Приложения №1 к Приказу №252 из 9 сборов за услуги, введённых Приказом №252, 6 сборов относятся непосредственно к осуществлению деятельности по перевозке авиапассажиров рейсами КГУП «Хабаровские авиалинии»: пункты 1, 3, 5, 6, 8, 9 Приложения №1 к Приказу №252.

Согласно информации Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при проведении экономической экспертизы прогнозных доходов и расходов на выполнение субсидируемых рейсов на местных воздушных линиях, осуществляемых КГУП «Хабаровские авиалинии», в прямых расходах учитывались затраты на «агентское обслуживание», включающие в себя расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, на аренду и услуги сторонних организаций. Следовательно, затраты на реализацию билетов на рейсы КГУП «Хабаровские авиалинии» учтены в статье «агентское обслуживание».
В тоже время, как следует из пояснений Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, расходы КГУП «Хабаровские авиалинии», связанные с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл», не учитывались при расчёте размера предельных максимальных тарифов, так как на дату направления расчётных материалов в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для целей государственного регулирования цен на перевозку пассажиров по местным авиалиниям Хабаровского края, КГУП «Хабаровские авиалинии» не пользовалось автоматизированной системой бронирования «Сирена-Тревэл».

Учитывая получение КГУП «Хабаровские авиалинии» субсидии из краевого бюджета на возмещение части затрат в связи с осуществлением на территории Хабаровского края транспортных услуг по согласованным тарифам на субсидируемые маршруты, расходы КГУП «Хабаровские авиалинии» на реализацию билетов на свои маршруты через свои кассы («агентское обслуживание») возмещаются посредством вышеуказанной субсидии. Следовательно, для введения дополнительных сервисных сборов при продаже электронных билетов в собственных кассах на перевозку пассажиров по своим маршрутам у КГУП «Хабаровские авиалинии» отсутствовали основания.

Также в связи с рассмотрением материалов, поступивших из Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры, Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг пассажирских перевозок на местных воздушных линиях Хабаровского края. 
Анализ проведён в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа), утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (далее – Административный регламент по установлению доминирующего положения), утверждённым приказом ФАС России от 25.05.2012 №345.
В ходе проведения данного исследования использованы нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность, сведения, предоставленные КГУП «Хабаровские авиалинии», АО «Авиакомпания «Восток», данные Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ГНИВЦ ФНС России.
За временной интервал исследования рынка оказания услуг пассажирских перевозок на местных воздушных линиях Хабаровского края в соответствии с целями исследования, в связи с целесообразностью изучения ретроспективных характеристик рынка принят период 2015 год и I квартал 2016 года.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка проводится на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, условий договора, заключённого в отношении товара, а также общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
Деятельность по оказанию услуг пассажирских перевозок относится к «деятельности воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию» (код ОКВЭД 62.10.1).
Таким образом, с учётом предмета обращения заявителя, в качестве продуктовых границ рынка для проведения исследования приняты услуги пассажирских перевозок воздушным транспортом на местных авиалиниях, выполняемые по расписанию.
Взаимозаменяемые услуги отсутствуют ввиду отсутствия иного транспортного сообщения с большинством северных населённых пунктов Хабаровского края.
В качестве географических границ рынка в соответствии с целью исследования и предметом обращения заявителя рассматриваются местные линии авиаперевозок, осуществляемые в границах территории Хабаровского края.
Хозяйствующими субъектами, осуществляющими указанную деятельность на территории Хабаровского края, являются КГУП «Хабаровские авиалинии», АО «Авиакомпания «Восток». Данные авиакомпании осуществляют регулярные пассажирские перевозки в пределах Хабаровского края по маршрутам, субсидируемым за счёт средств бюджета Хабаровского края, в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.01.2008 №9 «Об организации транспортного обслуживания населения Хабаровского края железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения».
В течение 2015 года, I квартала 2016 года предприятия выполняли регулярные пассажирские перевозки по разным маршрутам местного значения, за исключением маршрута Николаевск-на-Амуре – Чумикан, имели долю 100% на каждом из своих маршрутов, на маршруте Николаевск-на-Амуре – Чумикан доля КГУП «Хабаровские авиалинии» составляет более 75%.
По результатам данного анализа установлено, что КГУП «Хабаровские авиалинии» имеет признаки доминирующего положения на рынке услуг пассажирских авиаперевозок на местных регулярных авиалиниях Хабаровского края по своему перечню маршрутов, субсидируемых Правительством Хабаровского края.

Таким образом, КГУП «Хабаровские авиалинии», имея признаки доминирующего положения на рынке услуг пассажирских авиаперевозок на местных регулярных авиалиниях Хабаровского, не предоставило документов, обосновывающих установление и взимание дополнительных сборов с пассажиров при продаже билетов на перевозку пассажиров по местным воздушным линиям Хабаровского края (сбора авиакомпании за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл» и дополнительные сервисные сборы при продаже электронных билетов в собственных кассах КГУП «Хабаровские авиалинии»), учитывая, что Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 №252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края включены в перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

По вышеизложенным обстоятельствам приказом Хабаровского УФАС России от 28 июня 2016 года №622 возбуждено дело №3-1/95 по признакам нарушения КГУП «Хабаровские авиалинии» (683460, Хабаровский край, г.Николаевск-на-Амуре, Аэропорт) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции потребитель – это юридическое или физическое лицо, приобретающее товар.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из статьи 5 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – Воздушный кодекс), воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Воздушного кодекса воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Воздушного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Воздушного кодекса оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 64 Воздушного кодекса перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (часть 3 статьи 64 Воздушного кодекса).
В соответствии с частью 5 статьи 64 Воздушного кодекса плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

Приказом Минтранса России от 25.09.2008 №155 утверждены «Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (далее – Правила формирования тарифов).
Как следует из пункта 2 Правил формирования тарифов, правила устанавливают требования к порядку формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа, выполняемые рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее – регулярные рейсы), взимания сборов.
Пунктом 3 Правил формирования тарифов установлено, что правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров и багажа (далее – перевозка).
Правила распространяются на перевозчиков, лиц, осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее – уполномоченный агент), и пассажиров (пункт 4 Правил формирования тарифов).
В соответствии с пунктом 5 Правил формирования тарифов денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее – тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.
За перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа устанавливается пассажирский тариф. За перевозку между двумя пунктами единицы веса/места багажа устанавливается багажный тариф (пункт 6 Правил формирования тарифов).
Согласно пункту 7 Правил формирования тарифов в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 №82 (зарегистрирован Минюстом России 27.09.2007, регистрационный №10186), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 08.10.2008 №165 (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2008, регистрационный №12964), от 25.10.2010 №231 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2010 года, регистрационный №19174), от 02.04.2012 №88 (зарегистрирован Минюстом России 05.05.2012, регистрационный №24083), от 30.04.2014 №114 (зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014, регистрационный №32421) (далее – Общие правила воздушных перевозок), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.
Пунктом 9 Правил формирования тарифов установлено, что в пассажирский тариф могут не включаться:
– расходы на оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа (далее - сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа);
– стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (далее - топливный сбор);
– плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги, и расходы перевозчика на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной системе бронирования (далее - сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);
– сумма, взимаемая перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (далее - сборы иностранных государств);
– аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса;
– дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок.

Таким образом, установление пассажирских тарифов, в том числе определение размера тарифа, осуществляется перевозчиком.

В то же время, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 №252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края включены в перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Процедура государственного регулирования цен, тарифов определена «Порядком организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края», утверждённым постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 №60.
Как указано выше, постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.01.2008 №9 «Об организации транспортного обслуживания населения Хабаровского края железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения» утверждён Перечень местных воздушных линий, определяющий перечень маршрутов субсидируемых из краевого бюджета. Маршруты, по которым осуществляет перевозку пассажиров КГУП «Хабаровские авиалинии», включены в Перечень местных воздушных линий.

Следовательно, при определении размеров пассажирских тарифов на перевозку пассажиров по краевым маршрутам, подлежащим государственному регулированию, КГУП «Хабаровские авиалинии» необходимо учитывать особенности установления тарифов на перевозку пассажиров по таким маршрутам, то есть согласовывать размер тарифа с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

В ходе рассмотрения дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства, на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, пункта 3.17 Административного регламента по установлению доминирующего положения, Хабаровским УФАС России проведена работа по анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг пассажирских авиаперевозок в пределах территории Хабаровского края в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
За временной интервал исследования, в связи с целесообразностью изучения ретроспективных характеристик рынка принимается период 2015 год, I  квартал 2016 года.
В ходе проведения данного исследования использованы нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность, сведения, предоставленные КГУП «Хабаровские авиалинии», АО «Авиакомпания «Восток», данные Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ГНИВЦ ФНС России.
За временной интервал исследования рынка оказания услуг пассажирских перевозок на местных воздушных линиях Хабаровского края в соответствии с целями исследования, в связи с целесообразностью изучения ретроспективных характеристик рынка принят период 2015 год и I квартал 2016 года.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка проводится на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, условий договора, заключённого в отношении товара, а также общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
Согласно статье 103 Воздушного кодекса по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Деятельность по оказанию услуг пассажирских перевозок относится к «деятельности воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию» (код ОКВЭД 62.10.1).
Таким образом, с учётом предмета обращения заявителя, в качестве продуктовых границ рынка для проведения исследования приняты услуги пассажирских перевозок воздушным транспортом на местных авиалиниях, выполняемые по расписанию.
Взаимозаменяемые услуги отсутствуют ввиду отсутствия иного транспортного сообщения с большинством северных населённых пунктов Хабаровского края.
В качестве географических границ рынка в соответствии с целью исследования и предметом обращения заявителя используется метод установления фактических районов продаж, в соответствии с которым в качестве географических границ рынка рассматриваются местные линии авиаперевозок, осуществляемые в границах территории Хабаровского края.
Хозяйствующими субъектами, осуществляющими указанную деятельность на территории Хабаровского края, являются КГУП «Хабаровские авиалинии», АО «Авиакомпания «Восток». Данные авиакомпании осуществляют регулярные пассажирские перевозки в пределах Хабаровского края по маршрутам, субсидируемым за счёт средств бюджета Хабаровского края, в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.01.2008 №9 «Об организации транспортного обслуживания населения Хабаровского края железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения».
В течение 2015 года, I квартала 2016 года предприятия выполняли регулярные пассажирские перевозки по разным маршрутам местного значения, за исключением маршрута Николаевск-на-Амуре – Чумикан, имели долю 100% на каждом из своих маршрутов, на маршруте Николаевск-на-Амуре – Чумикан доля КГУП «Хабаровские авиалинии» составляет более 75%.
По результатам данного анализа установлено, что КГУП «Хабаровские авиалинии» имеет признаки доминирующего положения на рынке услуг пассажирских авиаперевозок на местных регулярных авиалиниях Хабаровского края по своему перечню маршрутов, субсидируемых Правительством Хабаровского края.

Определением Хабаровского УФАС России от 08 сентября 2016 года о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 13.09.2016 №3/1089) к участию в рассмотрении дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах привлечён Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

На заседании Комиссии 28 февраля 2017 года представитель КГУП «Хабаровские авиалинии» заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью дополнительного времени для подготовки и представления в Комиссию документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 25 ноября 2016 года об отложении дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 30.11.2016 №3/13663).
Комиссия приняла решение об удовлетворении данного ходатайства КГУП «Хабаровские авиалинии» об отложении дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии 05 апреля 2017 года представитель КГУП «Хабаровские авиалинии» заявил устное ходатайство о продлении срока представления в Комиссию документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 28 февраля 2017 года об отложении дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 03.03.2017 №3/1458).
Комиссия приняла решение об удовлетворении данного ходатайства КГУП «Хабаровские авиалинии» о продлении срока представления в Комиссию документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 28 февраля 2017 года об отложении дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 03.03.2017 №3/1458).

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей КГУП «Хабаровские авиалинии», Комиссия пришла к следующим выводам:

По информации КГУП «Хабаровские авиалинии» при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, подлежащей государственному регулированию, авиакомпания применяет тарифы, установленные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Как следует из пояснений КГУП «Хабаровские авиалинии» никаких дополнительных сборов при продаже билетов на собственные рейсы при оказании услуг перевозки пассажиров авиакомпания не устанавливала.  Пассажир оплачивает только стоимость тарифа и по отдельному кассовому чеку стоимость сбора за продажу электронного билета. Сбор авиакомпании 100 рублей с НДС за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл» и дополнительные сервисные сборы при продаже электронных билетов в собственных кассах КГУП «Хабаровские авиалинии» установлены в соответствии с приказами Минтранса России от 16.07.2014 №187 и от 25.09.2008 №155. Данные сборы не включены в тарифы и не возмещаются за счёт субсидии.
По мнению КГУП «Хабаровские авиалинии», изменения тарифов на перевозки пассажиров и платного багажа на местных авиалиниях авиакомпания не допускала. В прямых расходах КГУП «Хабаровские авиалинии» в затраты на агентское обслуживание расходы, связанные с продажей электронных билетов (услуги при оформлении авиаперевозки на рейсы и сбора за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл»), не включены, в связи с чем КГУП «Хабаровские авиалинии» не нарушило процедуру государственного регулирования цен, тарифов на авиаперевозки на местных авиалиниях.
Согласно информации КГУП «Хабаровские авиалинии» с 01 марта 2015 года предприятие ввело продажу электронного билета. Для осуществления продаж электронных билетов ресурс мест КГУП «Хабаровские авиалинии» был переведён из центра бронирования Хабаровска, принадлежащего ЗАО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис», являющимся посредником поставщика услуг, в Московский центр бронирования, принадлежащий ЗАО «Сирена-Тревэл», являющимся поставщиком услуг. Перевод ресурса мест КГУП «Хабаровские авиалинии» произведён в связи с тем, что центр бронирования Хабаровск, принадлежащий ЗАО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис», не мог обеспечить функции по продаже электронных билетов.
Между КГУП «Хабаровские авиалинии» и ЗАО «Сирена-Тревэл» 24 марта 2015 года заключен Договор №1155АГ/15 на оказание услуг (далее – Договор №1155АГ/15), что привело к дополнительным расходам авиакомпании на агентское обслуживание.
В соответствии с разделом 1 Договора №1155АГ/15 ЗАО «Сирена-Тревэл» обеспечивает пультам КГУП «Хабаровские авиалинии» доступ к ресурсу мест авиаперевозчиков, размещённому в центре бронирования авиаперевозок (далее – ЦБА) и представленному в автоматизированной распределительной системе «Сирена-Трэвел» (далее – АРС) с целью бронирования в ЦБА мест с использованием возможностей АРС.
Согласно Приложению №1 к Договору №1155АГ/15 от 24.03.2015 «Протокол согласования договорной цены» стоимость услуг, предоставляемых КГУП «Хабаровские авиалинии», включает плату за каждый описанный в АРС (существующий в базе данных АРС) пульт в размере 750 рублей, в том числе НДС, и плату в размере 90 рублей, в том числе НДС, за каждое место, забронированное оператором авиакомпании в сеансе работы с авиакомпанией с использованием АРС.
С 23 июля 2015 года начало работать собственное агентство КГУП «Хабаровские авиалинии» по продаже авиабилетов, открыты дополнительные офисы и пункты продаж авиабилетов, для чего арендованы помещения и оборудование, приняты на работу новые сотрудники. Также установлена автоматизированная система регистрации «Астра» для регистрации электронных билетов в аэропортах Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Охотска, Николаевска-на-Амуре. Данные мероприятия привели к дополнительным расходам авиакомпании. 
По информации КГУП «Хабаровские авиалинии» вышеуказанные дополнительные расходы, связанные с оказанием услуг ЗАО «Сирена-Трэвел» и открытием собственного агентства по продаже авиабилетов не включались в расчётные материалы и не учитывались Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при согласовании предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров на местных воздушных линиях Хабаровского края. Следовательно, устанавливая сбор авиакомпании 100 рублей за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Трэвел» и дополнительные сервисные сборы при продаже электронных билетов в собственных кассах авиакомпании КГУП «Хабаровские авиалинии» компенсирует возникшие дополнительные расходы, которые не учтены при определении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров по местным авиамаршрутам Хабаровского края.

Комиссия, рассмотрев представленные КГУП «Хабаровские авиалинии» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края документы и информацию, констатирует, что устанавливая рассматриваемые сборы, взимаемые с пассажиров при продаже авиабилетов на перевозку по местным маршрутам Хабаровского края, КГУП «Хабаровские авиалинии» нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Действительно, как следует из пункта 9 «Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (далее – Правила формирования тарифов), утверждённых приказом Минтранса России от 25.09.2008 №155, в пассажирский тариф могут не включаться:
– расходы на оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа (далее – сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа);
– стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (далее - топливный сбор);
– плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги, и расходы перевозчика на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной системе бронирования (далее – сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);
– сумма, взимаемая перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (далее – сборы иностранных государств);
– аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса;
– дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок.

Согласно пункту 6 Правил формирования тарифов за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа устанавливается пассажирский тариф.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования тарифов в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года №82 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 года, регистрационный №10186), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября 2008 года №165 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2008 года, регистрационный №12964), от 25 октября 2010 года №231 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2010 года, регистрационный №19174), от 2 апреля 2012 года №88 (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2012 г., регистрационный N 24083), от 30 апреля 2014 года №114 (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 года, регистрационный №32421) (далее – Общие правила воздушных перевозок), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.
Как следует из положений пункта 7 Правил формирования тарифов в пассажирский тариф включены все расходы, связанные с осуществлением перевозки пассажира, в том числе расходы на оформление билетов. Пунктом 9 Правил формирования тарифов допускается не включение в пассажирский тариф определённых расходов.
Однако, как указывалось ранее, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 №252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края включены в перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Следовательно, при осуществлении государственного регулирования цен анализируются все расходы, связанные с процессом перевозки в полном объёме, включая и покупку билетов, а не какая-либо часть перевозки.

По информации Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в связи с государственным регулированием тарифов на перевозку пассажиров по местным авиалиниям Хабаровского края проводится экономическая экспертиза деятельности предприятия. В ходе проведения экономической экспертизы деятельности предприятия учитываются все экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях, в том числе затраты по статье «Агентское обслуживание», которые включают в себя расходы авиакомпании по реализации авиабилетов на собственные рейсы.
В затратах на «Агентское обслуживание» учитываются расходы на содержание собственных касс для реализации билетов на пассажирские и грузовые перевозки (расходы на оплату труда кассиров, отчисления на социальные нужды кассиров, расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, общехозяйственные и прочие расходы), а также расходы на услуги сторонних предприятий и организаций, осуществляющих агентскую деятельность, в том числе затраты на продажу билетов автоматизированной системой бронирования.
Таким образом, согласно информации Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, при установлении размеров предельных максимальных тарифов на перевозку КГУП «Хабаровские авиалинии» пассажиров по местным авиалиниям Хабаровского края учтены расходы на содержание собственных касс авиакомпании, расходы на использование системы бронирования «Сирена-Тревэл».
Также в соответствии с «Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении», утверждённым постановлением Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 №25-пр, в случае превышения фактических затрат по отношению к плановым предприятию будет возмещена непокрытая часть затрат от применения регулируемых тарифов.
Как следует из представленных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края документов и информации у КГУП «Хабаровские авиалинии» отсутствуют основания для компенсации расходов на содержание собственных касс для продажи билетов и расходов на использование автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл» путём взимания с пассажиров в качестве сборов дополнительных денежных средств сверх размера пассажирского тарифа, согласованного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, при перевозке пассажиров по местным воздушным авиалиниям Хабаровского края.

Кроме того, Комиссия располагает документами и информацией о рассмотрении Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края дела об административном правонарушении, возбуждённого по результатам обращения Меньшовой Л.Г. на действия КГУП «Хабаровские авиалинии» по взиманию с неё дополнительных денежных средств в качестве сборов за оформление, превышающих размеры установленных пассажирских тарифов, при приобретении 08.09.2016  двух авиабилетов на рейс по маршруту Хабаровск – Советская Гавань.
По результатам рассмотрения данного дела об административном правонарушении КГУП «Хабаровские авиалинии» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к нему применена мера наказания в виде штрафа в размере 2000,00 (двух тысяч) рублей (постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 №248 по делу об административном правонарушении).

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях КГУП «Хабаровские авиалинии» по установлению и взиманию в 2016 году дополнительных сборов с пассажиров при продаже билетов на перевозку пассажиров по местным воздушным линиям Хабаровского края (сбора авиакомпании за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл» и дополнительные сервисные сборы при продаже электронных билетов в собственных кассах КГУП «Хабаровские авиалинии») нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина КГУП «Хабаровские авиалинии» выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия КГУП «Хабаровские авиалинии» по установлению и применению в 2016 году дополнительных сборов с пассажиров при продаже билетов на перевозку пассажиров по местным воздушным авиалиниям Хабаровского края (сбора авиакомпании за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл» и дополнительные сервисные сборы при продаже электронных билетов в собственных кассах КГУП «Хабаровские авиалинии») могли привести к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей, а также к ущемлению интересов в сфере предпринимательской деятельности лиц, пользующихся услугами КГУП «Хабаровские авиалинии».

Названные действия указывают на пренебрежительное отношение КГУП «Хабаровские авиалинии» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях КГУП «Хабаровские авиалинии» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применениями арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и стаей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведённый в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В ходе рассмотрения дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства КГУП «Хабаровские авиалинии» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий КГУП «Хабаровские авиалинии» также установлено не было.

Вышеуказанные действия КГУП «Хабаровские авиалинии» квалифицируются как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и являются основанием для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, 13 апреля 2017 года КГУП «Хабаровские авиалинии» представило в Комиссию копию приказа КГУП «Хабаровские авиалинии» от 08.12.2016 №338 «Об отмене и изменении сборов с 09.12.2016» (далее – Приказ №338). 
В соответствии с пунктами 1 и 2 Приказа №338 с 09 декабря 2016 года отменяются сбор авиакомпании в размере 100 (сто) рублей с НДС за одно место, проданное с использованием АСБ «Сирена-Трэвел», и сбор при оформлении авиаперевозки на рейсы КГУП «Хабаровские авиалинии».
Пунктом 3 Приказа №338 при продаже электронных билетов и иных документов в кассах собственной продажи КГУП «Хабаровские авиалинии» установлен с 09 декабря 2016 года перечень дополнительных сервисных сборов, согласно Приложения №1 данного приказа.
Приложением №1 к Приказу №338 установлены перечень дополнительных сервисных сборов и стоимость услуг, оказываемых в кассах собственных продаж КГУП «Хабаровские авиалинии» (цены указаны с учётом НДС) с 09 декабря 2016 года:
1. Услуга по оформлению авиационной перевозки на рейсы авиакомпаний с использованием АСБ «Сирена-Трэвел», за исключением рейсов КГУП «Хабаровские авиалинии»:
– 500 руб. – за оформление авиабилета, содержащего один сегмент перевозки;
– 700 руб. – за оформление авиабилета, содержащего два сегмента перевозки;
– 1000 руб. – за оформление авиабилета, содержащего три и более сегмента перевозки;
– 1000 руб. – за оформление авиабилета в бизнес-классе, содержащего один сегмент перевозки;
– 1500 руб. – за оформление авиабилета в бизнес-классе, содержащего два и более сегмента перевозки.
2. Услуга по оформлению возврата авиабилета и (или) обмена авиабилета на рейсы КГУП «Хабаровские авиалинии» – 700 руб./билет.
3. Услуга по оформлению возврата авиабилета и (или) обмена авиабилета на рейсы авиакомпаний с использованием АСБ «Сирена-Трэвел», за исключением рейсов КГУП «Хабаровские авиалинии» – 800 руб./билет.
4. Услуга по оформлению дубликата 1 (одного) бумажного билета – 700 руб./билет.
5. Услуга по возврату места в АСБ «Сирена-Трэвел» билета, оформленного в других авиакассах – 400 руб./билет.
6. Услуга по оформлению авиабилета по билету с открытой датой вылета – 700 руб./билет.
7. Услуга по предоставлению письменной справочной информации (справка) – 600 руб./справка.
8. Услуга по оформлению железнодорожной перевозки на поезда ОАО «РЖД» с использованием АСБ «Сирена-Трэвел» – 400 руб./билет.
Согласно пункту 6 Приказа №338 с 09 декабря 2016 года считается утратившим силу приказ №252 от 28.12.2015, которым установлены сборы, рассматриваемые Комиссией.

Анализ Приказа №338 и Приложения №1 к Приказу №338 свидетельствует, что КГУП «Хабаровские авиалинии» отменило дополнительные сборы, утверждённые Приказом №252, взимаемые с пассажиров при продаже билетов на перевозку пассажиров по местным воздушным линиям Хабаровского края, являющиеся предметом рассмотрения дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства, и тем самым совершило действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства.
В тоже время, пунктом 3 Приказа №338 с 09 декабря 2016 года введены дополнительные сервисные сборы (Приложение №1 к Приказу №338), часть из которых распространяются на перевозку КГУП «Хабаровские авиалинии» пассажиров по местным воздушным линиям Хабаровского края, субсидируемым из бюджета Хабаровского края.
Учитывая, что, согласно представленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края документам и информации, у КГУП «Хабаровские авиалинии» отсутствуют основания для компенсации расходов на содержание собственных касс для продажи билетов и расходов на использование автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл» путём взимания с пассажиров в качестве сборов дополнительных денежных средств сверх размера пассажирского тарифа, согласованного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, при перевозке пассажиров по местным воздушным авиалиниям Хабаровского края, Комиссией выявлены новые признаки нарушения антимонопольного законодательства: признаки нарушения КГУП «Хабаровские авиалинии» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении Приказом №338 следующих сборов и услуг:
1. Услуга по оформлению возврата авиабилета и (или) обмена авиабилета на рейсы КГУП «Хабаровские авиалинии» - 700,00 руб./билет.
2. Услуга по оформлению дубликата 1 (одного) бумажного билета – 800,00 руб./билет.
3. Услуга по оформлению авиабилета по билету с открытой датой вылета – 700,00 руб./билет.
4. Услуга по предоставлению письменной справочной информации (справка) – 600,00 руб./справка.

Определением от 20 апреля 2017 года Комиссия выделила в отдельное производство дело в отношении КГУП «Хабаровские авиалинии» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении Приказом №338 дополнительных сервисных сборов и стоимости услуг, оказываемых в кассах собственной продажи КГУП «Хабаровские авиалинии» (взимаемых с пассажиров при продаже электронных билетов и иных документов), а именно:
1. Услуга по оформлению возврата авиабилета и (или) обмена авиабилета на рейсы КГУП «Хабаровские авиалинии» - 700,00 руб./билет.
2. Услуга по оформлению дубликата 1 (одного) бумажного билета – 800,00 руб./билет.
3. Услуга по оформлению авиабилета по билету с открытой датой вылета – 700,00 руб./билет.
4. Услуга по предоставлению письменной справочной информации (справка) – 600,00 руб./справка.
 
Учитывая, что изданием приказа от 08.12.2016 №338 КГУП «Хабаровские авиалинии» прекратило нарушение антимонопольного законодательства, Комиссия считает необходимым выдать КГУП «Хабаровские авиалинии» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
Согласно части 5 статьи 48.1 лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
05 апреля 2017 года Комиссия приняла решение об отложении дела №3-1/956 о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции – в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела.
Копия заключения от 06 апреля 2017 года об обстоятельствах дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 06.04.2017 №3/2350) направлена лицам, участвующим в деле №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства.

До окончания рассмотрения дела №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии 20 апреля 2017 года КГУП «Хабаровские авиалинии» не представило в Комиссию пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА
1. Установить доминирующее положение КГУП «Хабаровские авиалинии» на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на местных авиалиниях Хабаровского края, выполняемых по расписанию.
2. Признать КГУП «Хабаровские авиалинии» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по установлению и взиманию дополнительных сборов с пассажиров при продаже билетов на перевозку пассажиров по местным воздушным линиям Хабаровского края: сбора авиакомпании в размере 100 рублей за одно место, проданное с использованием автоматизированной системы бронирования «Сирена-Тревэл» и дополнительных сервисных сборов при продаже электронных билетов в собственных кассах КГУП «Хабаровские авиалинии» (услуга при оформлении авиаперевозки на рейсы а/к «Хабаровские авиалинии» в размере 400 руб./билет, услуга при оформлении возврата, обмена на рейсы а/к «Хабаровские авиалинии» в размере 400 руб./билет, услуга при оформлении дубликата 1 (одного) бумажного билета в размере 400 руб./билет, услуга при оформлении дубликата 1 (одного) электронного билета в размере 250 руб./билет, услуга при оформлении авиаперевозки по билетам с открытой датой в размере 250 руб./билет, предоставление письменной справочной информации в размере 400 руб./справка).
3. Выдать КГУП «Хабаровские авиалинии» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 2
05 мая 2017 года                                                                                      г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: , руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05 мая 2017 года №11 по делу №3-1/95 о нарушении КГУП «Хабаровские авиалинии» (682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. КГУП «Хабаровские авиалинии» с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, подобного нарушению, установленному решением Комиссии Хабаровского УФАС России №11 от 05 мая 2017 года по делу №3-1/95 о нарушении антимонопольного законодательства.
2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания КГУП «Хабаровские авиалинии» не допускать компенсации расходов, связанных с реализацией (продажей) авиабилетов, перевозкой пассажиров путём установления каких-либо сборов (платежей), взимаемых при продаже авиабилетов с пассажиров дополнительно, сверх пассажирских тарифов, при осуществлении перевозок пассажиров по местным авиалиниям Хабаровского края в случае, если на такие перевозки введено государственное регулирование, то есть тарифы устанавливаются по согласованию с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
3. КГУП «Хабаровские авиалинии» в течение двух лет направлять в Хабаровское УФАС России информацию об установлении (введении в действие) каких-либо сборов (платежей), связанных с реализацией (продажей) авиабилетов, перевозкой пассажиров, взимаемых при продаже авиабилетов с пассажиров дополнительно, сверх пассажирских тарифов, при осуществлении перевозок пассажиров по местным авиалиниям Хабаровского края, с приложением подтверждающих документов. Информацию направлять по полугодиям в срок, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом (полугодием).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны