Решение №111 Решение № 111 в отношении ООО «РН-Комсомольский НПЗ» от 7 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 111

                                                                                                                              г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 02 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ООО «РН-Комсомольский НПЗ» – <…> (доверенность от 22.09.2015 № 163),

ООО «Медицинское учреждение «Центр медицинских комиссий» - уведомленное о дате, времени и месте заседания комиссии, явку своего представителя не обеспечило,

рассмотрев дело № 8-01/224 по признакам нарушения ООО «РН-Комсомольский НПЗ» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО «МУ «Центр медицинских комиссий» с жалобой на действия ООО «РН-Комсомольский НПЗ» при проведении открытого запроса предложений на проведение периодического медицинского осмотра сотрудников, из которого следует, что в документации необоснованно установлено требование об оказании услуги по месту нахождения заказчика, влекущее нарушение претендентом условий осуществления лицензируемого вида деятельности, в техническом задании указана противоречивая информация о количестве подлежащих осмотру сотрудников заказчика, отсутствует информация о вредных и опасных факторах в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Определением о назначении дела к рассмотрению ответчику предложено представить поступившую на участие в запросе предложений заявку, однако требование антимонопольного органа не исполнено.

Заказчик в представленном отзыве и его представитель в заседании комиссии с нарушением антимонопольного законодательства не согласились, указав, что требование об оказании медицинских услуг установлено на основании законодательства о закупках в связи с наличием соответствующей потребности заказчика. С целью исполнения требований документации участники могут закупить мобильное оборудование и в здравпункте заказчика произвести соответствующие исследования и обследование сотрудников. Учитывая, что общество является нефтеперерабатывающим предприятием с непрерывным технологическим процессом, возможность отвлечения работников от производства с целью прохождения медицинского осмотра по месту нахождения медицинской организации отсутствует. На участие в закупке подана одна заявка, которая в итоге признана несоответствующей требованиям документации по причине отсутствия у претендента лицензии на осуществление медицинской деятельности по требуемому месту оказания услуг, проведение закупки прекращено. Поскольку заявитель не подавал заявку на участие в закупке, у него отсутствует право обжаловать действия заказчика в антимонопольный орган. Просит рассмотрение дела прекратить.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

17.07.2015 на официальном сайте закупок размещено извещение № 31502578748 о проведении указанного запроса предложений, закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора 5779301,40 руб. Срок окончания подачи заявок 03.08.2015, рассмотрение заявок 18.08.2015, подведение итогов закупки 25.09.2015. В документацию 22.07.2015 внесены изменения.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ документация о закупке должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам услуги и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1), место, условия и сроки (периоды) оказания услуги (пункт 4), требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).

Закупочной документацией установлено, что периодические медицинские осмотры сотрудников общества осуществляются на территории заказчика в г. Комсомольске-на-Амуре, ул. Ленинградская, 115, здравпункт. Количество сотрудников 1993 человек. В составе документации указано количество человек по каждой вредности профессий. Наименование специалистов, необходимых для проведения обследования. Срок оказания услуг с 01 сентября 2015 года по 30 ноября 2015 года.

Довод заявителя о различном количестве работников заказчика, подлежащих медицинскому осмотру, указанных в техническом задании и приложении к техническому заданию не может быть принят, поскольку приведенное в приложении к техническому заданию количество человек не означает необходимость их общего суммирования, так как один работник может быть задействован в выполнении  работы с двумя и более вредными и опасными факторами. 

Участник закупки должен иметь лицензию на оказание следующих услуг: общий анализ крови, сахар, холестерин, Re, баз.зернистость Er, билирубин, АЛТ, АСТ, анализ крови на сифилис, ОАМ, ЭКГ, вращательная проба, спирометрия, карбоксигемоглобин, аудиометрия речевая, аудиометрия тональная, динамометрия, острота зрения, острота зрения с коррекцией и без нее, острота зрения с коррекцией, поля зрения, офтальмотонометрия, цветоощущение, биомикроскопия сред глаза, биомикроскопия переднего отрезка глаза, офтальмоскопия глазного дна, скиаскопия, рефрактометрия, исследование бинокулярного зрения, паллестезиометрия, термометрия, мазок на гонорею, мазок из зева и носа, исследование на гельминтозы, взятие крови из пальца, взятие крови из вены, маммография.

В размещенных 31.07.2015 на сайте разъяснениях документации заказчиком дополнительно указано количество сотрудников женщин и мужчин, количество сотрудников женщин, в отношении которых необходимо провести определенные виды обследования.

На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности и лицензионные требования определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

К такой деятельности в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, а также подпункта 1 пункта 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н, относятся в том числе работы (услуги) по проведению медицинских осмотров (как предварительных, так и периодических).

Согласно пункту 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию (пункт 28).

Пунктом 1 статьи 15 Закона № 99-ФЗ установлено, что в лицензию включаются сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 8 статьи 3 Закона № 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может как совпадать, так и не совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Из приведенного определения следует, что в лицензии указываются все соответствующие лицензионным требованиям объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, на территории которых лицензиат фактически ведет деятельность, организовывает рабочие места и т.д.

Пунктом 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

До переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (пункт 2 статьи 18).

При таком положении комиссия не может согласиться с правомерностью установленного заказчиком требования об оказании медицинских услуг на территории заказчика, поскольку данное требование фактически является невыполнимым в условиях проводимой закупки, противоречит приведенным нормативным правовым актам, может повлечь применение к медицинской организации санкций за нарушение лицензионных требований осуществления медицинской деятельности.

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

Поскольку установленное в документации требование к месту оказания услуг неосновательно, препятствует доступу к участию в закупке, действия общества в части установления такого требования не соответствуют части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Довод ответчика об отсутствии у общества оснований для обращения в антимонопольный орган, со ссылкой на статью 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссией отклоняется, поскольку в жалобе приведены доводы о нарушении заказчиком установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции запретов. Рассмотрение подобных жалоб регулируется правилами главы 9 Закона о защите конкуренции, а не статьей 18.1 этого же закона. Установленный данной главой порядок, в частности статьями 39, 44, не связывает право заинтересованного лица обратиться с жалобой в антимонопольный орган с наличием у заявителя определенного статуса либо совершением определенных действий (к примеру, подать заявку на участие в закупке).

Комиссией учтено, что проведение закупки прекращено, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «РН-Комсомольский НПЗ», выразившегося в установлении в закупочной документации открытого запроса предложений на проведение периодического медицинского осмотра сотрудников (извещение № 31502578748) требования к оказанию услуг по месту нахождения заказчика, нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны