Решение №112 Решение № 112 в отношении Дальневосточного банка ПАО Сбербан... от 7 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 112

01 октября 2015 года                                                                 г. Хабаровск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

Дальневосточный банк ПАО Сбербанк – <…> (доверенность от 29.07.2015),

ООО «Лантера» - <…> (доверенность от 30.09.2015),

рассмотрев жалобу ООО «Лантера» на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк, материалы дела № 8-01/277,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Лантера» на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк при проведении открытого электронного аукциона по выбору организации на оказание клининговых услуг – уборке собственных и арендованных помещений, павильонов, прилегающих к ним территорий, услуг по уборке банкоматов, ИПТ Приморского отделения № 8635, в которой общество указывает на неправомерность неразмещения на официальном сайте закупок извещения о проведении аукциона, отсутствия в аукционной документации сведений о документах, предоставляемых в составе заявки в целях оценки финансовой состоятельности претендента, перечня необходимого для оказания услуг оборудования.

В заседании комиссии представитель общества на доводах жалобы наставила, полагает, что отсутствие указанной информации препятствует доступу к участию в торгах, может повлечь необоснованное отклонение заявки претендента, сформированной в отсутствие информации о документах и сведениях, являющихся необходимыми для допуска к участию в аукционе и исполнения договора.

Банк в представленном отзыве и его представитель в заседании комиссии предлагают признать жалобу необоснованной, поскольку информация о проводимом аукционе размещена на сайте закупок и на сайте ЭТП, документацией предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые претенденты подают в составе заявки, в том числе документы для оценки финансовой устойчивости. Если по результатам проверки и оценки представленных документов, в соответствии с утвержденной банком методикой, финансовое состояние претендента будет признано неудовлетворительным, закупочная комиссия, исходя из условий аукционной документации, обязана запросить дополнительные документы. Отсутствие в составе заявки документов, предусмотренных названной методикой, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке. Из условий проекта договора, являющегося составной частью аукционной документации, следует, что исполнитель обязан оказать клининговые услуги надлежащего качества с использованием собственной материально-технической базы, в рамках проводимого аукциона наличие соответствующего оборудования декларируется, но не оценивается и не влияет на допуск к участию в закупке. Вопросы надлежащего исполнения заключенного договора будут решаться в претензионном порядке. Общество заявку на участие в закупке не подавало, запросов о разъяснении положений документации не направляло.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

В соответствии  с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Частью 2 этой же статьи установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Поскольку жалоба общества содержит доводы о неразмещении на официальном сайте извещения о закупке, что свидетельствует о ненадлежащем информационном обеспечении закупки и препятствует подаче заявки, применительно к приведенным правовым нормам данные действия заказчика (организатора закупки) могут быть обжалованы помимо лиц, подавших заявки на участие в закупке, также и иными лицами, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения соответствующих процедур.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

26.08.2015 банком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502698650 о проведении спорного аукциона, аукционная документация. Дата и время окончания подачи заявок 28.09.2015, рассмотрение заявок 29.09.2015, подведение итогов аукциона 08.10.2015, что свидетельствует о соблюдении установленного порядка информационного обеспечения торгов.

Согласно пунктам 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В аукционной документации заказчиком приведено подробное описание предмета закупки, требования к оказываемым услугам, их периодичности. В приложении № 2 к документации поименованы документы, входящие в состав заявки, в числе которых документы финансовой отчетности: анкета участника, составленная по форме 4 (приложение 3); справка, подписанная руководителем участника, подтверждающая, что организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства, а также, подтверждающая, что на имущество организации не наложено ареста, и (или) ее экономическая деятельность не приостановлена; отчет организации за прошедший год и отчет организации за истекший период текущего года, включая копии бухгалтерских балансов (ф. № 1), отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (ф. №№ 3,4,5) и пояснительная записка с отметкой о получении инспекцией ФНС России, аудиторского заключения (при его наличии). 

Одним из оснований отклонения заявки, установленных пунктом 5.4 документации, является неудовлетворительное финансовое состояние участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору (методика оценки финансового состояния участников закупочных процедур приведена на сайте ПАО Сбербанк www.sbrf.ru в разделе закупки, полезная информация).

В соответствии с пунктом 1.1. данная методика определяет правила и алгоритм проведения оценки финансовой устойчивости компаний-участников закупочных процедур банка.

Оценка финансовой состоятельности компаний-партнеров банка проводится по мере поступления документов от компании – при проведении первоначальной оценки, а также в сроки, определенные нормативными документами в соответствии с пунктом 1.2 методики – при проведении повторной оценки в рамках мониторинга (раздел 2) на основании документов, указанных в приложении № 4 к методике. Данные документы являются обобщенными для всех этапов анализа.

Первоначальный анализ проводится на основании финансовых документов, предоставленных в составе заявки и предусмотренных пунктом 1 приложения № 4 к методике. Аналогичные документы предоставляются в заявке на основании указанных требований аукционной документации.

Из пункта 6.3 методики следует, что дополнительный анализ компании-партнера проводится в том случае, если по результатам анализа установлено неудовлетворительное финансовое состояние компании, в связи с чем у компании-партнера должны быть запрошены дополнительные документы, предусмотренные пунктами 2-5 приложения № 4 к методике, что согласуется с пунктом 7.1 приложения № 2 к аукционной документации (право банка запросить разъяснение заявки).

По смыслу приведенных положений аукционной документации, методики, а также исходя из пояснений представителя банка, комиссия приходит к выводу, что перечень включаемых в заявку документов является достаточно определенным, предоставление в заявке каких-либо иных, не оговоренных, документов документацией не предусмотрено, равно как и не предусмотрено при подаче заявки предоставление документов, определенных пунктами 2-5 приложения № 4 к методике.

В числе квалификационных документов претендент обязан представить гарантийное письмо о наличии оборудования, необходимого для оказания услуг по предмету закупки, по форме 4 приложения № 3 к аукционной документации. Непредставление данного письма является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.

В соответствии с пунктом 5.3 документации победителем аукциона признается участник, подавший лучшее ценовое предложение по предмету аукциона при условии соответствия заявки на участие в аукционе требованиям, изложенным в аукционной документации.

Условий о том, оценка заявки, допуск к аукциону и определение победителя будут основываться на наличии у претендента соответствующего оборудования, документация не содержит. Требований к составу оборудования, его количеству, характеристикам в документации отсутствуют, соответственно, претендент по своему усмотрению отражает в гарантийном письме сведения о своей материально-технической базе, которая будет использована при исполнении условий договора.

Доводы заявителя об обратном основаны на предположении и неверном прочтении положений документации. Обращений о разъяснении порядка формирования заявки, условий допуска к участию в торгах заявитель заказчику не направлял.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Лантера» на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк при проведении открытого электронного аукциона по выбору организации на оказание клининговых услуг – уборке собственных и арендованных помещений, павильонов, прилегающих к ним территорий, услуг по уборке банкоматов, ИПТ Приморского отделения № 8635 (извещение № 31502698650) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны