Решение №119 Решение № 119 в отношении муниципального автономного образов... от 19 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 РЕШЕНИЕ № 119

 

22 октября 2015 года                                                                                г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Хабаровск «Средняя школа № 36»  – <…> по доверенности, <…> по доверенности,

ООО «Ваятель» -  уведомленное о дате, времени и месте заседания комиссии, явку своего представителя не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Ваятель» на действия муниципального автономного образовательного учреждения г. Хабаровск «Средняя школа № 36» при проведении  запроса предложений на выполнение капитального ремонта МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36», материалы дела № 8-01/287,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Ваятель» на действия муниципального автономного образовательного учреждения г. Хабаровск «Средняя школа № 36» при проведении  запроса предложений на выполнение капитального ремонта МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36» (извещение № 31502795889), в части нарушения комиссией Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36».

Из жалобы общества следует, что закупка проведена с существенными нарушениями Положения о закупках товаров, работ, услуг МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36» и антимонопольного законодательства, заказчиком неверно выбран способ закупки, в закупочной документации не установленны требования к участникам закупки и перечень необходимых к предоставлению в составе заявки документов, установлен критерий оценки «опыт оказания услуг, алогичных предмету закупки за период с 01.01.2014 по 31.12.2014» ограничивающий круг потенциальных участников, отсутствует расшифровка подкритерия «наличие квалифицированного персонала с опытом работы по предмету договора», установлены противоречивые сроки заключения договора и короткие сроки выполнения работ.

В заседании комиссии представители МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36» доводы жалобы отклонили, пояснив, что для обеспечения качественного выполнения работ нерационально проводить торги, где единственным оценочным критерием является снижение цены контракта, кроме того понятие приоритетности не является обязательным термином, в связи с чем учреждением принято решение о проведении запроса предложений. При установлении критерия оценки заявок «опыт оказания услуг» заказчик исходил из того, что более долгий оценочный период будет ограничивать права возможных участников, осуществляющих свою деятельность непродолжительное время. Критерий оценки заявок «наличие квалифицированного персонала» установлен для подтверждения, что персонал, находящийся в штате участника, имеет опыт по предмету закупки и соответствующую квалификацию. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным учреждением в документации о закупке в соответствии с пунктом 2 Положения не отражены в полной мере в закупочной документации, это связано с недоработкой заказчика. При этом Положением предусмотрено, что участник закупки вправе направить организатору закупки запрос о разъяснении закупочной документации. Заявка ООО «Ваятель» признана соответствующей документации о закупке. Закупка признана нестоявшейся и будет проводиться повторно.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36», пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: информационной открытости закупки,  равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора о закупке, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом № 223-ФЗ (часть 5 статьи 4).

26.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502795889 о проведении запроса предложений на выполнение капитального ремонта МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36», закупочная документация. Срок окончания подачи заявок 05.10.2015. Дата окончания срока рассмотрения заявок 06.10.2015, подведение итогов 07.10.2015. Начальная (максимальная) цена закупки 32 000 000,00 рублей.

Как следует из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в запросе предложений № 31502795889 от 06.10.2015 на участие в закупке подана заявка ООО «Ваятель», которая признана соответствующей требованиям документации.

По результатам рассмотрения единственной заявки запрос предложений признан несостоявшимся.

Подпунктом «а» пункта 5.1.2 раздела 5 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36» установлено, что открытый запрос предложений - конкурентный  способ закупок, при котором информация о закупке продукции для нужд учреждения сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений и победителем в проведении запроса предложений признается участник закупки, предложивший наилучшее предложение по исполнению договора, при этом  критерий цены предложения не всегда является определяющим. Запрос предложений не является торгами и поэтому не обязывает учреждение заключать договор с победителем процедуры.

Пунктом 5.2.1 раздела 5 Положения предусмотрено, что приоритетным способом при закупке товаров, работ и услуг с начальной (максимальной) ценой договора с учетом налогов не более одного миллиона рублей является открытый запрос предложений.

Кроме запроса предложений Положением предусмотрены такие способы закупок как открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме, открытый запрос цен, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), закупка малого объема.

Открытый конкурс проводится при закупках товаров, работ, услуг с начальной (максимальной) ценой договора с учетом налогов более одного миллиона рублей (пункт 5.2.3 раздела 5 Положения). Открытый аукцион в электронной форме может проводиться только при закупке товаров серийного производства при условии наличия конкуренции между поставщиками, если начальная (максимальная) цена договора с учетом налогов превышает один миллион рублей (пункт 5.2.4 раздела 5 Положения).

Поскольку начальная (максимальная) цена договора по закупке превышает один миллион рублей (32 000 000,00 рублей), у заказчика отсутствовали основания для проведения запроса предложений.

Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте и официальном сайте Учреждения не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе (пункт 6.1.3 раздела 6 Положения), тогда как извещение о проведении запроса предложения подлежит размещению на сайте не менее чем за 7 (календарных) дней (пункт 7.1.2 раздела 7 Положения).

Извещением о запросе предложений установлен срок предоставления заявок с 29.09.2015 по 05.10.2015.

Учитывая, что заказчиком неосновательно в качестве способа закупки выбран запрос предложений, а не конкурс, допущенное нарушение Положения о закупках привело к сокращению срока информационного обеспечения закупки и подачи заявок (для конкурса не менее чем 20 дней), нарушению пунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Законом № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно подпункту «и» пункта 4.4.5 раздела 4 Положения документация о закупке должна содержать требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 7.1.3 Положения установлено, что порядок проведения конкретного запроса предложений устанавливается в извещении о закупке и документации о закупке, подготовленных в соответствии с требованиями пунктов 4.4. – 4.6. настоящего Положения.

Информация об установленных Учреждением требованиях к участникам закупки должна быть указана в документации о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования, не предусмотренные документацией о закупке (пункт 2.3 Положения).

В частности подпунктом 6 пункта 1.16.1 закупочной документации предусмотрено предоставление документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным учреждением в документации о закупке в соответствии с пунктом 2 Положения (требования к участникам закупок).

В закупочной документации соответствующие требования и необходимые документы в подтверждение соответствия указанным требованиям не установлены, соответственно их предоставление не требуется.

 

 

Пунктом 2 раздела 3 закупочной документации установлены критерии, порядок оценки и сравнения заявок на участие в запросе предложений: опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 (стоимость услуг аналогичных предмету закупки, выполненных за период с 01.01.2014 по 31.12.2014), наличие квалифицированного персонала с опытом работы по предмету договора (количество человек).

Определение конкретных критериев оценки заявки, в том числе предельных величин значимости каждого критерия, относится к исключительной компетенции заказчика.

Установленный критерий опыт оказания аналогичных услуг в равной мере применяем ко всем участникам закупки, подаче заявки не препятствует, а лишь влияет на количество присуждаемых участнику баллов.

Комиссия соглашается с доводами заказчика о целесообразности такого критерия при выполнении ремонтных работ в целях определения контрагента, в максимальной степени отвечающей требованиям заказчика и способного должным образом исполнить договор, а также в целях установления надежности и добросовестности участника.

Применяемый период для оценки опыта является минимальным и не может рассматриваться в качестве ограничения конкуренции.

Доводы об отсутствии в документации конкретизации в отношении каких работников необходимо предоставить подтверждение опыта работы, не могут быть приняты, поскольку из содержания данного критерия следует, что участник закупки должен указать сотрудников, имеющих опыт работы по предмету договора вне зависимости от специальности и продолжительности работы в соответствующей сфере.

В соответствии с извещением о закупке срок подписания договора (контракта) с победителем конкурса - не позднее чем через три рабочих дня со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок. Иных сроков подписания договора, входящих в противоречие со сроком, установленном в извещении, документация не содержит.

         Пунктом 11.1.3 Положения предусмотрено, что договор по результатам закупки заключается не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайт и официальном сайте учреждения итогового протокола  по результатам закупки.

         Поскольку Положением установлено, что договор заключается не позднее чем через десять дней, предусмотренный извещением срок для заключения договора Положению не противоречит.

Ссылка на короткий срок исполнения договора несостоятельна, так как данный срок (до 15.12.2015) установлен исходя из потребности заказчика в выполнении соответствующих работ. Отсутствие у общества возможности исполнить договор в указанный срок не может рассматриваться в качестве нарушения заказчиком Закона № 223-ФЗ.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Ваятель» на действия муниципального автономного образовательного учреждения г. Хабаровск «Средняя школа № 36» при проведении запроса предложений на выполнение капитального ремонта МАОУ г. Хабаровска «Средняя школа № 36» (извещение № 31502795889), в части неверного выбора способа закупки обоснованной, в остальной части признать жалобу необоснованной.
  2. Признать действия муниципального автономного образовательного учреждения г. Хабаровск «Средняя школа № 36» при проведении указанного запроса предложений, нарушающими пункты 1,2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать МАОУ г. Хабаровск «Средняя школа № 36» предписание об устранении допущенных нарушений порядка организации и проведения закупки.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны