Решение №122 Решение № 122 и предписание № 40 в отношении администрации г... от 30 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 122
Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2015 года г. Хабаровск
В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края, Администрация городского поселения «Город Советская Гавань», МУП Наш город - уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечили,
рассмотрев дело № 8-01/207 по признакам нарушения администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края с жалобой на действия администрации городского поселения «Город Советская Гавань», в связи с непроведением открытых конкурсов по отбору управляющей организации и установлению тарифа на платную услугу аварийно-диспетчерское обслуживание на территории городского поселения.
Администрацией в представленных пояснениях указано, что конкурсы по отбору управляющей организации объявлялись неоднократно, заявок на участие не поступило. В целях недопущения аварийной ситуации Администрация передала дома на обслуживание аварийно-диспетчерской службе МУП «Наш Город» по соглашению от 01.12.2014.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с пунктом 8 статьи 161 ЖК РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 данной статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Частью 2 статьи 163 ЖК РФ устанволено, что управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
16.01.2015 Администрацией г.Советская Гавань на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru размещены извещения №100115/0048778/03 (по 35 лотам), № 180115/0048778/01 (по 2 лотам), №180415/0048778/01 (по 12 лотам), №200115/0048778/01 (по 50 лотам) о проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными домами.
В последующем подобные конкурсы администрацией не проводились.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила).
Согласно пункту 59 Правил, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с этими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Поскольку на объявленные Администрацией конкурсы не поступило ни одной заявки, в силу пункта 59 Правил Администрация в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок должна была провести новый конкурс.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела администрацией повторно конкурсы не проводились. Многоквартирные дома переданы на обслуживание МУП «Наш город» по соглашению от 01.12.2014.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий (возможности) для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
Бездействие администрации в проведении конкурсов по отбору управляющей организации, с учетом пункта 59 Правил, каждые три месяца, необоснованно препятствует доступу на рынок услуг управления многоквартирными домами хозяйствующим субъектам, в связи с чем противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
15.12.2014 администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» принято постановление №932 «Об установлении тарифов для МУП «Наш город» на платную услугу на аварийно-диспетчерское обслуживание на территории городского поселения «Город Советская Гавань» на 2014 год, согласно которому в многоквартирных жилых домах, имеющих все виды благоустройства, на 1 кв.м. жилого помещения тариф установлен в размере 3,28 руб, в многоквартирных жилых домах, имеющих 1-2 вида благоустройства, на 1 кв.м. жилого помещения тариф установлен в размере 1,70 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Закона 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами .
Решением Совета Депутатов городского поселения «город Советская Гавань» от 15.09.2005 №45 определено, что орган, устанавливающий цены и тарифы на услуги (продукцию), оказываемые (производимые) муниципальными предприятиями и учреждениями, установление (регулирование) которых относится к полномочиям городского поселения «город Советская Гавань», является администрация городского поселения «Город Советская Гавань».
Поскольку указанное постановление принято администрацией в пределах предоставленных ей полномочий, соответствует приведенным нормам законодательства, основания для вывода о нарушении администрацией антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать бездействие администрации городского поселения «Город Советская Гавань», выразившееся в непроведении в соответствии с пунктом 59 Правил конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, переданными в соответствии с Соглашением об аварийно-диспетчерском обслуживании от 01.12.2014 МУП «Наш город», нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать администрации городского поселения «Город Советская Гавань» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 40
20 ноября 2015 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…>– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 19.11.2015 № 122 по делу № 8-01/207 о нарушении администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» в срок до 31.12.2015 года устранить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в непроведении в соответствии с пунктом 59 Правил конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами переданными в соответствии с Соглашением об аварийно-диспетчерском обслуживании от 01.12.2014 МУП «Наш город», с целью чего:
- организовать и провести конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, переданными в соответствии с Соглашением об аварийно-диспетчерском обслуживании от 01.12.2014 МУП «Наш город», собственники которых не выбрали и не реализовали способ управления данными домами,
- в случае, если на участие в конкурсе не поступит ни одной заявки, обеспечить проведение конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с пунктом 59 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.