Решение №123 Решение № 123 и предписание № 41 в отношении ООО «Транснефть... от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

РЕШЕНИЕ № 123

                                                                                                              г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 25 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ООО «Транснефть – Дальний Восток» – <…> (доверенность от 31.12.2014 № 377), <…> (доверенность от 24.11.2015 № 183),

ООО «Центр дезинсекции» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя,

рассмотрев дело № 8-01/278 по признакам нарушения ООО «Транснефть – Дальний Восток» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО «Центр дезинсекции» с жалобой на действия ООО «Транснефть – Дальний Восток» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг СЭС (дератизация, дезинсекция, обработка территорий от клещевого энцефалита), в связи с установлением в документации требования о наличии у участников лицензии на осуществление медицинской деятельности.

По мнению общества, оспариваемое требование незаконно и необоснованно, поскольку наличие данной лицензии необходимо только в том случае, если услуги СЭС оказываются в рамках медицинской деятельности. Оказание же услуг, предусмотренных конкурсной документацией, осуществляется не в рамках медицинской деятельности и лицензия на данный вид деятельности не требуется.

ООО «Транснефть – Дальний Восток» и его представители в заседании комиссии с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в представленных пояснениях. Полагают, осуществление требуемых услуг подлежит лицензированию в силу требований пункта 3 статьи 3, пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291. Также представителями общества в обоснование правомерности установленного требования приведены ссылки на письмо Минздрава России от 13.05.2014 № 24-1-2036856, решение Челябинского УФАС России от 17.02.2015. По результатам конкурса заключен договор, который находится в стадии исполнения.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

23.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг СЭС (дератизация, дезинсекция, обработка территорий от клещевого энцефалита) РНУ «Белогорск» (лот № 232-ТН-ДВ.18-У.2015, извещение № 31502782302), конкурсная документация. Дата окончания подачи заявок – 15.10.2015, дата рассмотрения заявок – 29.10.2015, дата проведения конкурса - 05.11.2015.

В установленный срок на участие в конкурсе подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям документации, конкурс признан несостоявшимся, комиссией принято решение заключить договор с единственным участником (протоколы от 15.10.2015, 19.10.2015).

В разделе требования организатора к участникам закупки технического задания предусмотрено предоставление документов, подтверждающих право осуществления деятельности по предмету закупки (лицензия на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «дезинфектология»).

Пунктами 7, 8 технического задания установлено, что предметом закупки является выполнение услуг СЭС (дезинсекция столовых от мух, дезинсекция столовых от тараканов, дератизация столовых, дератизация цоколя, техподполья, 1-го этажа, дезинсекция от клещевого энцефалита) на объектах АБК РНУ «Белогорск», НСП-27, НСП-24, НСП-30, БПО, ЛЭУ «Биробиджан», ЛЭУ «Сковородино».

В размещенных заказчиком на сайте разъяснениях указано на необходимость предоставления в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности, так как услуги, являющиеся предметом закупки, относятся к медицинской деятельности.

Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» (далее СП 3.5.1378-03), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 09.06.2013.

Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Разделом II СП 3.5.1378-03 установлены требования к организации дезинфекционной деятельности, к которым в том числе относятся: осуществление дезинфекционной деятельности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (пункт 2.2), соблюдение санитарных правил (пункт 2.3), обязательность прохождения лицами, занимающимися дезинфекционной деятельностью профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами (пункт 2.20) и т.д.

Пунктом 3.6.1 Санитарных правил дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1).

Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (пункт 3.9.1).

Указанные составляющие дезинфекционной деятельности рассматриваются как способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу санитарно-эпидемиологических правил, отнесенных Классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.05.1996, к группе 3.5 «Дезинфектология».

Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия определены как организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы применительно к указанному выше Закону № 52-ФЗ рассматриваются как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в их числе указана медицинская деятельность (пункт 46 части 1 статьи 12), особенности лицензирования которой устанавливаются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.

При этом пунктом 3 данного Положения установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 323-ФЗ) медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2). В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н в соответствии со статьей 14 Закона № 323-ФЗ утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Кроме того, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, вид деятельности 74.70.3 «Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ», в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, отнесена к подклассу 74.70 «Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств» класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» Раздела К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

Таким образом, получение лицензии для осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинфекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой, не требуется.

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

Поскольку установленное требование не предусмотрено законодательством, препятствует доступу к участию в конкурсе, ограничивает конкуренцию при его проведении, комиссия приходит к выводу о несоответствии действий заказчика при установлении подобного требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Ссылки представителей ответчика на письмо Минздрава России, практику антимонопольных органов не могут быть приняты во внимание, так как данные акты не являются нормативными правовыми и не могут быть применены при разрешении конкретного спора.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Транснефть – Дальний Восток», выразившиеся в установлении требования к участникам конкурса о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг СЭС (дератизация, дезинсекция, обработка территории от клещевого энцефалита (извещение №   31502782302)), нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Транснефть – Дальний Восток» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 41

25 ноября 2015 год                                                                         г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, на основании своего решения от 25.11.2015 № 123 по делу № 8-01/278 о нарушении ООО «Транснефть – Дальний Восток» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Транснефть – Дальний Восток» в срок до 15.12.2015 устранить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,  выразившееся в установлении требования к участникам конкурса о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг СЭС (дератизация, дезинсекция, обработка территории от клещевого энцефалита (извещение №   31502782302)), и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего:

- исключить при проведении закупок случаи установления указанного требования, когда дезинфекционная деятельность в целях обеспечения дезинфекции, дезинфекции, дератизации не предусматривает осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой,

- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами общества, ответственными за организацию и проведение закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

 Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны