Решение №129 Решение № 129 в отношении МАУ ДОД «Центр развития детей и юн... от 8 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 129

                                                                                                        г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 07 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– заместитель начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

МАУ ДОД «Центр развития детей и юношества» <…> (директор),

ООО «Управляющая компания «Полимед» – <…> (доверенность от 19.11.2015),

рассмотрев дело № 8-01/294 по признакам нарушения МАУ ДОД «Центр развития детей и юношества» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО УК «Полимед» на действия МАУ ДОД «Центр развития детей и юношества» при осуществлении закупки медицинских услуг у единственного поставщика.

Из жалобы общества следует, что у учреждения отсутствовали правовые основания закупки медицинских услуг у единственного поставщика, поскольку оно обладало информацией о необходимости осуществления периодических медицинских осмотров своих работников.

В заседании комиссии представитель ООО «УК «Полимед» заявил ходатайство об отзыве жалобы, в связи с отсутствием претензий к заказчику и ошибочностью доводов, послуживших основанием для обращения в антимонопольный орган. Ходатайство мотивировано ссылкой на статью 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия рассмотрев ходатайство не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной управлением проверки в действиях учреждения установлены признаки нарушения части 1 статьи 17 указанного закона при заключении договора на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников без проведения конкурентных процедур, в связи с чем возбуждено настоящее дело.

Установленный главой 9 Закона о защите конкуренции порядок производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства не предусматривает право заявителя отозвать обращение о нарушении антимонопольного законодательства, а также возможность антимонопольного органа прекратить по данному основанию возбужденное антимонопольное дело.

Ссылка на статью 18.1 Закона о защите конкуренции в данном случае не может быть принята, поскольку данная правовая норма к рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства не применяется.

По ходатайству ответчика рассмотрение дела откладывалось до 04.12.2015.

В заседании комиссии представитель учреждения с нарушением антимонопольного законодательства не согласилась, пояснив, что при осуществлении спорной закупки руководствовались Положением о закупках. Наблюдательным советом учреждения принято решение осуществить закупку услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников у единственного поставщика, отбор претендентов на заключение договора проводился исходя из представленных ценовых предложений. Допущенные в ходе осуществления закупки недочеты связаны с техническими ошибками должностного лица, которое ненадлежаще исполнило возложенные на него обязанности.  

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (части 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

07.10.2015 учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502830142 о проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников заказчика. Срок оказания услуг с 28.09.2015 по 31.12.2015. Начальная (максимальная) цена договора 175260,00 руб. Проведение осмотров должно осуществляться в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Договор на оказание указанных платных медицинских услуг заключен учреждением с ООО «Медицинское учреждение «ЦПМ-Групп» 28.09.2015, цена договора 175260,00 руб., срок оказания услуг до 31.12.2015.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

Целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Установленные Законом № 223-ФЗ основополагающие принципы при проведении закупок, в числе которых принцип информационной открытости, направлены не только на обеспечение прав участников закупки на получение полной и достоверной информации о такой закупке, но и на обеспечение раскрытия соответствующей информации перед всеми третьими лицами, которые могут быть заинтересованы в ее получении, в том числе правоохранительные и контролирующие органы в целях оценки действий заказчика на предмет соответствия Закону № 223-ФЗ и иным нормативным правовым актам.

Из материалов дела следует, что извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено учреждением на официальном сайте закупок после заключения соответствующего договора, что свидетельствует о ненадлежащем обеспечении процесса информационного обеспечения закупки, нарушении пункта 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Требования к объему содержания извещения о проведении закупки, закупочной документации установлены частями 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, в извещении должно быть указан объем оказываемых услуг.

Непосредственно в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к участникам закупки.

Положений, допускающих неуказание в закупочной документации поименованных сведений и информации, Закон № 223-ФЗ не содержит, в том числе при закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

В нарушение данных требований в размещенной на сайте закупочной документации не указаны требования к качественным и иным характеристикам необходимых услуг, объем данных услуг, требования к участнику закупки (единственному поставщику). На официальном сайте в составе извещения не размещен проект договора оказания услуг.

Ссылка на допустимость подобных действий Положением о закупках не может быть принята, поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ проводимые учреждением закупки подчинены в первую очередь требованиям федерального законодательства, в связи с чем устанавливаемыми в Положении о закупке условиями проведения закупок, в том числе информационного обеспечения закупок, не могут быть преодолены обязательные требования законодательства. 

В обоснование осуществления закупки у единственного поставщика в закупочной документации приведена ссылка на пункт 5 раздела 9.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд учреждения, которым допускается такая закупка вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Исходя из пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации непреодолимая сила - чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, которые, как правило, не зависят от воли и действий участников экономического соглашения, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за рамки обыденного обстоятельства, невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств, необычайность для тех или иных жизненных условий. Чрезвычайность обстоятельства - то, что не могло быть учтено ни при каких обстоятельствах. К таким обстоятельствам относят: пожары, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия.

В Положении о закупках учреждения установлены способы закупки товаров, работ, услуг путем проведения торгов (открытый конкурс, открытый аукцион), без проведения торгов (запрос предложений, запрос цен, закупка у единственного поставщика, закупка малого объема) (пункт 5.1). Приоритетным способом при закупке товаров, работ и услуг с начальной (максимальной) ценой договора с учетом налогов не более одного миллиона рублей является открытый запрос предложений (пункт 5.2).

Проведение периодического медицинского осмотра к данным обстоятельствам не относится, поскольку учреждение обладало информацией о необходимости проведения таких осмотров в силу требований законодательства, имело возможность спланировать проведение закупки конкурентным способом.

После отложения дела учреждением представлен протокол наблюдательного совета от 25.09.2015 № 3, в соответствии с которым данным советом принято решение заключить договор на оказание платных медицинских услуг с единственным поставщиком ООО «ЦПМ-Групп». В нарушение части 12 статьи 4 Закона № 223-ФЗ данный протокол на официальном сайте не размещен.

В протоколе приведена ссылка на номер извещения на официальном сайте закупок, которое на сайте размещено только 07.10.2015, в связи с этим комиссия относится критически к представленному протоколу, поскольку сведения об указанном номере извещения могли быть получены учреждением не ранее 07.10.2015 при размещении на сайте извещения о закупке и автоматической генерации сайтом номера извещения.

Подпунктом 14 пункта 9.2.1 раздела 9.2 Положения о закупках учреждения допускается осуществление закупки у единственного поставщика в случае принятия решения наблюдательным советом о заключении договора, стоимость которого не превышает 1000000,00 руб. с учетом налогов по одной сделке.

Учитывая, что наблюдательным советом учреждения закупка фактически санкционирована после ее совершения, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для квалификации рассматриваемых действий в качестве нарушения антимонопольного законодательства.

Закупка у единственного поставщика предполагает подачу коммерческого предложения и заключение договора с конкретным хозяйствующим субъектом, в связи с чем допущенные при проведении рассматриваемой закупки нарушения Закона № 223-ФЗ не привели к негативным последствиям для конкуренции.

Отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях в силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 8-01/294 прекратить, в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях МАУ ДОД «Центр развития детей и юношества» нарушения антимонопольного законодательства.

2. Обратить внимание МАУ ДОД «Центр развития детей и юношества» на ненадлежащую организацию и осуществление учреждением закупочной деятельности, оформление документов, составляемых в ходе осуществления указанной закупки, а также на необходимость принятия соответствующих организационных мер, в целях исключения впредь подобных случаев.

3. Направить материалы дела в Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны