Решение №027/01/18.1-1834/2020 Решение по жалобе ООО «Астралайн» на действия ОАО «РЖД» при... от 23 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей  начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

В присутствии представителей:

-ООО «Астралайн» - представитель по доверенности,

-ОАО «РЖД» - представители по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Астралайн» на действия ОАО «РЖД», материалы дела № 8-01/459 (027/01/18.1-1834/2020),

 

 

                                                                                                УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому  краю поступила жалоба  ООО «Астралайн» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 5399/ОАЭ-ДВОСТ/20 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и открытых территорий (извещение №32009609557).

Из жалобы ООО «Астралайн»  следует, что заказчиком неправомерно отклонены заявки заявителя на участие в открытом аукционе по лотам №1, №2 в связи с несоответствием банковской гарантии необходимым требованиям аукционной документации.

Представители ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 22.12.2020 №192/ДВост дополнительно пояснив в заседании Комиссии, что ООО «Астралайн»   в качестве обеспечения заявок по лотам №1, №2 представлены банковские гарантии №БС-0005379/20 от 10.11.2020. по лоту №1 и №БС-0005390/20 от 10.11.2020 по лоту №2, выданные ПАО «Росгосстрах Банк». ПАО «Росгосстрах Банк» отсутствует в перечне банков, приведенном на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Тендеры». В связи с чем, соответствие банка требуемым критериям осуществлялось по информации, размещенной на сайте Центрального банка Российской Федерации, в результате чего установлено, что по состоянию на 01.11.2020 размер собственных средств (капитала) («базель III») по форме 123 составляет 17 421 993 руб. при этом на протяжении предшествующих 6 месяцев данный показатель достигал максимального значения в размере 18 229 499 руб.  по состоянию на 01.08.2020. Таким образом, ООО «Астралайн» в обеспечение заявок представлены банковские гарантии не соответствующие требованиям аукционной документации.

Рассмотрение жалобы ООО «Астралайн» Комиссией Хабаровского УФАС России откладывалось в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции до 16.00 ч. 23.12.2020 в связи с технической невозможностью подключения ООО «Астралайн» к заседанию по рассмотрению дела посредством видеоконференц-связи.

Комиссия Хабаровского УФАС заслушав представителей лиц,  участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

В силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с  частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках); требования к участникам закупки (пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

23.10.2020 ОАО «РЖД» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32009609557  о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №5399/ОАЭ-ДВОСТ/20 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и открытых территорий (лот №1, №2).

Дата начала срока подачи заявок – 23.10.2020.

Дата и время окончания подачи заявок – 16.11.2020 02:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 17.11.2020.

Дата начала срока подачи ценовых предложений – 20.11.2020.

Дата и время окончания подачи ценовых предложений – 20.11.2020 09:10

Дата проведения квалификационного отбора – 03.12.2020.

Дата подведения итогов – 03.12.2020.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту №1 – 8 907 789,67 руб.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту №2 – 66 779 316,22 руб.

Пунктом 3.14.7 аукционной документации установлено, что во второй части аукционной заявки должны быть представлены заявка на участие в аукционе, подготовленная по форме заявки участника, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации (подпункт 3.14.7.1 аукционной документации); документы, подтверждающие внесение обеспечения аукционной заявки (если в извещении и части 1 аукционной документации содержится данное требование и участником выбран способ обеспечения – предоставление банковской гарантии) (подпункт 3.14.7.3 аукционной документации).

В соответствии с пунктом 3.16.1 аукционной документации обеспечение аукционной заявки может быть представлено как в форме внесения денежных средств, так и в форме банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником аукциона. Предоставление обеспечения иным способом не допускается.

При выборе способа обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник должен предоставить  банковскую гарантию,  выданную одним из банков, размер собственных средств (капитала) которого («Базель III») по форме 123 на последнюю отчетную дату и в течение предыдущих шести месяцев составляет не менее двадцати миллиардов рублей в соответствии с информацией, размещенной Центральным банком Российской Федерации на сайте www.cbr.ru или одним из банков, согласно перечню, приведенному на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Тендеры» (подраздел «Нормативные документы»). Срок действия банковской гарантии должен составлять  не менее 120 (ста двадцати) дней со дня окончания срока подачи аукционных заявок. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям аукционной документации, изложенным в пункте 3.16 аукционной документации. Рекомендуемая форма банковской гарантии представлена в приложении № 3.1 аукционной документации (подпункт 3.16.6 аукционной документации).

Обеспечение аукционной заявки может быть оформлено в виде отдельной банковской гарантии по каждому лоту либо в виде одной банковской гарантии на общую сумму гарантии по всем лотам, на которые участник подает аукционные заявки (подпункт 3.16.7 аукционной документации).

Банковская гарантия должна быть оформлена в пользу заказчика (подпункт 3.16.8 аукционной документации).

Обеспечение заявки в виде банковской гарантии оформляется в соответствии с требованиями §6 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящей аукционной документации (подпункт 3.16.9 аукционной документации).

Основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является несоответствие банковской гарантии условиям, изложенным в аукционной документации (подпункт 3.16.14 аукционной документации).

Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок №5399/ОАЭ-ДВОСТ/20/1 от 18.11.2020, что заявки участника №1 по лоту №2, а также участника №7 по лоту №2 отклонены.  Соответствуют требованиям технического задания аукционной документации и допускаются к участию по лоту №1 заявки участников  №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9. По лоту №2 соответствуют требованиям технического задания аукционной документации заявки участников №2, №3, №4, №5, №6, №8.

Протоколом сопоставления ценовых предложений от 20.11.2020 по лоту №1 ценовое предложение подали участники №1, №3, №4, №5, №6, №7, №8.

В соответствии с протоколом сопоставления ценовых предложений от 20.11.2020 по лоту №2 ценовое предложение подали участники №3, №4, №5, №6, №8.

На основании протокола заседания конкурсной комиссии Дальневосточной железной дороги от 03.12.2020 №46 о подведении итогов открытого аукциона победителем аукциона №5399/ОАЭ-ДВОСТ/20 по лоту №1 признан участник №1 ООО «Мастерок», предложившего лучшую цену по итогам ранжирования заявок. Победителем аукциона по лоту №2 признан участник №6 ООО «Эком-ДВ».

Из приложения №1 к протоколу заседания конкурсной комиссии от 03.12.2020 №46 о рассмотрении вторых частей заявок следует, что по лоту №1 всего поступило 9 заявок: №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9. По лоту №2 всего поступило 8 заявок: №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8. По лоту №1 заявка участника №3 отклонена в связи с представлением банковской гарантии, не соответствующей требованиям аукционной документации.   По лоту №2 заявки участников №2, №3 отклонены по тому же основанию. Соответствуют квалификационным требованиям и допускаются к участию по лоту №1 заявки участников №1, №2, №4, №5, №6, №7, №8, №9. По лоту №2 соответствуют квалификационным требованиям и допускаются к участию заявки участников №4, №5, №6.

Из заявки ООО «Астралайн» следует, что им представлена банковская гарантия, выданная банком ПАО «Росгосстрах Банк» 10.11.2020 года.

На сайте www.rzd.ru в разделе «нормативные документы», «тендеры» размещены перечень банков, чьи банковские гарантии ОАО «РЖД» принимает для обеспечения заявки и перечень банков, чьи банковские гарантии принимаются в качестве обеспечения надлежащего исполнения договора (и возврата авансов). В указанных перечнях отсутствует банк ПАО «Росгосстрах Банк».

Участник должен предоставить банковскую гарантию, выданную одним из банков, размер собственный средств (капитала) которого («базель III») по форме на последнюю отчетную дату и в течение предыдущих шести месяцев составляет не менее двадцати миллиардов рублей в соответствии с информацией, размещенной Центральным банком Российской Федерации на сайте www.cbr.ru или одним из банков, согласно перечню, приведенному на сайте ОАО «РЖД».

Согласно информации с сайта Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru установлено, что по состоянию на 01.11.2020 размер собственных средств (капитала) ПАО «Росгосстрах Банк» по форме 123 составляет 17 421 993 руб., также на протяжении предшествующих 6 месяцев данный показатель достигал максимального значения в размере 18 229 499 руб., по состоянию на 01.08.2020.

ПАО «Росгосстрах Банк», выдавший ООО «Астралайн» банковскую гарантию не соответствует пункту 3.16.6 аукционной документации, что является основанием отклонения аукционной заявки.

Исходя  из обстоятельств дела, жалобу  ООО «Астралайн» на  действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

                                              

                                              РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Астралайн» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 5399/ОАЭ-ДВОСТ/20 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и открытых территорий (извещение №32009609557) необоснованной.

      

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны