Решение №027/10/18.1-220 /2021 Решение по жалобе ИП Элмасяна на действия АО «ДГК». от 19 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего заместителя руководителя управления, членов Комиссии: начальника отдела контроля органов власти, главного специалиста-эксперта Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей от:
- АО «ДГК», АО «РусГидроСнабжение», ИП Элмасян - о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Элмасян, материалы дела №8-01/20(027/10/18.1- 220/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Элмасяна на действия АО «ДГК» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки центробежных питательных насосов горизонтального исполнения (извещение №32009505460).
Как следует из жалобы, закупочной комиссией необоснованно не допущены к участию в закупке организации, подавшие заявки на участие в закупке, в качестве основания отказа в допуске к участию в закупке указано «не допускаются запросы со стороны организатора, а также ответы со стороны со стороны участников, изменяющие суть заявки (предмет, объем, цена, номенклатура предлагаемой участником продукции».
От АО «РГС» (организатора закупки) поступили письменные возражения от 18.02.2021 №46 на жалобу, согласно которым в связи с истечением установленного статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) срока на обжалование правовые основания для принятия и рассмотрения жалобы отсутствуют, ИП Элмасян С.С. заявку на участие в закупке не подавал, положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок не оспаривал, в связи с чем проводимая закупка его права не нарушает.
Жалоба рассматривается комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
От заявителя и АО «ДГК» поступили ходатайства об участии в заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи, по техническим причинам подключение к видеоконференцсвязи осуществить не удалось.
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения, а также требования к участникам и к закупаемым товарам, работам, услугам.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; место, условия, сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты 2, 3, 4, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Таким образом, именно заказчик в соответствии с действующим законодательством и Положением о закупках устанавливает порядок проведения закупки.
18.09.2020 на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru АО «ДГК» размещено извещение №32009505460 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку центробежных питательных насосов горизонтального исполнения для нужд АО «ДГК», конкурсная документация. Срок подачи заявок – с 18.09.2020 по 23.11.2020. Дата подведения итогов — 29.01.2021. Начальная (максимальная) цена договора – 96 947 141,67 руб.
Закупочной документацией установлены требования к закупаемому товару, также установлена возможность поставки эквивалента с характеристиками (параметрами) не хуже указанных в технических требований.
Как следует из закупочной документации, в рамках процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок организатор закупки вправе направить в адрес участника дополнительный запрос разъяснений и (или) дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки (пункт 410.1), при этом не допускаются запросы со стороны организатора, а также ответы со стороны участников, изменяющие суть заявки (предмет, объем, цена, номенклатура предлагаемой участником продукции) (пункт 4.10.2).
Как следует из протоколов от 23.11.2020 №1/В, от 13.01.2021 №2/Р, от 29.01.2021 №4/ВП, на участие в конкурсе поступило 8 заявок, 6 заявок отклонены по различным основаниям, 3 из которых (ООО ТД «Промоборудование», ООО «Пермский завод энергетического оборудования», ООО «Промтехкомлект») отклонены в том числе по причине того, что в ответе на дополнительный запрос участниками предоставлено скорректированное техническое предложение, изменяющее параметры предлагаемого к поставке товара, чем нарушен пункт 4.10.2 документации о закупке. Победителем признано ООО «ЭнергоФронт».
Договор по результатам закупки заключен 15.02.2021.
ИП Элмасян С.С. в закупке участия не принимал.
По вопросу отклонения заявок Комиссия Хабаровского УФАС России полагает необходимым отметить, что в соответствии с закупочной документацией установлена возможность дополнительного запроса, однако при этом не должна изменяться суть поданной заявки.
Данное условие применяется в равной мере ко всем участникам закупки, в связи с чем не может признаваться ограничением конкуренции, а напротив, установленная возможность изменения поданной заявки после истечения срока на подачу заявок может привести к ограничению конкуренции в ходе проведения закупки.
Учитывая, что предприниматель заявку на участие в закупке не подавал, срок на подачу заявок, во время которого возможно обжалование положений закупочной документации лицом, не подавшим заявку на участие в закупке, истек, в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявитель не обладает правом на обжалование закупочной документации.
Кроме того, закупочная документация предполагает возможность поставки эквивалентной продукции.
Таким образом, установленный закупочной документацией порядок рассмотрения заявок Закону о закупках не противоречит, в действиях заказчика, организатора закупки нарушения не установлены, в связи с чем комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя С.С. Элмасяна на действия АО «ДГК» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки центробежных питательных насосов горизонтального исполнения (извещение №32009505460) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.