Решение №14 Решение № 14 и предписание № 3 в отношении МО ДОСААФ России ... от 28 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 14
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2017 года.
Решение изготовлено в полном объёме 28 июня 2017 года.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <….>, рассмотрев дело №3-1/100 по признакам нарушения МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п.Чегдомын, ул. Пушкина, 50) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившегося в совершении действий по установлению и применению стоимости (цены) предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе предоставления автомобиля для сдачи экзамена в ГИБДД  в 2016 году, в присутствии на заседании:
<….>
Заявитель <….>в заседаниях Комиссии участия не принимала, явку своих представителей не обеспечила, письмом от 21.11.2016 уведомила Комиссию об имеющихся препятствиях в присутствии на заседании Комиссии и просила провести рассмотрение дела без её участия. 
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 30 мая 2016 года поступило заявление <….>на действия Местного отделения ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по установлению высокой цены услуги пересдачи практического экзамена в ГИБДД на право управления транспортным средством категории «В» в п. Чегдомын Верхнебуреинского района.
Как следует из заявления, 25 апреля 2016 года <….> обратилась в «Автошколу ДОСААФ» (наименование указано в заявлении) с целью пересдачи практического экзамена, а именно экзамена «город», являющегося последним из трёх этапов экзамена, принимаемого инспектором ГАИ, на получение права управления транспортным средством категории «В». Остальные этапы экзамена <….>сдала в городе Хабаровске в автошколе «Спутник». Согласно информации «Автошколы ДОСААФ» стоимость экзамена составляет 5030,00 рублей.
В целях рассмотрения заявления <….> Хабаровское УФАС России запросило у МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края документы и информацию, связанные с оказанием <….> услуги предоставления автомобиля для сдачи практического экзамена в ГИБДД, в том числе с установлением цены данной услуги.

В соответствии с пунктом 2 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» (далее – Правила проведения экзаменов), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097, проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений (далее – подразделения Госавтоинспекции).
Согласно пункту 3 Правил проведения экзаменов проведение экзаменов у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции по месту обращения указанных лиц.
Сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 5 Правил проведения экзаменов).
Пунктом 6 Правил проведения экзаменов установлено, что экзамены состоят из теоретического и практических экзаменов – экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
Экзамены принимаются в следующей последовательности:
а) теоретический экзамен;
б) экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством;
в) экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
В силу пункта 15 Правил проведения экзаменов практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению №3.
Согласно пункту 16 Правил проведения экзаменов при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих настоящим Правилам, допускается их проведение с использованием учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Порядок определения соответствия условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям настоящих Правил определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Хабаровское УФАС России рассмотрело документы и информацию, направленные письмом МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 18.07.2016 №31, по вопросам оказания услуги обучения водителей транспортных средств, в том числе приёма (сдачи) экзаменов.
Как следует из поступивших в Хабаровское УФАС России документов и информации приказом МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 01.04.2016 №25 с 01 апреля 2016 года установлена стоимость предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе:
1. Предоставление компьютерного класса для тренировки и сдачи теоретического экзамена в ГИБДД – бесплатно.
2. Стоимость одного часа вождения автомобиля для тренировки. Стоимость одного часа автомобиля для тренировки принимается равной стоимости одного часа вождения согласно смете расходов на 2016 год – 1400 рублей.
3. Стоимость предоставления автомобилей для сдачи экзаменов в ГИБДД. Стоимость предоставления автомобиля для сдачи в ГИБДД определяется исходя из приказа МВД РФ от 20.10.2015 №995 п. 103 и п. 116, итого до двух часов вождения автомобиля 1400 руб. х 2 часа = 2800 руб., учитывая платёжеспособность населения принимаем 2000 руб. – 2000 рублей.
По информации МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края цены на оказываемые услуги обучения водителей транспортных средств, предоставления автомобилей для сдачи экзаменов в ГИБДД определяются на основании «Сметы расходов на профессиональное обучение водителей транспортных средств» (далее – Смета расходов на обучение), которая составляется главным бухгалтером и утверждается председателем МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. В расчётах учитываются расходы на заработную плату сотрудников, расходы на содержание и ремонт транспортных средств, расходы на хозяйственную деятельность.
В то же время в ходе рассмотрения заявления установлено, что не все расходы, учитываемые в Смете расходов на обучение, обоснованы (как по наименованию, так и по размеру) и подтверждены документально (например, расчёт расходов на заработную плату, расходы на приобретение учебных автомобилей, некомпенсированные затраты (убытки) от подготовки граждан по ВУС, размер рентабельности), что свидетельствует о наличии в действиях МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по установлению и применению стоимости (цены) предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД в 2016 году, признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Также в связи с рассмотрением заявления <….>Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств (в том числе услуги по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами) на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, в том числе в п. Чегдомын.
За временной интервал исследования рынка оказания услуг по обучению водителей автотранспортных средств (в том числе услуги по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами) на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в соответствии с целями исследования, в связи с целесообразностью изучения ретроспективных характеристик рынка принят период 2015 год и I полугодие 2016 года.
В качестве продуктовых границ товарного рынка в целях проведения исследования приняты услуги обучения водителей автотранспортных средств (в том числе услуги по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами).
В качестве географических границ рынка в соответствии с целью исследования и предметом обращения заявителя рассматривается рынок услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке водителей автотранспортных средств (в том числе услуг по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами) в границах населённых пунктов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, в том числе п. Чегдомын.
 По результатам данного анализа установлено, что МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в исследуемый период времени является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, и имеет признаки доминирующего положения на этом товарном рынке.

Таким образом, в процессе рассмотрения заявления <….>Хабаровским УФАС России установлены признаки доминирующего положения МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств (в том числе услуги по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами) на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, в том числе в п. Чегдомын, и признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по установлению и применению стоимости (цены) предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД в 2016 году.

По вышеизложенным обстоятельствам приказом Хабаровского УФАС России от 30 августа 2016 года №848 возбуждено дело №3-1/100 по признакам нарушения МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п.Чегдомын, ул. Пушкина, 50) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Согласно пункту 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции потребитель – это юридическое или физическое лицо, приобретающее товар.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

20 февраля 2017 года на адрес электронной почты Хабаровского УФАС России поступило письмо МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 20.02.2017 №13 с ходатайством о продлении до 14.04.2017 срока представления информации запрошенной определением Хабаровского УФАС России от 28 ноября 2016 года об отложении дела №3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 01.12.2016 №3/13722).
Комиссия приняла решение об удовлетворении данного ходатайства МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 20.02.2017 №13 о продлении срока представления информации запрошенной определением Хабаровского УФАС России от 28 ноября 2016 года об отложении дела №3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 01.12.2016 №3/13722).

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей МО ДОСААФ Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Комиссия пришла к следующим выводам:
МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам, программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий «А», «В», «С», «Е», военных водителей транспортных средств категории «С», на основании «Лицензии на право ведения образовательной деятельности» от 11.11.2011, регистрационный №552, выданной Министерством образования и науки Хабаровского края.
По информации МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края стоимость услуги предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД устанавливается исходя из стоимости 1 часа вождения автомобиля. Стоимость 1 часа вождения автомобиля рассчитываются в Смете расходов на обучение.
Смета расходов на обучение на 2016 год утверждена 14.01.2016 председателем МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края <….>

Комиссия рассмотрела Смету расходов на обучение на 2016 год.
Расчёт стоимости 1 часа вождения в Смете расходов на обучение на 2016 год проведён на основании плана-задания на 2016 год, согласно которому предельная численность контингента обучающихся составляет 180 человек, в том числе:
– водитель автомобиля категории «В» – 150 человек;
– водитель автомобиля категории «С» – 20 человек;
– водитель автомобиля категории «СЕ» – 10 человек.
Исходя из программы обучения, общее количество часов вождения составляет 10000 часов, в том числе:
– водитель автомобиля категории «В» – 8400 часов вождения;
– водитель автомобиля категории «С» – 1440 часов вождения;
– водитель автомобиля категории «СЕ» – 160 часов вождения.

Как следует из Сметы расходов на обучение на 2016 год, в расчёт стоимости 1 часа вождения МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края включает расходы на заработную плату с отчислениями мастеров производственного обучения вождению, расходы на приобретение учебных автомобилей, расходы на заработную плату с отчислениями административно-управленческого и вспомогательного персонала, расходы на хозяйственную деятельность, некомпенсированные затраты (убытки) от подготовки граждан по ВУС (по соглашению с Министерством обороны Российской Федерации). Также в расчёт стоимости 1 часа включены отчисления вышестоящей организации в размере 8%. Рентабельность установлена на уровне 10%.
По мнению Комиссии, часть расходов, включённых МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в расчёт стоимости 1 часа вождения автомобиля, не являются расходами, необходимыми для оказания услуги предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе услуги предоставления автомобиля для сдачи экзаменов в ГИБДД.

Расходы на заработную плату мастеров производственного обучения вождению рассчитаны исходя из заработной платы 1 сотрудника в размере 35000,00 рублей в месяц, фонда рабочего времени 156 часов в месяц и количества часов вождения в объёме 10000 часов в год.
Также в расходы на заработную плату мастеров производственного обучения вождению включены расходы на оплату отпускных в размере 72 календарных дней для районов, приравненных к районам Крайнего Севера.
Рассмотрев расчёт расходов на заработную плату мастеров производственного обучения вождению, Комиссия установила, что рассчитывая размер расходов на заработную плату мастеров производственного обучения вождению, включённых в стоимость 1 часа услуги, МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края учитывает заработную плату в полном объёме 1 сотрудника за полностью отработанный им месяц. То есть, расчёт расходов производится путём деления заработной платы в полном объёме, начисленной сотруднику за весь месяц, на количество часов, которое этот сотрудник должен отработать за весь месяц. Затем, путём умножения полученного результата на общее количество часов практического обучения (вождения) за год (согласно плану-заданию) определяется сумма расходов на заработную плату в год, после чего к этой сумме добавляются расходы на оплату отпусков. При применении такого способа расчёта расходов на заработную плату мастеров производственного обучения вождению получается, что один и тот же сотрудник работал полный месяц, получил за это заработную плату, и, одновременно, он в этот месяц находился в ежегодном оплачиваемом отпуске.
По мнению Комиссии, расходы на заработную плату мастеров производственного обучения вождению, рассчитанные исходя из заработной платы 1 сотрудника в размере 35000,00 рублей в месяц, фонда рабочего времени 156 часов в месяц и количества часов вождения в объёме 10000 часов в год, уже содержат в себе расходы, связанные с оплатой отпусков сотрудников.
Дополнительное включение в расходы на заработную плату мастеров производственного обучения вождению расходов, связанных с оплатой отпусков, ведёт к увеличению стоимости 1 часа вождения, предоставления автомобиля.

Расходы на приобретение учебных автомобилей приняты МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края как средняя стоимость 1 автомобиля, оборудованного дополнительными педалями, видеорегистраторами и прочим оборудованием, и составляют 500000,00 рублей.
Как следует из расчёта расходов на приобретение учебных автомобилей, МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края учитывает в стоимости 1 часа вождения автомобиля денежные средства на приобретение 1 нового автомобиля, то есть каждый год должен приобретаться новый автомобиль и вся сумма, уплаченная за покупку автомобиля, включается в расчёт стоимости 1 часа вождения в качестве расходов на приобретение учебных автомобилей.
В соответствии с частью 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100000 рублей.
Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 258 Налогового кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 утверждена «Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация основных средств).
Согласно Классификации основных средств автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2) отнесены к третьей группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Амортизация – это исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Амортизационные отчисления накапливаются посредством откладывания их из выручки за проданную продукцию. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений предприятия, организации определяется в виде доли первоначальной стоимости объектов, представляющих основные средства. Нормативное значение этой доли является нормой амортизации.
По вышеизложенным обстоятельствам, Комиссия приходит к выводу, что планируемые расходы на приобретение учебных автомобилей формируются за счёт производимых амортизационных отчислений и не подлежат включению в расчёт стоимости услуги одной суммой в размере полной стоимости автомобиля. 
Кроме того, по информации МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края фактически в оказании услуги обучения водителей транспортных средств и услуги предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД в 2014 – 2016 годах участвовали 15 транспортных средств, в том числе 10 легковых автомобилей, 2 грузовых автомобиля, 1 самосвал, 1 мотоцикл, 1 мопед.
Как следует из представленных документов обучение водителей осуществляется на автомобилях ВАЗ 21063 (4 автомобиля) 1992 и 1993 годов выпуска, ВАЗ 2103 (1 автомобиль) 1978 года выпуска, ВАЗ 2104 (1 автомобиль) 1987 года выпуска, ВАЗ 21051 (1 автомобиль) 1992 года выпуска, Toyota Corolla (1 автомобиль) 1991 года выпуска, Mitsubishi-lancer-cedia (1 автомобиль) 2002 года выпуска, Kia Morning (1 автомобиль) 2008 года выпуска, ЗиЛ 4502 (1 автомобиль) 1981 года выпуска, Урал 4320-0010-31 (1 автомобиль) 2010 года выпуска, Урал 43206-0011 (1 автомобиль) 2006 года выпуска, а также на мотоцикле Sonik YH150-RC 2012 года выпуска и мопеде TMEC 50Q 2014 года выпуска.
Анализ представленных документов и информации, в частности о годах выпуска указанных транспортных средств, свидетельствует об отсутствии новых автомобилей, в том числе легковых автомобилей  приобретённых в 2014 – 2016 годах, и свидетельствует о том, что расходы на приобретение учебных автомобилей, хотя и включены в расчёт стоимости 1 часа вождения в объёме 500000,00 рублей, фактически не производились, то есть автомобили не приобретались.
Следовательно, по мнению Комиссии, у МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края отсутствовали основания для включения расходов на приобретение нового учебного автомобиля в полном объёме (500000,00 рублей) в расчёт стоимости 1 часа вождения автомобиля.

Расходы на заработную плату с отчислениями административно-управленческого и вспомогательного персонала рассчитаны МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края исходя из заработной платы сотрудников за двенадцать месяцев.
Также в расходы на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала включены расходы на оплату отпускных в размере 44 календарных дней для районов, приравненных к районам Крайнего Севера.
Рассмотрев расчёт расходов на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала, Комиссия установила, что рассчитывая размер расходов на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала, включённых в стоимость 1 часа вождения автомобиля, МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края учитывает заработную плату в полном объёме каждого сотрудника за полностью отработанный им год. То есть, расчёт расходов производится путём умножения заработной платы в полном объёме, начисленной сотруднику за один полностью отработанный месяц, на двенадцать месяцев.
При применении такого способа расчёта расходов на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала получается, что один и тот же сотрудник работал полностью весь год (все двенадцать месяцев), получил за весь этот год заработную плату, и, одновременно, он в какой-то период этого года находился в ежегодном оплачиваемом отпуске.
По мнению Комиссии, расходы на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала, рассчитанные исходя из заработной платы сотрудников за двенадцать месяцев, уже содержат в себе расходы, связанные с оплатой отпусков сотрудников. Дополнительное включение в расходы на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала расходов, связанных с оплатой отпусков, ведёт к увеличению стоимости 1 часа вождения автомобиля.

Некомпенсированные затраты (убытки) от подготовки граждан по ВУС (по соглашению с Министерством обороны Российской Федерации) включены в расчёт стоимости 1 часа вождения в размере 244400,00 рублей.
Данные расходы возникли у МО ДОСААФ Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в связи с исполнением соглашения с Министерством обороны Российской Федерации на подготовку граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в предыдущие периоды в связи с превышением расходов МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин над полученными доходами.
По мнению Комиссии, данные расходы не связаны с оказанием услуги предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе услуги предоставления автомобиля для сдачи экзаменов в ГИБДД. Включая в расчёт стоимости 1 часа вождения данные расходы, МО ДОСААФ России Верхнебуреинского района Хабаровского края перекладывает компенсацию получения убытков от реализации одной услуги на покупателей другой услуги.
Комиссия считает, что вышеуказанные расходы не являются необходимыми для оказания услуги предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе услуги предоставления автомобиля для сдачи экзаменов в ГИБДД в 2016 году.
Следовательно, у МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края отсутствовали основания для включения некомпенсированных затрат (убытков) от подготовки граждан по ВУС (по соглашению с Министерством обороны Российской Федерации) в расчёт стоимости 1 часа вождения автомобиля.

Учитывая в расчёте стоимости 1 часа вождения вышеуказанные расходы, МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края нарушает требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены услуги предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе услуги предоставления автомобиля для сдачи экзаменов в ГИБДД.

В ходе рассмотрения дела №3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств (в том числе услуги по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами) на территории населённых пунктов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в рамках которого проведено исследование с целью определения наличия (отсутствия) сопоставимых товарных рынков (товарных рынков, действующих в условиях конкуренции, сопоставимых по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование). По результатам данного анализа установлено отсутствие сопоставимых товарных рынков.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по установлению и применению стоимости (цены) предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе услуги предоставления автомобиля для сдачи экзамена в ГИБДД  в 2016 году нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края» по установлению и применению стоимости (цены) предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе предоставления автомобиля для сдачи экзамена в ГИБДД  в 2016 году могли привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, в том числе <….>Названные действия указывают на пренебрежительное отношение МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применениями арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и стаей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведённый в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
Согласно части 5 статьи 48.1 лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
05 июня 2017 года Комиссия приняла решение об отложении дела №3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции – в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела.
Копия заключения от 06 июня 2017 года об обстоятельствах дела №3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 06.06.2017 №3/4139) направлена лицам, участвующим в деле №3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии 14 июня 2017 года представитель МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района представил в Комиссию письмо МО ДОСААФ России Верхнебуреинского района от 08.06.2017 №30, содержащее возражения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении от 06 июня 2017 года об обстоятельствах дела №3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 06.06.2017 №3/4139).
Комиссия рассмотрела вышеуказанные возражения МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Как следует из текста возражений на заключение (письмо МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 08.06.2017 №30) МО ДОСААФ России Верхнебуреинского района Хабаровского края соглашается с доводами относительно расчёта отдельных статей затрат стоимости 1 часа вождения, изложенных в заключении от 06 июня 2017 года об обстоятельствах дела №3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 06.06.2017 №3/4139). Также в тексте возражений на заключение (письмо МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 08.06.2017 №30) содержится новая Калькуляцию на обучение на профессиональную подготовку водителей транспортных средств (стоимость 1 часа вождения), составленная с включением новых статей расходов и с применением иных способов определения размеров расходов, включённых в калькуляцию.
В то же время Комиссия констатирует, что Калькуляция на обучение на профессиональную подготовку водителей транспортных средств, содержащаяся в возражениях на заключение (письмо МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 08.06.2017 №30), не является отдельным, самостоятельным документом, на основании которого устанавливаются цены на услуги, оказываемые МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, в частности услуги предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе предоставления автомобиля для сдачи экзамена в ГИБДД.
По мнению Комиссии, данными возражениями МО ДОСААФ России Верхнебуреинского района Хабаровского края подтверждает, что цена услуги предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе предоставления автомобиля для сдачи экзамена в ГИБДД в 2016 году установлено на основании расчёта стоимости 1 часа вождения, составленного с нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вышеуказанные действия МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края квалифицируются как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и являются основанием для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА
1. Установить доминирующее положение МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края на рынке оказания услуг по обучению водителей автотранспортных средств (в том числе услуги по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами) на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, в том числе в п. Чегдомын.
2. Признать МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части совершения действий по установлению и применению стоимости (цены) предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе предоставления автомобиля для сдачи экзамена в ГИБДД  в 2016 году, которые могли привести к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей, в том числе <….>
3. Выдать МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


ПРЕДПИСАНИЕ № 3
28 июня 2017 года                                                                                 г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 июня 2017 года №14 по делу №3-1/100 о нарушении МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Пушкина, 50), пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в срок до 31 октября 2017 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий по установлению и применению стоимости (цены) предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе услуги предоставления автомобиля для сдачи экзамена в ГИБДД  в 2016 году.
2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания МО ДОСААФ России Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края установить экономически обоснованную стоимость (цену) предоставления учебно-материальной базы для подготовки и сдачи экзаменов в ГИБДД, в том числе услуги предоставления автомобиля для сдачи экзамена в ГИБДД, соответствующую требованиям статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 10 ноября 2017 года, с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны