Решение №141 Решение № 141 и предписание № 45 в отношении Совета депутато... от 29 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                     РЕШЕНИЕ № 141

 

                                                                                                                          г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2015г.

Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель  Комиссии:  <…>           - заместитель руководителя

                                                                                      Управления, начальник отдела

                                                                                      контроля органов власти; 

Члены Комиссии:               <…>                    - заместительначальника

                                                                              отдела контроля органов власти;   

                                     <…>- ведущий специалист-эксперт

                                                                              отдела  контроля органов власти;

 

   в присутствии представителей: 

Совет депутатов Хорского городского поселения  - <…>., председатель Совета депутатов, <…> (доверенность от 0912.2015),

рассмотрев дело № 8-01/322 по признакам нарушения Советом депутатов Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо  части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение прокуратуры района имени Лазо на действия администрации Хорского городского поселения, связанные ограничением конкуренции на рынке ритуальных услуг.

В ходе проведенной Хабаровским УФАС России проверки, на основании представленных прокуратурой района имени Лазо документов и информации, установлено, что Советом депутатов Хорского городского поселения  (далее – Совет депутатов) принято Положение «О погребении и похоронном деле на территории Хорского городского сельского поселения» (далее – Положение), утвержденное решением от 30.1.2013 № 5, пункты 1, 2, 5 статьи 3 которого нарушают антимонопольное законодательство.

При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснил что Положение принималось в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предыдущим составом Совета депутатов. Специализированная служба в городском поселении не создана.

Дополнительных документов в заседание Комиссии не представлено.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.

В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, принято решение Совета депутатов  Хорского городского поселения от 30.01.2013 № 5, в соответствии с которым утверждено  Положение.

Положением установлено, что организация похоронного дела осуществляется администрацией  через специализированную службу. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированной службой (п. 1 ст. 3).

Для осуществления своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие ритуальные услуги, должны заключать договоры со специализированной службой (п. 2 ст. 3).

Пунктом 5 статьи 3 Положения закреплено право специализированной службы на осуществление обслуживания, хозяйственной деятельности на общественных кладбищах.

Решением Совета депутатов Хорского городского поселения от 30.01.2013 № 5  принят Порядок деятельности общественных кладбищ и правила содержания мест погребения на территории Хорского городского поселения, которым специализированной службе переданы полномочия по осуществлению функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений, памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище).

Наделение специализированной службы функциями по обслуживанию муниципального общественного кладбища, в совокупности с возможностью осуществления контрольно-распорядительной и хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище приводит к созданию преимущественных условий деятельности для данной службы и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными субъектами, действующими на рынке оказания ритуальных услуг.родского послениятвления захоронения с ранее умершими, захоронения на 2Городлском адресатом волеизъявлений является специализ

Статьей 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Согласно статье 1 Закона о погребении погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту.

Также законодательством не предусмотрена возможность осуществления хозяйствующим субъектом на муниципальных общественных кладбищах какой-либо хозяйственной деятельности. Установление муниципальным правовым актом такой возможности ведет к созданию отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий осуществления деятельности, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг, недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.

Согласно Положению, обслуживание муниципальных кладбищ  и хозяйственная деятельность на них осуществляются только специализированной службой, тогда как иные хозяйствующие субъекты, оказывающие ритуальные услуги,  для осуществления своей деятельности должны заключать договор со специализированной службой, что ставит их деятельность в зависимость от усмотрения и интересов этой службы.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Наделение специализированной службы функциями по обслуживанию муниципальных общественных кладбищ, в совокупности с возможностью осуществления хозяйственной деятельности на муниципальных общественных кладбищах  может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг Хорского городского поселения, обеспечивает преимущественное положение специализированной службе на данном рынке услуг, соответственно пункты 1, 2, 5 статьи 3 Положения противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать первое предложение пункта 1 в части слов «специализированную службу», пункты 2, 5 статьи 3 Положения о погребении и похоронном деле на территории Хорского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Хорского городского поселения от 30.01.2013 № 5, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Совету депутатов Хорского городского поселения предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ  № 45

        18 декабря 2015 год                                                                   г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

<…>-  заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти;    

Члены Комиссии: <…>-  заместитель начальника отдела контроля органов власти; <…>- ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 17.12.2015 №   по делу № 8-01/322 о нарушении Советом депутатов Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо части 1 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Хорского городского поселения в срок до 01.02.2016 изменить пункты 1, 2, 5 статьи 3 Положения о погребении и похоронном деле на территории Хорского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Хорского городского  поселения от 30.01.2013 № 5, в части исключения из первого предложения пункта 1 слов «специализированную службу», пунктов 2, 5 из статьи 3 Положения о погребении и похоронном деле на территории Хорского городского поселения.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России  не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны