Решение №142 Решение № 142 и предписание № 46 в отношении Совета депутато... от 29 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 142
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2015г.
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>. - заместитель руководителя
Управления, начальник отдела
контроля органов власти;
Члены Комиссии: <…> - заместитель начальника
отдела контроля органов власти;
<…> - ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей:
Совет депутатов Хорского городского поселения - <…>, председатель Совета депутатов, <…> (доверенность от 0912.2015),
рассмотрев дело № 8-01/323 по признакам нарушения Советом депутатов Хорского городского сельского поселения частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение прокуратуры района имени Лазо на действия администрации Хорского городского поселения (далее – Администрация), связанные с ограничением конкуренции на рынке ритуальных услуг.
В ходе проведенной Хабаровским УФАС России проверки, на основании документов и информации, представленных прокуратурой района имени Лазо, установлено, что Советом депутатов Хорского городского поселения (далее – Совет депутатов) принят Порядок деятельности общественных кладбищ и правила содержания мест погребения на территории Хорского городского поселения (далее – Порядок), утвержденный решением от 30.01.2013 № 5, отдельные положения которого нарушают антимонопольное законодательство.
При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснил, что Порядок принимался в 2013 году, подписан прежним главой поселения. Порядок на соответствие антимонопольному законодательству не проверялся, и в ближайшее время будет пересмотрен.
Дополнительных документов в заседание Комиссии не представлено.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, принято решение Совета депутатов от 30.01.2013 № 5, которым утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ и правила содержания мест погребения на территории Хорского городского поселения.
В соответствии с Порядком каждое захоронение регистрируется специализированной службой в журнале установленной формы, утвержденной главой городского поселения (п. 2 ст. 2). Время и место погребения устанавливаются специализированной службой по согласованию с лицами, указанными в части 2 статьи 2 (п. 3 ст.2). Захоронения в семейную (родовую) могилу урн с прахом, а также изъятие из нее допускается только с разрешения специализированной службы (п. 8 ст. 2). Перезахоронение останков умерших допускается не ранее чем через один год с момента погребения, с разрешения специализированной службы (п. 13 ст. 2).
В соответствии с Порядком установление, переделка, снятие памятников, мемориальных досок и других намогильных сооружений, проведение работ по благоустройству могил производится с предварительного уведомления специализированной службы по содержанию общественных кладбищ (п. 2.1 ст. 3), специализированная служба уведомляет супруга, близких родственников …о пришедших в ветхость (негодность) намогильных сооружениях, … и требует приведение их в надлежащее состояние в разумный срок…. (п. 3 ст. 3).
Специализированная служба в числе прочего обязана вести учет захоронений, производимых на общественных кладбищах, обеспечивать соблюдение настоящего Порядка, выделение (отвод) мест для захоронений на территории кладбищ, предупреждение нарушений настоящего Порядка, норм и правил захоронений, выявление захоронений, не отвечающих санитарным и иным нормам и правилам на территории кладбищ; обеспечение режима допуска транспортных средств на территорию кладбищ; инвентаризацию мест захоронений (ст. 5).
Посетители кладбища имеют право производить замену намогильных сооружений (надгробий) по согласованию со специализированной службой; на территорию кладбища запрещено въезжать на транспортных средствах без специального разрешения, оформляемого специализированной службой; посетители-инвалиды и престарелые могут пользоваться легковым транспортом для проезда на территорию кладбища с разрешения специализированной службы (ст. 5).
Из приведенных норм следует, что специализированная служба наделена полномочиями на осуществление функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений и памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище и т.д.
Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности специализированной службы по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.
Специализированная служба по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления. В данном случае специализированная служба является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Поскольку пунктами 2, 3, 8 статьи 2, пунктом 3 статьи 3, абзацем 1, пунктами 1, 2, 8, 11 статьи 5,подпунктом 4 пункта 2 подпунктом 8 пункта 4, пунктом 5 статьи 5(2) Порядка специализированная служба наделена рядом полномочий контрольно-распорядительного характера, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, Комиссия приходит к выводу о несоответствии данных положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 17.12.2015 № 141 пункты 1, 2, 5 статьи 3 Положения о погребении и похоронном деле на территории Хорского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Хорского городского поселения от 30.01.2013 № 5, в части предоставления специализированной службе права осуществления обслуживания и ведения хозяйственной деятельности на муниципальных общественных кладбищах, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наделение специализированной службы полномочиями контрольно-распорядительного характера с возложением на такую службу функций по содержанию и обслуживанию муниципальных общественных кладбищ обеспечивает ей более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах, что может привести к негативным последствиям для конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таком положении Комиссия приходит к выводу, что поименованные положения Порядка также не соответствуют части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать пункты 2, 3, 5, 8, 13 статьи 2 в части слов «специализированной службой», пункт 2.1 в части слов «специализированной службы», пункт 3 статьи 3 в части слов «требует приведение их в надлежащее состояние», абзац 1 статьи 5 в части слов «обязана вести учет захоронений, .. обеспечивать», пунктами 1, 2, 8, 11 статьи 5, подпункт 4 пункта 2, подпункт 8 пункта 4, пункт 5 статьи 5(2) в части слов «специализированной службой» Порядка деятельности общественных кладбищ и правил содержания мест погребения на территории Хорского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Хорского городского поселения от 30.01.2013 № 5, нарушающими части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов Хорского городского поселения предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 46
23 декабря 2015 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>- заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти; члены Комиссии: <…>- заместитель начальника отдела контроля органов власти; <…>– ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 18.12.2015 № 142 по делу № 8-01/323 о нарушении Советом депутатов Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо частей 1, 3 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов Хорского городского поселения в срок до 01.02.2015 изменить Порядок деятельности общественных кладбищ и правила содержания мест погребения на территории Хорского городского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Хорского городского поселения от 30.01.2013 № 5, путем исключения:
- из пунктов 2, 3, 5, 8, 13 статьи 2 слов «специализированной службой»,
- из пункта 2.1 слов «специализированной службы», пункта 3 статьи 3 слов «требует приведение их в надлежащее состояние»,
- из абзаца первого статьи 5 слов «обязана вести учет захоронений, ….. обеспечивать»,
- пунктов 1, 2, 8, 11 статьи 5,
- из подпункта 4 пункта 2, подпункта 8 пункта 4 пункта 5 статьи 5(2) слов «специализированной службой».
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).