Решение №15 Решение Хабаровского УФАС России № 15 в отношении ФГУП «ГУСС... от 26 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

РЕШЕНИЕ № 15

                                                                                                      г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

в присутствии представителей:

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» – ... (доверенность от 17.10.2014 № 4),

ООО «Компания Мастер Фуд» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,

рассмотрев дело № 8-01/1 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение военной прокуратуры Восточного военного округа о проверке правомерности заключения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» договоров с единственным поставщиком. В ходе проведенной проверки установлено, что предприятием с ООО «Компания Мастер Фуд» без проведения конкурентных процедур заключен договор поставки столового и кухонного оборудования, в связи с чем возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела откладывалось до 17.02.2015, в заседании комиссии объявлялся перерыв до 19.02.2015.

Представитель предприятия в заседании комиссии пояснила, что заключение договора поставки с обществом, как единственным поставщиком, обусловлено длительными сроками согласования номенклатуры закупаемого товара, поздним получением рабочей документации. Учитывая сроки строительства и поручения министра обороны России о необходимости завершения строительства объекта в установленные сроки, принято решение о заключении договора поставки без проведения конкурентных процедур.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

01.07.2014 между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП «Спецстройинжиниринг» при Спецстрое России» заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ, ведение авторского надзора, необходимые для ввода в эксплуатацию объекта «Строительство, реконструкция объектов Владивостокского президентского кадетского училища на 560 человек и комплекса зданий и сооружений филиала ВУНЦ ВМФ «ВМА» на территории военного городка № 27 в г. Владивостоке».

Окончательный срок выполнения работ в соответствии с пунктом 5.2 контракта: строительно-монтажные работы до 25.08.2014, окончательная приемка объекта - 25.02.2015. Контракт действует до 31.12.2015.

Календарный план производства работ по объекту утвержден 10.07.2014.

Предусмотренные контрактом работы и услуги переданы ФГУП «Спецстройинжиниринг» при Спецстрое России» по договору субподряда от 24.07.2014 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России». Договором субподряда предусмотрены аналогичные сроки выполнения работ.

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещения о проведении закупок у единственного поставщика ООО «Компания Мастер Фуд» от 23.06.2014 № 31401268493 на поставку столового и кухонного оборудования, от 24.07.2014 № 31401369286 на поставку душ-кабин, от 29.07.2014 № 31401380373 на поставку мебели.

С обществом заключены договоры поставки от 03.07.2014, 25.07.2014, 13.08.2014. Договором поставки столового и кухонного оборудования предусмотрен срок поставки не более 45 дней со дня заключения договора, договором поставки душ-кабин поставка товара предусмотрена не позднее сорока дней после оплаты заказчиком аванса, договором поставки мебели срок поставки определен не позднее 26.08.2014.

В обоснование закупки у единственного поставщика предприятием приведена ссылка на пункт 9 статьи 22 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд предприятия, утвержденного начальником предприятия в последней редакции от 20.06.2014, а именно, наличие условий невозможности исполнения договорных обязательств заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий необходима определенная продукция, приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно, в связи со срывом сроков утвержденного графика строительства объекта и своевременного ввода объекта в эксплуатацию.

Положением о закупках установлены способы закупок предприятием товаров, работ, услуг – открытый аукцион в электронной форме, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В среднем срок проведения таких закупок, как запрос предложений, запрос котировок, составляет 23-27 дней. При проведении торгов только на информационное обеспечение затрачивается не менее 20 дней.

В приведенных в Положении о закупках терминах и определениях под закупкой у единственного поставщика понимается процедура закупки, в результате которой заказчиком заключается договор с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Положения о закупках осуществление закупки у единственного поставщика допускается в случаях, определенных статьей 22 настоящего Положения.

Перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика предусмотрен статьей 22 Положения, к числу которых относится возникновение условий невозможности исполнения договорных обязательств заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий, когда необходима определенная продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно. Данный пункт применяется при: - срыве срока утвержденного графика строительства объекта и своевременного ввода объекта в эксплуатацию; - срыве сроков поставки продукции контрагентом; - поставке некачественной продукции контрагентом; - срыве сроков выдачи проектно-сметной документации; - внесении изменений в проектно-сметную документацию (пункт 9).

Из материалов дела следует, что предприятие начало подготовку к закупке столового и кухонного оборудования в апреле 2014 года, до заключения договора субподряда. В письме предприятия от 29.05.2014 № 14/487 указывается на возможность осуществления закупки мебели и оборудования для строящегося объекта по минимальным коммерческим предложениям, в связи с чем предприятие обладало информацией о номенклатуре закупаемого товара, его минимальной стоимости, и имело возможность организации и проведения запроса предложений либо запроса котировок на поставку столового и кухонного оборудования (конкурентной закупки).

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

Спорная закупка осуществлена предприятием у единственного поставщика при наличии достаточного количества времени на организацию и проведение конкурентной закупки, что исключило возможность заинтересованных лиц  претендовать на заключение договора поставки в равных условиях. В связи с этим комиссия приходит к выводу о несоответствии рассматриваемых действий предприятия, при проведении закупки у единственного поставщика, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Доводы представителя предприятия о позднем получении утвержденной рабочей документации (15.09.2014) комиссией не принимаются, поскольку договор поставки заключен до ее получения.

Комиссией учтено, что заключенный договор поставки исполнен, что исключает возврат сторон в первоначальное положение, в связи с чем выдача предписания не приведет к устранению нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», выразившиеся в проведении предприятием закупки столового и кухонного оборудования у единственного поставщика (извещение № 31401268493), нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

 Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны