Решение №15 Постановление № 15 по рекламе БАД от 24 марта 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15
о наложении штрафа по делу № 4-05/36
об административном правонарушении
15 марта 2016 года г. Хабаровск
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 11 марта 2016 г. и материалы дела № 4-05/36, возбужденного в отношении <…> в связи с распространением ненадлежащей рекламы,
в отсутствие <…>., извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
На рассмотрении Хабаровского УФАС России находится заявление (вх. № 4/1045 от 03.02.2016), поступившее из прокуратуры Хабаровского края, о нарушении рекламного законодательства при распространении в сети Интернет рекламы БАД.
В ходе рассмотрения заявления в части распространения рекламы, установлено, что с 02.09.2015 на сайте www.yofoto.me в разделе «Магазин» распространена рекламная информация о каждом наименовании БАД.
Согласно представленной информации:
БАД "Алоэ Вера в капсулах" имеет «очевидный лечебный эффект при лечении язвы, особенно язвы желудка; обладает эффектом лечения и профилактики угревой сыпи; обладает свойствами профилактики заболеваний кровеносных сосудов сердца и мозга; предупреждает риск и развитие опухолей; предотвращает риск возникновения и развития сахарного диабета и осложнений.
БАД «Капсулы из Красного риса» благодаря своим компонентам имеет важное значение для здоровья кровеносных сосудов сердца и головного мозга, лечит дизентерию, абсцесс, снижает давление.
БАД «Жир морского котика» восстанавливает и сохраняет здоровое состояние крови и системы кровообращения; дает заметный эффект при заболеваниях иммунного характера и при ревматическом артрите. Содержит компонент сквален, обладающий свойством предотвращения и лечения рака; сокращает возможность появления атеросклероза; имеет очевидный эффект для пожилых людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы; имеет профилактическое действие при кожной аллергии пожилых людей.
БАД «Свален в капсулах» - вещество сквален среди всех продуктов из жира морских рыб является единственным природным медикаментом с подтвержденным свойством предотвращения опухоли, который широко применяется для лечения больных с опухолями; эффективен при лечении гепатита; помогает в лечении язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, облегчает состояние больного, ускоряет выздоровление; предупреждает появление сахарного диабета; способствует функции выделения инсулина, снижает уровень сахара в крови; ускоряет заживление ран, обладает свойством анестезии, может облегчать боль при ранах и восстанавливать клетки, регенерирует клетки, что способствует быстрому заживлению ран. Сквален дезинфицирует воспалительные процессы и уничтожает микробы, предотвращая и леча эпидермофитию стоп, гонорею, дизентерию и другие заболевания.
БАД «Линчжи со спирулиной в таблетках» усиливает функции иммунной системы, предотвращает риск возникновения и развития опухолей и рака; снижает уровень сахара в крови; помогает улучшить состояние при аллергии; облегчает симптомы при воспалениях; снижает уровень холестерина, избавляет от артериосклероза.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В части 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Закона о рекламе" указывается, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
В нарушение указанной нормы из рекламной информации четко прослеживается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования. При этом в рекламе приводятся различные заболевания такие, как язва желудка, рак, сахарный диабет, гонорея, дизентерия, аллергия. Это свидетельствует о намерении привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
В пункте 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе указано, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (далее - ФЗ "Об обращении лекарственных средств") лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
Согласно статье 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (далее - ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов") биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов, а пищевые добавки - это природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.
Законодатель в соответствии со статьей 1 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" относит БАДы и пищевые добавки к пищевым продуктам.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003, биологически активная добавка используется как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и (или) улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе как продукт, оказывающий общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации № RU. 77.99.11.003.E. 006955.08.13 от 21.08.2013 г. продукция: биологически активная добавка к пище «Сквален» предназначена для реализации населению в качестве биологически активной добавки к пище – источника сквалена.
Согласно свидетельству о государственной регистрации № RU. 77.99.11.003.E. 008124. 05. 12 от 18.05.2012 г. продукция: биологически активная добавка к пище «Капсулы «Алоэ Вера» предназначена для реализации населению в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника витамина Е.
Таким образом, указанные в рекламном объявлении продукты как лекарственное средство не зарегистрированы, то есть лекарственным средством не являются, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.
Установлено, что рекламораспространителем является <…>.
На основании части 5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а так же биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа.
Руководствуясь статьей 33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
1. Признать <…>виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3. КоАП РФ.
2. Применить к <…>меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:
получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, Отделение Хабаровск. г. Хабаровск, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001 .
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 20.25 Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.