Решение №НК/13133/23 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России ненадлежащей ... от 27 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/7-1566/2023

 

27 декабря 2023 года                                                                                  г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

врио руководителя  управления.

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/7-1566/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем *   рекламы, нарушающей требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие ИП *, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

                                                    

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора  за соблюдением  требований рекламного законодательства Российской Федерации  Хабаровским УФАС России 26 октября 2023 года установлено размещение рекламы  магазина «MR.DRY SMOKE SHOP» на фасаде торгового павильона, расположенного по адресу:   г. Хабаровск, ул. Ленина 22, следующего содержания: «MR.DRY SMOKE SHOP Табак, электронки, вейпы, pod-системы, сигареты, кальяны, жидкости для электронных систем, жевательный табак. АКЦИЯ: При покупке двух одноразок от 5000 затяжек, третья в подарок! = При покупке pod-системы одна жидкость для электронных систем в подарок».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования подразумевается товар, средство индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе»).

В порядке  части 4  статьи  2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным  законом специальные требования и ограничения.

В соответствии с п. 16 Информационного письма ВАС от 25.12.1998 №  37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Учитывая специфику  магазина, имеющего  по профилю своей деятельности широкий ассортимент товаров для курения, информация об акциях ассоциируется именно с возможностью приобретения на таких условиях  именно товаров для курения, а не  иных товаров.

         Для потребителя данное предложение однозначно и непосредственно свидетельствуют о возможности приобретения в данном магазине продукции на выгодных условиях,  вне зависимости от того есть ли в рекламе наименование или изображение такой продукции.

       Таким образом,  указанная выше информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса   к магазину табачных изделий «MR.DRY SMOKE SHOP», что способствует увеличению объема продаж в данном магазине и  является рекламой продавца табака, товаров для курения.

Действие рекламы  направлено, в том числе  на тех, кто не может являться  потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку  размещение   рекламы табака табачной продукции способом, обеспечивающим  ее свободно восприятие, делают  такую рекламу доступной для этих лиц.

Из  рекламы не следует, что она относится к какому либо иному товару, который может быть реализован в данном магазине, следовательно, с учетом требований части  4  статьи  2 ФЗ «О рекламе» реклама продавца табачной продукции должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе этого товара.

Пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что  не допускается реклама: табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Поскольку действующим законодательством установлен запрет на привлечение внимания потребителей не только к товарам для курения, но и к продавцу таких товаров,  распространение рекламы продавца -  магазина «MR.DRY SMOKE SHOP», предлагающего к продаже товары для курения нарушает требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пункта 8 статьи 7  настоящего Федерального закона несет рекламодатель.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пункта 8 статьи 7  настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель.

Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель * .

В ходе рассмотрения дела 07 декабря 2023 года ИП * заявил, что рекламу не размещал, ее изготовление никому не заказывал, находился в отпуске, когда увидели, самостоятельно демонтировали. ИП * Принадлежит только вывеска на двери и информационная конструкция, установленная над входом в магазин «SMOKE MR.DRY SHOP», на которую есть все необходимые документы. Размещение рекламной информации на его магазине ИП * считает происками конкурентов.

 

Рассмотрение дела откладывалось определением № НК/12339/23 от 07.12.2023. Хабаровским УФАС России сделан запрос в Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска о предоставлении разрешительной документации, выданной ИП Дьяченко Р.Ю. на размещение вышеуказанных рекламной конструкции и информационной конструкции.

В соответствии с ответом  Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (вх. № 20966/23 от 19.12.2023) информационная конструкция, размещенная над входом в магазин «SMOKE MR.DRY SHOP», установлена и эксплуатируется без разрешительных документов, рекламные конструкции, указанные в запросе Хабаровского УФАС России, не выявлены.

Поскольку и вывеска, размещенная на двери в магазин «SMOKE MR.DRY SHOP», и информационная конструкция, размещенная над входом в магазин «SMOKE MR.DRY SHOP», и вышеуказанная рекламная информация, выполнены в едином стиле, установлены и эксплуатируются без разрешительных документов, выдаваемых Департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что они принадлежат ИП * и размещены в его интересах. Доводы о происках конкурентов являются ни чем иным, как попыткой ИП *уйти от ответственности.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «MR.DRY SMOKE SHOP Табак, электронки, вейпы, pod-системы, сигареты, кальяны, жидкости для электронных систем, жевательный табак. АКЦИЯ: При покупке двух одноразок от 5000 затяжек, третья в подарок! = При покупке pod-системы одна жидкость для электронных систем в подарок», размещаемая на фасаде торгового павильона, установленного по адресу:   г. Хабаровск, ул. Ленина – 22,  поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ИП *не выдавать в связи с устранением нарушения до даты рассмотрения дела.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                                         

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        

 

 

                                                                                                                 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны