Решение №ЛИ/10225/24 Решение по делу по поступившим заявлениям гр. (вх. № 12551-Э... от 12 сентября 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/5-1198/2024
11 сентября 2024 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
ВРИО руководителя управления;
Члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/5-1198/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП * рекламы с нарушением требований пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,
в отсутствие ИП *, извещенной надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела и заявившей ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие (вх. № 14704-ЭП/24 от 11.09.2024),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили заявления гр. (вх. № 12551-ЭП/24 от 05.08.2024, № 12650-ЭП/24 от 06.08.2024) о недостоверной рекламе агентства недвижимости «Этажи», распространенной в сети Интернет на сайтах www.khabarovsk.etagi.com и www.domclick.com.
В ходе подготовки материалов к рассмотрению 02.09.2024 из Прокуратуры Железнодорожного района г. Хабаровска поступило аналогичное заявление гр. (вх. № 14146/24) о нарушении агентством недвижимости «Этажи» рекламного законодательства Российской Федерации.
Как следует из заявлений агентство недвижимости «Этажи» разместило на указанных сайтах объявление (https: khabarovsk.etagi.com и https://domclick.ru/card/sale_lot_2060278709) о продаже земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040615:91 площадью 5, 4 кв.м, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Договор с заявителем о размещении рекламы о продаже земельного участка не заключался. Также агентство недвижимости «Этажи» не имеет письменного согласия на использование фотографий земельного участка. Кроме того, собственник недвижимости самостоятельно осуществляет продажу земельного участка через сеть «Интернет». К заявлениям приложены распечатки с сайтов о продаже недвижимости.
По мнению заявителя, реклама общества вводит в заблуждение потребителей рекламы, ущемляет её права как единственного продавца своей собственности и препятствует самостоятельной продаже.
Агентством недвижимости «Этажи» предоставлена недостоверная информация о цене реализуемого земельного участка, потребитель не имеет возможности приобрести объект рекламирования у Общества по заявленной им цене, так как отсутствует волеизъявление собственника земельного участка (договор).
Согласно пунктам 1-4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования- товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пунктам 15, 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос наличия в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Размещенная агентством недвижимости «Этажи»» на сайтах www.khabarovsk.etagi.com, www.domclick.com информация о продаже земельного участка направлена на привлечение внимания потребителей и формирование у них интереса к конкретному объекту рекламирования, адресована неопределенному кругу лиц, позволяет выделить конкретный товар (земельный участок) и сформировать к нему устойчивый интерес путем детального описания характеристик данного объекта с приложений фотографий, то есть соответствует законодательному определению рекламы, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».
Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Потребители, воспользовавшиеся рекламным предложением и желающие приобрести данный объект недвижимости, фактически не имеют возможности купить земельный участок в указанном в рекламе месте и у конкретного лица, осуществляющего деятельность под обозначением Агентство недвижимости «Этажи», что свидетельствует о признаках нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, заявитель в обращении указал, что на сайте www.domclick.ru собственником самостоятельно размещено объявление о продаже земельного участка по цене 790 000 рублей, а агентство недвижимости «Этажи», без её ведома, разместило на сайтах www.khabarovsk.etagi.com и www.domclick.ru объявления о продаже земельного участка по завышенной стоимости, а именно по цене 890 000 рублей (скриншоты данных объявлений в материалах дела имеются).
В действительности, используя на своем сайте рекламное предложение о земельном участке по завышенной цене, агентство недвижимости вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку фактически не имеет возможности осуществить его продажу по заявленной цене, что является нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Из информации ООО «Домклик», представленной по запросу антимонопольного органа (вх. № 12924-ЭП/24 от 12.08.2024), следует, что объявление https://domclick.ru/card/sale_lot_2060278709 размещено на сервисе Домклик посредством принятия пользовательского соглашения Агентством недвижимости «Этажи-Хабаровск», руководитель ИП *). Срок размещения объявления с 29.07.2024 по 30.07.2024.
30.08.2024 в Хабаровское УФАС России поступили письменные пояснения ИП * (№ 14057-ЭП/24), из которых следует, что заявителем в адрес ИП * направлена претензия с требованием выплаты денежной компенсации в связи с нарушением его прав. Требование заявителя удовлетворено, претензий к ИП Камчук А.А. не имеет. Также по требованию заявителя объявления о продаже её земельного участка удалены незамедлительно в течение 2 рабочих дней с момента обращения. В связи с чем, ИП * просит признать жалобы заявителя необоснованными.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), дела возбуждаются и рассматриваются по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела является заявление о нарушении законодательства (подпункт «в» пункт 13 Правил).
Заявления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе поступили в Хабаровское УФАС России 05.08.2024 (вх. № 12551-ЭП/24), 06.08.2024 (вх. № 12650-ЭП/24) и 02.09.2024 (вх. № 14146/24).
Материалами дела установлен факт распространения ИП * в сети «Интернет» на сайтах https: khabarovsk.etagi.com и https://domclick.ru/card/sale_lot_2060278709 рекламного объявления с нарушением требований рекламного законодательства Российской Федерации.
Объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ИП * требований Закона о рекламе, не установлено.
В рассматриваемом случае ИП * не обеспечила должного контроля распространенного рекламного материала на соответствие законодательству, допустила распространение рекламы, противоречащей требованиям законодательства о рекламе, не предвидела возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя должна и могла была их предвидеть (предприниматель неоднократно привлекалась к ответственности за нарушение рекламного законодательства Российской Федерации).
Таким образом, оснований для признания жалоб заявителя необоснованными, не установлено.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ИП *
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу о продаже земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, распространенную ИП * на сайте https://domclick.ru/card/sale_lot_2060278709, поскольку в ней нарушены требования пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ИП * не выдавать в связи с устранением нарушения законодательства Российской Федерации в добровольном порядке.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии