Решение №ЛИ/10225/24 Решение по делу по поступившим заявлениям гр. (вх. № 12551-Э... от 12 сентября 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/5-1198/2024

 

11 сентября 2024 года                                                                                    г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

ВРИО руководителя  управления;

Члены Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/5-1198/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП * рекламы  с нарушением требований  пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие ИП *,  извещенной надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела  и заявившей ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие (вх. № 14704-ЭП/24 от 11.09.2024),  

                                                    

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили заявления гр. (вх. № 12551-ЭП/24 от 05.08.2024,               № 12650-ЭП/24 от 06.08.2024) о недостоверной рекламе агентства недвижимости «Этажи», распространенной в сети Интернет на сайтах www.khabarovsk.etagi.com и   www.domclick.com.    

В ходе подготовки материалов к рассмотрению 02.09.2024 из Прокуратуры Железнодорожного  района г. Хабаровска поступило аналогичное заявление гр. (вх. № 14146/24) о нарушении агентством недвижимости «Этажи»  рекламного законодательства Российской Федерации.

 

Как следует из заявлений агентство недвижимости «Этажи» разместило на указанных сайтах объявление (https: khabarovsk.etagi.com и https://domclick.ru/card/sale_lot_2060278709)  о продаже земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040615:91 площадью 5, 4 кв.м, принадлежащего заявителю на праве собственности.

Договор  с заявителем о размещении рекламы о продаже земельного участка не заключался. Также агентство недвижимости «Этажи»  не имеет письменного согласия  на использование  фотографий земельного участка. Кроме того,  собственник недвижимости самостоятельно  осуществляет продажу земельного участка через сеть «Интернет». К заявлениям приложены распечатки с сайтов о продаже недвижимости.

По мнению заявителя, реклама общества вводит в заблуждение потребителей рекламы, ущемляет её права как единственного продавца своей собственности и препятствует самостоятельной продаже.

Агентством недвижимости «Этажи» предоставлена недостоверная информация о цене реализуемого земельного участка,  потребитель  не имеет возможности приобрести объект рекламирования  у Общества  по заявленной им цене, так как отсутствует волеизъявление собственника земельного участка  (договор).

Согласно пунктам 1-4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006   № 38-ФЗ         «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования- товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или  продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,  фестиваль, основанные  на риске игры пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга, предназначенный  для продажи, обмена или иного введения в оборот;  ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая  требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пунктам 15, 16  Информационного письма  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики  рассмотрения споров, связанных с применением  законодательства о рекламе» вопрос наличия в информации признаков рекламы решается с учетом  конкретных обстоятельств  дела, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.  

Размещенная агентством недвижимости «Этажи»» на сайтах www.khabarovsk.etagi.com, www.domclick.com информация о продаже земельного участка направлена на привлечение внимания  потребителей и формирование у них интереса к конкретному  объекту  рекламирования, адресована  неопределенному кругу лиц, позволяет выделить конкретный товар (земельный участок) и сформировать к нему устойчивый интерес путем детального описания характеристик данного объекта с приложений фотографий, то есть соответствует законодательному определению рекламы, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».  

Частью 1 статьи 5  ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама  не допускаются. 

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Потребители, воспользовавшиеся рекламным предложением и желающие приобрести  данный объект недвижимости, фактически не имеют возможности купить земельный участок  в указанном в рекламе месте и у конкретного лица, осуществляющего деятельность  под обозначением   Агентство недвижимости «Этажи», что свидетельствует о  признаках нарушения  пункта   3 части 3 статьи 5 ФЗ  «О рекламе».

 

Кроме того, заявитель в обращении указал, что на сайте www.domclick.ru собственником самостоятельно размещено объявление о продаже земельного участка по цене 790 000 рублей, а агентство недвижимости «Этажи», без её ведома,  разместило  на сайтах www.khabarovsk.etagi.com и www.domclick.ru объявления о продаже земельного участка  по завышенной стоимости,  а именно по цене 890 000 рублей  (скриншоты данных объявлений  в материалах дела имеются).

В действительности, используя на своем сайте рекламное предложение о земельном  участке  по завышенной цене,  агентство недвижимости  вводит в заблуждение  потребителей рекламы, поскольку фактически не имеет возможности  осуществить его продажу по заявленной цене, что является нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 

Из информации ООО «Домклик», представленной по запросу антимонопольного органа (вх. №  12924-ЭП/24 от 12.08.2024), следует, что объявление  https://domclick.ru/card/sale_lot_2060278709 размещено на сервисе Домклик посредством принятия пользовательского соглашения  Агентством недвижимости  «Этажи-Хабаровск», руководитель  ИП *). Срок размещения объявления с 29.07.2024 по  30.07.2024.   

 

30.08.2024 в Хабаровское УФАС России поступили письменные пояснения ИП * (№ 14057-ЭП/24), из которых следует, что  заявителем в адрес ИП * направлена  претензия с требованием  выплаты денежной компенсации в связи с нарушением его прав. Требование заявителя удовлетворено, претензий к ИП Камчук А.А. не имеет. Также по требованию заявителя объявления о продаже её земельного участка удалены незамедлительно в течение 2 рабочих дней с момента обращения.  В связи с чем, ИП * просит признать жалобы заявителя необоснованными.   

 

В соответствии с  подпунктом «а» пункта 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), дела возбуждаются и рассматриваются по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения  законодательства  Российской Федерации о рекламе.

Одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела является  заявление о нарушении  законодательства (подпункт «в» пункт 13 Правил).

Заявления о нарушении  законодательства Российской Федерации о рекламе поступили в Хабаровское УФАС России  05.08.2024 (вх. № 12551-ЭП/24), 06.08.2024 (вх. № 12650-ЭП/24) и 02.09.2024 (вх. № 14146/24).   

Материалами дела установлен  факт распространения ИП * в сети «Интернет» на сайтах  https: khabarovsk.etagi.com и https://domclick.ru/card/sale_lot_2060278709 рекламного объявления с нарушением требований рекламного законодательства Российской Федерации.  

Объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ИП *   требований Закона о рекламе, не установлено. 

В рассматриваемом случае ИП * не обеспечила должного контроля распространенного рекламного материала на соответствие законодательству, допустила распространение рекламы, противоречащей требованиям законодательства о рекламе, не предвидела возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя должна и могла была их предвидеть (предприниматель неоднократно привлекалась к ответственности за нарушение рекламного законодательства Российской Федерации).

Таким образом, оснований для признания жалоб заявителя необоснованными, не установлено. 

 

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 несет рекламодатель.

Установлено, что рекламодателем является ИП *

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей  рекламу о продаже  земельного участка, принадлежащего заявителю на праве  собственности,  распространенную ИП * на сайте https://domclick.ru/card/sale_lot_2060278709, поскольку в ней нарушены требования пунктов  3, 4 части  3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ИП * не выдавать в связи с  устранением нарушения законодательства Российской Федерации в добровольном порядке.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                                         

                                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны