Заключение №027/01/17-958/2019 Заключение по делу по признакам нарушения межмуниципальным ... от 25 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России,  членов Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,   ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

при участии от:

- от Контрольно-счетной палаты Хабаровского края – уведомлена надлежащим образом, явку представителей  либо подключение к видеоконференцсвязи не обеспечила,

-  от прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре -  уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителей не обеспечила,

- ООО «Востоктрейд» - генеральный директор , по доверенности от 09.11.2019,

- Межрайонное ООО «Межрайтопливо» –по доверенности от 09.01.2020 №01/2020,

 

рассмотрев дело №8-01/401 (027/01/17-958/2019) по признакам нарушения межмуниципальным (межрайонным) ООО «Межрайтопливо» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  необоснованном допуске к участию в запросе цен/предложений на право заключения соглашения на поставку угля для выработки тепловой энергии для социальных нужд северных муниципальных районов Хабаровского края  в период навигации 2019 г. (извещение №31907789696),

 

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев поступившие из прокуратуры Хабаровского края с письмом от 02.08.2019 №7/3-18-2019-1024/2019 материалы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края по вопросу законности осуществляемых МООО «Межрайтопливо» закупок топлива (извещение №31907789696), установило следующее.

Из обращения контрольно-счетной палатой Хабаровского края  следует, что МООО «Межрайтопливо» при проведении в 2019 году закупок топлива для социальных нужд северных муниципальных районов Хабаровского края допущены нарушения, выразившиеся в неуказании в документации о закупке муниципальных районов края, для конечных получателей которых планируется осуществить поставку, в необоснованном допуске к участию в закупке ООО «Востоктрейд», а также в связи с проведением закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупках, соответствующего требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в актуальной редакции.

Приказом Хабаровского УФАС России от 01.11.2019 №400 в отношении  межмуниципального ООО «Межрайтопливо» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Определением от 17.12.219 рассмотрение дела откладывалось в связи с неявкой в заседание комиссии Хабаровского УФАС России лиц, привлеченных к участию в деле.

Определением от 30.01.2020 рассмотрение дела откладывалось, срок рассмотрения дела продлевался.

Определением от 05.03.2020 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

Уведомлением от 02.04.2020 рассмотрение дела в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 01.04.2020 №129-пр «О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 26.03.2020 №97-пр «О мероприятиях по предупреждению распространения  новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края» Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению указанной инфекции уведомляет о переносе рассмотрения дела №8-01/401(027/01/17-958/2019) перенесено на 12.05.2020.

Определением от 12.05.2020 рассмотрение дела отложено до 24.06.2020 в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

Уведомлением  от 08.06.2020  рассмотрение дела в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 №345 «О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.» перенесено на 25.06.2020.

В заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель МООО «Межрайтопливо»  доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что характеристик закупаемого угля были расширены, уголь поставлен с другой влажностью (20,0 вместо до 18), выход летучих веществ (43,7%) также иной, отличный от указанного  в закупочной документации,

Представители ООО «Востоктрейд» доводы, изложенные в письменных пояснениях от 12.05.2020, в дополнительных пояснениях от 09.06.2020 поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что его заявка и заключенный с ним договор правомерны, перечень участников закупки расширен, заявка АО «Ургалуголь» отклонена обоснованно,  так как общество в поданной заявке предложило дополнительные обязательные условия, изменяющие условия заключенного рамочного договора. Допустив ООО «Востоктрейд», заказчиком расширен круг участников, представлена возможность подать заявки всем заинтересованным лицам, что соответствует целям регулирования Закона о закупках. Договор поставки угля  ООО «Востоктрейд» выполнило в полном объеме, расчеты за поставленное топливо произведены. Уголь для целей исполнения заключенного договора с необходимыми характеристиками  закупался у ОАО «Русский уголь».

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего закона.

В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи (часть 5 статьи 4 Закона о закупках).

Согласно части 10 указанной статьи,  в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пункт 4); сведения о начальной (максимальной) цене договора (пункт 5); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты 9, 10); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 14).

  Положение о закупках  межмуниципального (межрайонного) ООО «Межрайтопливо», утвержденное 12.12.2018 протоколом №23 общего собрания участников МООО «Межрайтопливо», размещено в ЕИС 20.12.2018.

Разделом 24 Положения установлен порядок проведения закрытого запроса цен/предложений. В соответствии с пунктом 24.1 которого закрытый запрос цен/предложений проводится среди участников, с которыми были ранее заключены рамочные договоры по результатам открытого конкурса или открытого запроса предложений. Оценочными критериями закрытого запроса помимо цены являются условия исполнения договора, которые были указаны в извещении о проведении закрытого запроса цен/предложений.

Документация по закрытому запросу цен/предложений должна содержать все требования и условия закрытого запроса цен/ предложений, а также описание порядка его проведения. Документация по данной закупке подготавливается в соответствии с требованиями Положения о закупках и Закона о закупках (пункт 24.5 Положения о закупках).

В соответствии с пунктом 24.6 Положения о закупках документация о запросе цен/предложений должна содержать в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закрытом запросе цен/предложений, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, сведения о начальной (максимальной) цене дополнительного соглашения, форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закрытого запроса цен/предложений для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом запросе, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом запросе.

Извещение о проведении закрытого запроса цен/предложений размещается организатором на официальном сайте в сети Интернет не позднее, чем за три календарных дня  на поставку нефтепродуктов и угля, до истечения срока окончания приема заявок на участие в закрытом запросе цен/предложений (пункт 24.8 Положения о закупках).

Организатор закупки одновременно с размещением извещения о проведении закупочной процедуры направляет приглашения к участию в закрытых запросах цен/предложений лицам, с которыми заключены рамочные договоры по видам товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки (пункт 24.10 Положения о закупках).

19.04.2019 ООО «Межрайтопливо» на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31907789696 о проведении запроса цен/предложений на право заключения соглашения на поставку угля для выработки тепловой энергии для социальных нужд северных муниципальных районов Хабаровского края в период навигации 2019 г. (по лоту №1 открытого конкурса №3160425444). По лотам №1 (начальная (максимальная) цена договора – 17 179 360,00 руб.) и №2  (начальная (максимальная) цена 67 586 980,00 руб.). Срок подачи заявок – с 19.04.2019 по 26.04.2019. Вскрытие конвертов с заявками и рассмотрение заявок, подведение итогов – 26.04.2019.

Согласно извещению, источник финансирования – средства предприятий ЖКХ, а также других предприятий, предоставляющих услуги по выработке тепловой энергии для социальных нужд муниципальных районов Хабаровского края. Участниками данного запроса цен/предложений являются юридические лица, имеющие рамочные договоры, заключенные с заказчиком по результатам проведения открытого конкурса от 17.11.2016 №31604254444. Заявки, поданные от юридических лиц, не имеющих рамочных договоров, заключенных с заказчиком, по результатам проведенного в 2016 году указанного конкурса, рассматриваются в соответствии с критериями, установленными положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Межрайтопливо», а также в соответствии с требованиями к участнику, установленными документацией открытого конкурса от 17.11.2016 по извещению №31604254444.

Данные требования также указаны в графе «требования к участникам запроса цен/предложений», в соответствии с пунктом 6 которого при отсутствии рамочного договора на поставку угля для выработки тепловой энергии для социальных нужд северных муниципальных районов края с целью подтверждения соответствия участника требованиям объявленной закупки, наряду с заявкой на участие в запросе цен/предложений предоставляются документы, установленные положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Межрайтопливо», а также документацией открытого конкурса от 17.11.2016 №31604254444.

Как указано в извещении, критерием оценки служит предложение по цене товаров.

Приложением №1 к извещению о проведении закупки являются качественные характеристики требуемой к поставке угольной продукции, к поставке по лоту №1 требуется каменный уголь в количестве 3 784,00 тонн, соответствующие по размеру (крупности – не менее 25 мм. и не более 200 мм.), содержанию общей влаги (не менее 5 и не более 18%), зольности (не менее 7 и не более 30%), общей сере (не менее 0,26 и не более 0,53%), летучести (не менее 40 и не более 43%), теплотворной способности (не менее 5200 ккал/кг) и т.д.) на сумму 17 179 360,00 руб., место поставки – ст. Советская Гавань – город ДВЖД, по лоту №2 требуется каменный уголь в количестве 14 887,00 тонн, соответствующие требованиям заказчика (по размеру (крупности не менее 25 мм и не более 200 мм.), общей влаги (не менее 5 и не более 18%), зольности (не менее 7 и не более 30%), содержанию общей серы (не менее 0,26 и не более 0,53%), летучих веществ (не менее 40 и не более 43%), теплотворной способности (не менее 5200 ккал/кг) и т.д.), с ценой 67 586 980 руб., место поставки – станция Хабаровск-1 ДВЖД.

В соответствии с извещением заявка на участие в запросе цен/предложений подается в письменной форме в запечатанном конверте, посредством почты или курьерской службы, лично, допускается подача заявки посредством электронной почты на указанный в извещении электронный адрес заказчика в сканированном виде при условии направления оригинала заявки в адрес заказчика.

Согласно извещению, участник запроса цен/предложений указывает в соответствующей форме предложения цену дополнительного соглашения, которая должны учитывать полную стоимость товара и стоимость затрат на транспортировку товара до станций назначения, включая все налоги и прочие обязательные платежи. Цена дополнительного соглашения является фиксированной  и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев снижения цены дополнительного соглашения по соглашению сторон без изменения предусмотренного дополнительным соглашением объема поставляемого товара.

Срок и условия оплаты – оплата каждой партии товара производится заказчиком поступившими от получателей и организаций по сбору платежей, администраций муниципальных районов Хабаровского края, денежными средствами, по безналичному расчету путем перечисления вышеуказанных денежных средств на расчетный счет поставщика.

 В составе извещения о закупке также размещен проект дополнительного соглашения к рамочному договору, форма заявки на участие запросе цен/предложений, в соответствии с которой цена договора включает полную стоимость товара и стоимость затрат на транспортировку товара до станций назначения, включая все налоги и прочие обязательные платежи.

В ЕИС также указано, что закупка проводится закрытым способом.

Указание заказчиком в закупочной документации о возможности участия в закупке лиц, не имеющих ранее заключенных рамочных договоров, не согласуется с требованиями Положения о закупке заказчика.

29.04.2019 между ООО «Межрайтопливо» и ООО «Востоктрейд»  по результатам проведенной закупки заключен рамочный договор поставки угля в период навигации 2019 г. для выработки тепловой энергии для социальных нужд северных муниципальных районов Хабаровского края №ВТ-С3 (У)/2019 (СОЦ).

На сайте в ЕИС также размещены 2 рамочных договора поставки от 20.05.2019 №ВТ-СЗ (У)/2019 (СОЦ), заключенные ООО «Межрайтопливо» с ООО «Востоктрейд» на основании протокола заседания комиссии заказчика от 26.04.2019 №51/2019,  в соответствии с пунктами 3.8 которых общий срок поставки – 30.10.2019, 2 дополнительных соглашения №01 к рамочным договорам от 20.05.2019, в соответствии с которыми  цена за одну тонну поставляемого товара устанавливается  в сумме 4 539,00 руб., с учетом НДС 20%, цена за общий объем поставляемого товара на период действия дополнительного соглашения устанавливается в сумме 84 747 669,00 руб. с учетом НДС (пункт 3.1 соглашения).

Из представленных в материалы дела договора от 29.04.2019 №ВТ-СЗ (У)/2019 и приложения №1 к нему следует, что поставляемый уголь должен соответствовать  следующим требованиям: марка угля – ДПК, крупность – 50-200 мм., общая влага (на рабочую массу) – 16,9%, зольность (в сухом состоянии) – 8,6%, общая серы (на сухую массу) – 0,52%, летучие (на сухую беззольную массу) – 42,0%, теплотворная способность (на рабочую массу) – 5 516 ккал/кг.

Заключение рамочных договоров с ООО «Востоктрейд», дополнительных соглашений к ним  по результатам данной закупки не может считаться правомерным, поскольку по условиям данной закупки и в соответствии с Положением о закупках претендент, не имеющий ранее заключенного рамочного договора, не мог быть допущен к участию в закупке  и быть признанным участником такой закупки.

Вместе  с тем из представленных ООО «Межрайтопливо» в материалы дела удостоверения о качестве угля следует, что поставленный ООО «Востоктрейд» в рамках указанных договоров уголь марки ДПК имеет иные характеристики, в частности, массовая доля влаги – не более 20%, зольность – не более 30%, что свидетельствует о невыполнении обществом взятых на себя обязательств касательно соответствия угля требованиям заказчика и закупочной документации.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 поименованного закона запрещается создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4).

Допуск к участию в закупке и признание победителем закупки ООО «Востоктрейд», не соответствующего требованиям Положения о закупках, привело к созданию данному претенденту преимущественных условий не только на участие в закупке, но и в осуществлении им в последующем предпринимательской деятельности на рынке поставки угля, в связи с чем действия межмуниципального ООО «Межрайтопливо»  нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа и должно содержать фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства (пункт 1); доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

В силу статьи 49 Закона о защите конкуренции решение комиссией принимается с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 5  статьи 48.1 Закона о защите конкуренции  комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны