Решение №190 Решение Хабаровского УФАС России в отношении ФГУП «Управлени... от 11 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                         РЕШЕНИЕ № 190                                                  

03 декабря 2014 года                                                                  г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, в присутствии представителей:

- ФГУП «Управление строительства № 27 Федеральной службы исполнения наказаний» - гр. <…> (доверенность от 03.12.2014),

- «Проект-АПМ» - гр. <…>., рассмотрев жалобу ООО «Проект-АПМ» на действия ФГУП «Управление строительства № 27 Федеральной службы исполнения наказаний», закупочной комиссии предприятия при проведении запроса котировок цен на выполнений работ по объекту «Следственный изолятор УФСИН России по ЕАО, г. Биробиджан» (Производственные мастерские на 70 человек – сантехнические, электромонтажные и общестроительные работы выше нуля), материалы дела 8-01/346,

                                             

                                                 УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ООО «Проект-АПМ» на действия ФГУП «Управление строительства № 27 Федеральной службы исполнения наказаний», закупочной комиссии предприятия при проведении запроса котировок цен на выполнений работ по объекту «Следственный изолятор УФСИН России по ЕАО, г. Биробиджан» (Производственные мастерские на 70 человек – сантехнические, электромонтажные и общестроительные работы выше нуля) (извещение № 31401684134), в связи с необоснованным отклонением заявки ООО «Проект-АПМ» на участие в закупке. 

По мнению Общества  комиссия по закупкам приняла неправомерное решение об отклонении его заявки в связи с отсутствием сметного расчета в составе заявки. Перечень документов, который участник обязан предоставить в составе заявки в соответствии с закупочной документацией, не содержит требования о предоставлении сметного расчета. В Положении о закупках предприятия требование о приложении сметного расчета к заявке также не содержится. В закупочную документацию включено не предусмотренное законодательством требование о наличии у участников закупки трехлетнего опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ. Требование наличия СРО на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (реконструкции, капитально ремонта) также не соответствует законодательству.

Представитель заказчика доводы жалобы отклонил, пояснив, что в информационной карте закупочной документации указана ссылка на основной перечень документов, определенных пунктом 4.2.2 закупочной документации, и дополнительный перечень документов, входящих в состав заявки  – предоставление сметного расчета, по которому проверяется  соответствие объемов и состава работ дефектной ведомости закупочной документации. Требование о  наличии у участников закупки трехлетнего опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ указано в закупочной документации ошибочно и фактически к участникам не предъявлялось, заявки по данному основанию не отклонялись.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе – установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом заказчик самостоятельно определяет необходимый для предоставления заявки перечень документов и требования к их оформлению.  12.11.2014 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» размещено извещение о проведении спорного запроса котировок (извещение № 31401684134), документация на проведение запроса котировок. Начальная (максимальная) цена договора – 24633967,00 руб. Срок подачи заявок установлен с 13.11.2014 до 12.00 час. 18.11.2014. Рассмотрение и оценка котировочных заявок назначены на 19.11.2014.

На участие в запросе котировок поданы  заявки ООО «Спектрстрой», ООО «Стройсервис», ООО «Автосервис», ООО «Проект АПМ». Заявки ООО «Стройсервис», ООО «Проект АПМ» отклонены, так как признаны несоответствующими требованиям котировочной документации – не представлен сметный расчет (протокол от 19.11.2014 № 31401684134-01).

Статьей 1 раздела 2 Положения о закупках федерального государственного унитарного предприятия «Управление строительства № 27 Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденного приказом директора ФГУП УС-27 ФСИН России от 12.03.2012 № 79/1-п (далее – Положение), установлено, что запрос предложений - конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения и после одного или нескольких этапов может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее соответствует объявленным требованиям.

В соответствии со статьей 1  раздела 4 Положения участник закупки должен соответствовать обязательным и дополнительным  (при их наличии)  требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

В перечень документов, представляемых участниками закупки в составе заявки на участие в конкурентной процедуре закупки, должны входить копии документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом  закупки, в случае если в соответствии с законодательством установлены такие требования (копии лицензий, допусков, сертификатов и иных разрешительных документов); предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора; в зависимости от предмета закупки - документы, разрешающие осуществление видов деятельности, связанных с выполнением договора - свидетельство саморегулируемой организации (СРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а именно объектов специального назначения, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с полным перечнем работ, предусмотренных технической частью документации.

В соответствии со статьей 3 раздела 7 Положения котировочная заявка должна содержать сведения о подлежащих выполнению работах, оказываемых услугах, которые являются предметом запроса котировок, их количественных и качественных характеристиках.

В информационной карте документации на проведение запроса котировок цен, являющейся частью документации, указано, что основной перечень документов определен пунктом 4.2.2. части 1 документации, а также указан  дополнительный перечень документов, входящих в состав котировочной заявки, в числе которых  сметный расчет. 

Согласно пункту 5.2.4 закупочной документации комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Обществом в составе заявки сметный расчет не представлен, в связи с чем отклонение его заявки следует признать правомерным.

Пунктом 4.2.2.8 документации установлено, что участник процедуры закупки должен предоставить копии документов, содержащих сведения о наличии опыта выполнения аналогичных работ  не менее 3-х лет.

Исходя из установленной Положением процедуры проведения запроса котировок цен, отсутствие у участников процедуры закупки трехлетнего опыта будет являться основанием для отклонения его котировочной заявки (ст. 2 раздела 11 Положения).

Согласно пункту 5.2.4 закупочной документации Комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Из содержания части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ следует, что правовая основа закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не ограничивается регулированием нормами данного закона.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: - информационная открытость закупки; - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; - целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; - отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (п. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Подпунктом 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчику предоставлено право устанавливать в документации о закупке, в соответствии с положением о закупке, требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов. Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Под «опытом», не относящемуся к правовой категории, понимается совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков. Учитывая, что носителями этих знаний, умений и навыков могут быть только физические лица – работники юридического лица, то и требовать наличие опыта можно только у штатных работников соискателя, а не у самого юридического лица.

Поскольку требование к участникам проводимого конкурса о наличии 3-х летнего опыта работы не предусмотрено законодательством, препятствует доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов, опыт работы которых менее установленного, необоснованно ограничивает конкуренцию участников закупки, действия организатора торгов в части установления такого требования противоречат  пункту 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Согласно пояснениям заказчика указанное требование включено в закупочную документацию ошибочно и к участникам не применялось. Участники закупки, не соответствующие данному требованию, от участия в закупке не отстранялись.

Подпунктом 4.2.2.7 закупочной документации установлено, что участник закупки  должен предоставить копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые необходимы для выполнения работ по предмету договора, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (в соответствии с приказом Министерства регионального развития № 624 от 30.12.2009), заверенную печатью участника и подписью уполномоченного лица участника процедуры закупки.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ведомости объемов работ № 21 (дефектной ведомости) в их состав   входят виды работ, которые согласно указанному приказу оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и  должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.  Таким образом, установленное заказчиком требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, законодательству не противоречит.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                   РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Проект-АПМ» на действия ФГУП «Управление строительства № 27 Федеральной службы исполнения наказаний» при проведении запроса котировок цен на выполнений работ по объекту «Следственный изолятор УФСИН России по ЕАО, г. Биробиджан» (Производственные мастерские на 70 человек – сантехнические, электромонтажные и общестроительные работы выше нуля) (извещение № 31401684134), в части установления в закупочной документации требования к участникам закупки о наличии опыта аналогичных работ не менее трех лет, обоснованной. В остальной части признать жалобу необоснованной

2. Признать действия ФГУП «Управление строительства № 27 Федеральной службы исполнения наказаний» при проведении указанного запроса котировок цен  нарушением  пункта 2 части 1 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать жалобу ООО «Проект-АПМ» на действия закупочной комиссии ФГУП «Управление строительства № 27 Федеральной службы исполнения наказаний» при проведении указанного запроса котировок цен необоснованной.

4. Предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны