Решение №ли/8000/24 Признать жалобу ООО «Гортехинвентаризация» на действия заказ... от 23 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/126

(027/10/18.1-1034/2024)

 

18.07.2024                                                                          г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов комиссии: <...>; <...>,

в присутствии представителей:

- Дальневосточный банк ПАО Сбербанк: <...>;

- ООО «Гортехинвентаризация» представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом).

рассмотрев ООО «Гортехинвентаризация», материалы дела №7-11/126 (027/10/18.1-1034/2024),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Гортехинвентаризация» на действия заказчика – Дальневосточный банк ПАО Сбербанк (далее – Заказчик) при проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению технического паспорта и технического плана на объект: г. Магадан, ул. Пушкина д. 11, к. 11 с начальной (максимальной) ценой договора в размере 150 000 руб. (извещение № 443587, размещенное на сайте https://sberb2b.ru).

Из жалобы следует, что при проведении закупки Заказчиком установлены избыточные требования к участникам закупки о регистрации по месту нахождения на территории Магаданского края.

Дальневосточным банком ПАО Сбербанк представлен отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.

17.07.2024 Дальневосточным банком ПАО Сбербанк направлено ходатайство о прекращении производства по жалобе ООО «Гортехинвентаризация» в виду отсутствия правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу в соответствии со т. 18.1 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства исходя из следующего.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (Статья 18 Конституция Российской Федерации).

С соответствии со статьей 29 Конституции России никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В силу статьи 45 Конституции России государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Обращаясь с жалобой на действия Заказчика, лицо, считающее свои права нарушенными, имеет законное право на проверку своих доводов компетентным органом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Как следует из ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба на положения документации о закупке подана Заявителем в антимонопольный орган 27.06.2024 до окончания срока подачи заявок (28.06.2024), следовательно, он входит в круг субъектов, наделенных правом обжалования в антимонопольном органе действий Заказчика.

Таким образом, указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подлежит к рассмотрению по существу.

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

25.06.2024 Дальневосточным банком ПАО Сбербанк на сайте https://sberb2b.ru размещен запрос по Каталогу на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению технического паспорта и технического плана на объект: г. Магадан, ул. Пушкина д. 11, к. 11 с начальной (максимальной) ценой договора в размере 150 000 руб. (извещение № 443587).

Указанная закупка проведена Дальневосточным банком ПАО Сбербанк в форме анализа предложений в соответствии с Положением о закупках ПАО Сбербанк от 04.06.2020 №2348-3 размещенным в единой информационной системе.

В соответствии с п. 13.2 Положения о закупках в рамках анализа предложений Банк вправе запросить у Поставщиков предложения с использованием специализированных ресурсов - программно-аппаратных комплексов в сети интернет, предназначенных для размещения и поиска товаров, работ, услуг, оформления запросов, предложений, а также предоставления иных сопутствующих услуг, предусмотренных регламентом соответствующего специализированного ресурса. Банк вправе осуществлять данные запросы на принципах состязательности Поставщиков.

Банк запросил у Поставщиков предложения с использованием специализированного ресурса системы «SBERB2B» путем опубликования 25.06.2024 информации о проведении анализа предложений - услуг «Операции с недвижимым имуществом; Услуга по изготовлению Технического плана помещения». К участию в закупке приглашены 4273 зарегистрированных на площадке компаний с данной категорией.

В соответствии с регламентом работы системы «SBERB2B» продавец, получив уведомление от покупателя, вправе отклонить Заказ, либо направить коммерческое предложение (оферту) (п. 5.3.3). Стороны вправе вести переговоры по согласованию условий Коммерческого предложения с использованием функционала Системы (п. 5.3.4).

Договор заключается в том случае, если стороны согласовали все условия коммерческого предложения.

Поскольку ни от одного участника закупки не поступило предложений, закупка была признана несостоявшейся.

Как следует из пояснений Заказчика условие о регистрации участника в Магаданской области является критерием оценки заявок, при этом несоответствие указанному критерию не повлечет отклонение заявок участников закупки.

Указанное условие позволяет Банку получить дополнительные гарантии исполнения договора, так как свидетельствует о наличии у участника Закупки персонала и осведомленности об административных, логистических, правовых и прочих особенностях региона.

Вместе с тем, порядок проведения Анализа предложений установленный Положением о закупках не предполагает отклонение заявок участников закупки.

При этом, в соответствии с п. 18.2 Положения о закупках проведение Закупочных процедур, не являющихся Торгами (Адресный запрос предложений, Адресный запрос котировок, Анализ предложений, Электронный магазин и Закупка у единственного Поставщика), не является Извещением о проведении торгов или приглашением принять участие в торгах, а также не является офертой или приглашением делать оферты с целью заключения договора. Нормы права, предусмотренные статьями 437, 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации к таким Закупочным процедурам не применяются.

В соответствии с п. 18.3 Положения о закупках при проведении Закупочных процедур, не являющихся Торгами, не возникает гражданско-правовой обязанности Банка по заключению договора.

Следовательно, установление Заказчиком спорного условия не влечет возможного ущемления права участника закупки в виде отклонения поданной заявки, равно как и поданная в соответствии с условиями закупки заявка не влечет за собой прямой обязанности Заказчика по заключению договора.

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках, и признанию довода жалобы необоснованным.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Гортехинвентаризация» на действия заказчика – Дальневосточный банк ПАО Сбербанк при проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению технического паспорта и технического плана на объект: г. Магадан, ул. Пушкина д. 11, к. 11 с начальной (максимальной) ценой договора в размере 150 000 руб. (извещение № 443587, размещенное на сайте https://sberb2b.ru) - необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны