Решение №8-01/415 Решение по жалобе ООО «Спецгазтранс» на действия АО «Дальнев... от 16 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей – заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии:             - начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,  – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Спецгазтранс» – уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела  по жалобе без участия заявителя;

-  АО «ДГК» –по доверенности от 30.01.2018 № 51/45; по доверенности от 17.01.2019 № 51/16,

 

рассмотрев жалобу ООО «Спецгазтранс» на действия АО «Дальневосточная генерирующая компания»  при проведении  аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на право заключения договора  на поставку кислоты серной в моногидрате (ГКПЗ № 4201301-ЭКСП-ЭКСП ПРОД-2020-ДГК) (извещение № 31908361425), материалы дела  № 8-01/415 (027/01/18.1 - 1013/2019),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС поступила жалоба  ООО «Спецгазтранс» на действия заказчика  АО «ДГК» при проведении  аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на право заключения договора  на поставку кислоты серной в моногидрате (извещение № 31908361425).

Из жалобы общества следует, что  закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО «Спецгазтранс», по причине кризисного финансового состояния согласно оценке, проведенной в соответствии с методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур.

В заседании комиссии представители АО «ДГК»  доводы, изложенные в возражениях, поддержал в полном объеме.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

 Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников, иные лица  таким правом не обладают.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро от 04.10.2018 № 277 (далее – Положение о закупке), размещенным на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Пунктом 6.3 Положения о закупке к участникам закупок установлены единые требования.

Согласно пункта 6.3.3 Положения о закупке участник должен подготовить заявку по форме, установленной в документации о закупке. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием (акцептом – в случае проведения торгов) всех условий заказчика (организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности участника.

В соответствии с пунктом 6.3.4 Положения о закупке заказчик определяет требования к участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам.

Пунктом 6.3.7 Положения о закупке иные требования устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

02.10.2019 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «ДГК» размещено извещение № 31908361425 о  проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на право заключения договора  на поставку кислоты серной в моногидрате (ГКПЗ № 4201301-ЭКСП-ЭКСП ПРОД-2020-ДГК), закупочная документация, методика  проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «ДГК»  (далее - Методика).

Сроки подачи заявок с 02.10.2019 по 28.10.2019.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  16 595 421, 00 руб.

В закупочной документации в разделе 1.2 информация о проводимой закупке в пункте 1.2.6 содержит информацию о том, что участвовать в закупке могут только субъекты МСП.

В соответствии с пунктом 3.1.2 закупочной документации, чтобы претендовать на победу в закупке и получить права заключить договор с заказчиком, участник самостоятельно или коллективный участник  в целом должен отвечать требованиям, установленным в настоящей документации о закупке. Требования к участникам установлены  с учетом требований к продукции, являющейся предметом закупки.

Подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и документации о закупке (включая все приложения к ней) (пункт 4.6.2 закупочной документации).

В соответствии с пунктом 4.9.2 закупочной документации в рамках рассмотрения заявок осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 документации о закупке (приложение 5 – отборочные критерии рассмотрения заявок), к числу которых пунктом 3 приложения 3 к документации о закупке отнесено соответствие участника пунктам 2-8 раздела 10 закупочной документации, в том числе отсутствие кризисного финансового состояния в соответствии с Методикой.

Несоответствие участника закупки требованиям закупочной документации в силу пункта 4.9.5 закупочной документации является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.

В закупочной документации в приложении № 1  размещена методика, а также пояснения к методике.

Пункт 3 приложения 3 к закупочной документации устанавливает, что участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с указанным в методике порядком).

Подпунктом «а» пункта 3 приложения 3 к закупочной документации, установлено, что в составе заявки участник должен представить копию составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год),  с отметкой  налогового органа о приеме или, в случае, представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом.

Методика  устанавливает порядок проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников при осуществлении экспертизы их заявок (пункт 1.1.2 Методики).

В  соответствии с подпунктом «з» пункта 2.4.1  Методики  в частности установлен  следующий критерий отбора - это отсутствие у участника кризисного финансового состояния, при этом порядок определения финансового состояния  участника установлен в пункте 2.6 методики.

В пункте 2.6. Методики установлена проверка финансового состояния (устойчивости).

Согласно пункта 2.6.1 Методики для осуществления проверки финансового состояния (устойчивости) используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетные периоды (кварталы / года), установленные в документации о закупке, а именно:

- данные из бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001) и данные из отчета о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002)(подпункт «а»)  или

- данные, содержащиеся в заявке (требования к оформлению таких данных устанавливаются в документации о закупке), которые предоставлены вместо данных, указанных в пункте 2.6.1(б) методики (случаи предоставления таких данных определены в пункте 2.6.2 методики) (подпункт «б»).

Таким образом, порядок оценки финансового состояния участника закупки Закону о закупках не противоречит.

Как следует из протокола  заседания комиссии АО «ДГК» от 13.11.2019 № 1492 на участие в закупке подано три заявки, под защищенными  номерами            № 248159,  248625, 248719, которые приняты  к дальнейшему рассмотрению.

Согласно протоколу  заседания комиссии АО «ДГК» от 27.11.2019 №1493, заявка участника ООО «Спецгазтранс»  отклонена от дальнейшего рассмотрения  на основании п. 4.12.4(б) документации о закупке, так как участник  имеет кризисное  финансовое состояние (средний показатель 0,28), что не соответствует  Приложению № 3 раздела 10 документации о закупке.

В составе заявки на участие ООО «Спецгазтранс» были поданы следующие документы:  техническое предложение, календарный график,  письмо о подаче оферты, анкета участника, бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017, бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018, квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме.

Поскольку в соответствии  с закупочной документацией  и Методикой оценке подлежит бухгалтерский баланс  и отчет о финансовых результатах за последний завершенный и предшествующие ему финансовый год (включающий в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовой год), с отметкой налогового органа о приеме, оценке подлежит бухгалтерская отчетность ООО «Спецгазтранс» за 2018 год.

Как следует из заявки общества «Спецгазтранс»  и представленном бухгалтерском балансе за 2018 год, согласно методике общество находится в кризисном финансовом состоянии (средний показатель 0,28).

Материалами дела  подтверждено, что  обществу обоснованно закупочной комиссией  присвоено 0,28 балла, что свидетельствует о его  кризисном финансовом состоянии в соответствии с методикой, что в силу подпункта «з» пункта 2.4.1 методики, подпункта «б» пункта 4.12.4 закупочной документации является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.

Учитывая, что в соответствии с условиями документации о закупке и на основании документов и сведений, представленных ООО «Спецгазтранс», финансовое состояние общества оценено как кризисное, что  не опровергается заявителем в поданной жалобе, расчет финансового состояния  выполнялся   по одинаковым условиям в отношении каждого участника, что говорит о равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничениях при проведении закупки.

Поскольку требование об оценке финансовой устойчивости участников закупки и порядок такой оценки (методика)  размещены заблаговременно в составе закупочной документации, применяются  ко всем участникам закупки в равной мере, подаче заявок на участие в закупке не препятствуют, расчет финансового состояния ООО «Спецгазтранс» произведен в соответствии с установленным методикой порядком,  исходя  из представленных обществом в составе заявки документов,  комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.

Следовательно, оснований для признания  действий  АО «ДГК», в связи  с отклонением заявки и не допущением к участию в аукционе ООО «Спецгазтранс»,  как нарушающих Закон о закупке не имеется.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Спецгазтранс» на действия АО «Дальневосточная генерирующая компания»  при проведении  аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на право заключения договора  на поставку кислоты серной в моногидрате (ГКПЗ № 4201301-ЭКСП-ЭКСП ПРОД-2020-ДГК) (извещение № 31908361425) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.

                                                                                                                                              

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны