Постановление б/н ОАО "Мегафон" от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  122

о наложении штрафа по делу №  4-05/120

об административном правонарушении

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 08 ноября 2011 года  и материалы дела               № 4-05/120 об административном правонарушении, в отношении  ОАО «Мегафон» в связи с  распространением  рекламы тарифа «50 копеек», в присутствии представителя ОАО «Мегафон»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе  отделом рекламы и недобросовестной конкуренции 17 июня  2011 года отслежена реклама  тарифа «50 копеек»  ОАО «Мегафон» (10 секунд), распространяемая на канале «Первое краевое телевидение», следующего содержания: Звуковая информация: «Тариф, который Вы ждали. Всего 50 копеек за 1 МБ, звонки, SMS, MMS. Одна цена на все. Мегафон».Визуальная информация: крупным шрифтом: «Тариф, который Вы ждали. Всего 50 копеек за 1 МБ Интернета, 1 минута разговора,  1 SMS, 1 MMS. Одна цена на все. Мегафон. Будущее зависит от тебя. Подробности в офисах продаж и обслуживания, на сайте www.megafon.ru и по телефону 8 800 333 0500»; мелким шрифтом (1 секунда): «Указана стоимость минуты исходящего вызова, SMS, MMS. 1МБайт мобильного Интернета на номера операторов мобильной и фиксированной  связи Хабаровского края. Единая стоимость действует на номера домашнего региона. Фиксированная составляющая к тарифу за первую минуту разговора 1, 5 рублей. Начиная с 3001  минуты в месяц, стоимость  исходящего вызова на номера операторов мобильной и фиксированной связи Хабаровского края составляет 1 руб/мин. Стоимость 1 Мбайта мобильного Интернета   с 11- го в сутки  -2, 5 рубля за Мбайт».

     

Указанная реклама размещалась с 17 по 30 июня 2011 года. Кроме того,  указанная реклама размещалась в г. Хабаровске на телеканале «ТНТ» с 01 по 21 июня 2011 года; в г. Совгавань  на телеканале «СВТВ» 04, 05, 11, 12, 18 -20, 25, 26 июня 2011 года; в г. Амурске на телеканале «ТРК - Амур» с 01 по 11 июня,   17, 18 июня, с 20 по 25 июня, с 28 по 30 июня 2011 года; в г. Комсомольске – на – Амуре» на телеканале «СТС» с 02, 04, 07,09, 11, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 28,  30 июня 2011 года.

 

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Указывая привлекательные условия, реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с  оператором связи по заключению договора на определенных рекламой условиях.

 

В рекламе указано одно из условий  тарифа – 50 копеек за 1 МБайт, 1 минуту   звонка, SMS, MMS.

 

Остальные условия, такие как:  фиксированная составляющая к первой минуте разговора, с 3001  минуты в месяц, стоимость  исходящего вызова на номера операторов мобильной и фиксированной связи Хабаровского края составляет 1 руб/мин., стоимость 1 Мбайта мобильного Интернета  с 11- го в сутки  -  2, 5 рубля за Мбайт не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом, транслируются короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводит потребителя в заблуждение.

 

Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

 

Как следует из рекламы, стоимость каждой минуты исходящего вызова составляет  50 копеек. Между тем, реальная стоимость исходящего вызова складывается из однократно взимаемой  фиксированной составляющей к тарифу за первую минуту разговора  и стоимости вызова. При этом стоимость вызовы составляет 50 копеек, а  однократно взимаемая  фиксированная составляющая к тарифу за первую минуту разговора – 1, 5  рубля.  Учитывая изложенное, суммарная стоимость первой минуты исходящего вызова составляет  два рубля.

 

Информация о стоимости первой минуты (любой минуты) разговора исходящего вызова, включающая фиксированную плату, является существенной информацией, отсутствие которой  вводит потребителя в заблуждение относительно минуты исходящего вызова. Таким образом, стоимость исходящего вызова в размере  50 копеек в рекламе тарифа «Тариф, который Вы ждали»  указана без учета фиксированной составляющей, в связи с чем, указанная информация  вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости минуты исходящего вызова. Кроме того,  недоступность информации о том, что с 3001  минуты в месяц, стоимость  исходящего вызова на номера операторов мобильной и фиксированной связи Хабаровского края составляет 1 руб/мин., стоимость 1 Мбайта мобильного Интернета   с 11- го в сутки  - 2, 5 рубля за Мбайт   создает неправильное впечатление о рекламируемой  услуге.

 

Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта и время трансляции  рекламных надписей, не свидетельствует о том, что размер шрифта и время трансляции  может быть любым, поскольку это противоречит положениям ст. 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

 

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

 

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об  условиях  тарифа, влияющих на сумму расходов, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют. Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы. Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях тарифа, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

 

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Отсутствием в рекламе информации об условиях  тарифа  вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (услуги), что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

 

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО «Мегафон»  не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что рекламный ролик содержит всю существенную информацию  о тарифе, крупным и читаемым шрифтом указано, что подробности можно узнать на сайте и по телефону. Данный довод не принимается по следующим основаниям.

 

Возможность получения  подробностей о тарифе на сайте и по телефону не может свидетельствовать  о соблюдении требований законодательства о рекламе, поскольку влечет дополнительные расходы, связанные с выходом в Интернет, а также затрудняет возможность ознакомления со всеми условиями   тарифа   для   принятия решения  потребителем рекламы.

 

«Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой услуге – не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта» (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 марта 2009 г. N 15340/08).

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7  статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Рекламодателем, осуществившим размещение указанной   рекламы, является  ОАО «Мегафон». Данный факт подтверждается: письмом  ООО «Эйджис Медиа Си ЭС» от 22.06.2011 № 3-А-06/10, договором № А-04/2009 от 01.08.2009 года, заключенным между ООО «Эйджис Медиа Си ЭС» и ОАО «Мегафон», приложением № 1009 от 19 июля 2011 года, отчетом агента от 30.06.2011 года, подписанном ООО «Эйджис Медиа Си ЭС» и ОАО «Мегафон»  в лице коммерческого директора Дальневосточного филиала..

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ОАО «Мегафон» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «Мегафон»  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста   тысяч)  рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет: получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000010000140, ОКАТО 08401000000.

 

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны