Решение №2 Решение № 2 в отношении ОАО «Российские железные дороги» по ... от 6 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 2

Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- <…>

- заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля;

члены Комиссии:

- <…>

- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

 

-  <…>

- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителей:   

от заявителя: 

<…> – представитель по доверенности от 13.01.2014,

<…> – представитель по доверенности от 13.01.2014,

от ответчика:   

         <…> – начальник Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций, структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением, структурного подразделения Центральной дирекции  управления движением – филиала ОАО «РЖД» (дов. № 14Д от 29.12.2012),

<…> –  ведущий юрисконсульт  Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги»   (доверенность № 41Д от 24.10.2014),

рассмотрев дело № 3-1/180 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги»  (107014, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2)  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ООО «Компания Диалог-ДВ»  на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») по  нарушению Хабаровским Центром организации работы железнодорожных станций сроков, установленных ОАО «РЖД» для согласования и утверждения Технических условий на размещение и крепление грузов на подвижном железнодорожном составе,  не предусмотренных «Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» (далее НТУ), при согласовании и утверждении НТУ, направленных ООО «Компания «Диалог-ДВ».

Приказом Хабаровского УФАС России от 19.08.2014 № 607  возбуждено дело №  3-1/180 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела  № 3-1/180.

По результатам рассмотрения заявления, а также материалов и сведений, полученных в ходе рассмотрения дела № 3-1/180 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

Приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-Т ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Кроме того, приказом ФАС России от 14.06.2005 № 121 ОАО «РЖД» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %. Доля ОАО «РЖД» на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования составляет более 65 %.

ОАО «РЖД» в лице филиала Дальневосточной железной дороги включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %, как организация, имеющая в географических границах территории Хабаровского края долю более 65% на товарном рынке услуг железнодорожных перевозок (Приказы Хабаровского УФАС России от 14.06.1996 № 29-П, от 14.07.2004 № 17-П, от 17.10.2008 № 333).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ООО «Компания Диалог-ДВ» осуществляет  разработку и согласование в соответствующих подразделениях ОАО «РЖД» технической документации (эскизов, непредусмотренных технических условий (НТУ), местных технических условий (МТУ)), в соответствии с договорами на оказание услуг, заключенными с контрагентами.

В рамках договоров на оказание услуг, заключенных с ООО «Профиль ДВ» и ООО «Транс Экспресс ДВ», ООО «Компания Диалог-ДВ» были разработаны эскизы (схемы) размещения и крепления грузов в соответствии с «Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах», утвержденных МПС России 27.05.2003 № ЦМ-943 (далее ТУ № ЦМ-943).

НТУ № СХ2013-14/ДДВ (в рамках договора с ООО «Транс Экспресс ДВ», НТУ № СХ3012-14/ДДВ (в рамках договора с ООО «Профиль ДВ» и НТУ № СХ1016-14/ДДВ (в рамках договора с ЗАО «Синтез») 11.03.2014 были направлены ООО «Компания Диалог-ДВ» для согласования и утверждения в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Дальневосточной Дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (далее Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций) (вх. №79 и № 80 от 11.03.2014).

По результатам рассмотрения вышеназванных НТУ, только НТУ №СХ1016-14/ДДВ была согласована и утверждена, и после 28 суток – 08.04.2014  - передана ООО «Компания Диалог-ДВ».

При этом нормативными актами, разработанными ОАО «РЖД» для установления сроков на согласование и утверждение НТУ, установлено, что  срок согласования чертежей погрузки (НТУ) – не более 10 суток.

Не согласившись с допущенными Хабаровским Центром организации работы железнодорожных станций нарушениями сроков, установленных ОАО «РЖД» для согласования и утверждения технических условий на размещение и крепление грузов на подвижном железнодорожном составе,  не предусмотренных «Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» (НТУ), при согласовании и утверждении НТУ, направленных ООО «Компания «Диалог-ДВ», ООО «Компания Диалог-ДВ» обратилось в Хабаровское УФАС России.

Комиссией установлено следующее.

МПС России 27.05.2003 № ЦМ-943 утверждены «Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» (ТУ №ЦМ-943), которыми, в числе прочего, установлен порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации.

Пунктом 1.2 ТУ № ЦМ-943 определено, что размещение и крепление грузов способами, которые не предусмотрены настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее МТУ) согласно положениям, предусмотренным в пунктах 7.1, 7.2. настоящей главы. Размещение и крепление грузов способами, не разработанными ТУ И МТУ, должны выполняться  в соответствии со способами, установленными непредусмотренными техническими условиями (далее – НТУ) согласно положениям пункта 7.3 настоящей главы.

 Разделом 7 ТУ № ЦМ-943 определен порядок разработки, утверждения и внесения изменений в МТУ, НТУ. Пунктом 7.3 ТУ № ЦМ-934 определено, что разработка и утверждение НТУ, не предусмотренные настоящими ТУ и МТУ способы размещения и крепления грузов разрабатываются грузоотправителем для разовых либо нерегулярных перевозок грузов. Комплект документов НТУ должен содержать схему размещения и крепления груза, схему размещения и крепления используемого многооборотного или инвентарного средства крепления при его возврате в порожнем состоянии и расчетную пояснительную записку.

Пунктом 7.3.3 ТУ № ЦМ-934 определено, что утвержденный грузоотправителем проект НТУ в четырех экземплярах представляется перевозчику для согласования и последующего утверждения. Согласно пункту  7.3.5 ТУ № ЦМ-934, контрольный экземпляр НТУ должен храниться у перевозчика, согласно пункту 7.3.7 срок действия НТУ – 5 лет.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 16.08.2004 № 3109р утверждено «Положение о Порядке разработки, утверждения и согласования схем размещения и крепления грузов, перевозимых ОАО «РЖД», которым определено, что НТУ разрабатываются грузоотправителем для разовых нерегулярных перевозок; комплект документов для согласования НТУ должен содержать схему размещения и крепления груза и расчетно-пояснительную записку; грузоотправитель направляет проект НТУ в четырех экземплярах для согласования в отдел грузовой и коммерческой работы, отдел вагонного хозяйства отделения железной дороги, в состав которой входит станция отправления, а при отсутствии отделения железной дороги – в службу грузовой и коммерческой работы, службы вагонного хозяйства железной дороги. Согласование НТУ должно быть оформлено актом, который подписывают работники, участвовавшие в рассмотрении, акт утверждают: при рассмотрении в отделении дороги – главный инженер отделения железной дороги; при отсутствии отделения железной дороги – начальник службы грузовой и коммерческой работы железной дороги. Действие НТУ распространяется только на конкретное предприятие-грузоотправитель, которым разработаны НТУ.

Комиссия констатирует, что вышеприведенные акты не содержат указания на срок, необходимый для утверждения и согласования НТУ в соответствующем структурном подразделении ОАО «РЖД».

В соответствии с положением о Дальневосточной дирекции управления движением – структурном подразделении Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», утвержденным начальником Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» 06.09.2010 № ЦД-64, Хабаровский, Владивостокский, Комсомольский и Тындинский центры организации работы железнодорожных станций являются подразделениями Дирекции, в свою очередь, железнодорожные станции Уссурийск, Гродеково, Находка, Находка-Восточная, Ванино, Беркакит, Хабаровск-II являются структурными подразделениями Дирекции. Помимо этого, подпунктом 9 пункта 9  указанного положения установлено, что Дальневосточная Дирекция управления движения – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» организует, планирует и управляет перевозками специальных, воинских и негабаритных грузов, согласовывает грузоотправителям  технические условия перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов.

Дальневосточной Дирекцией управления движением – структурным подразделением  Центральной дирекции управления движением – филиалом ОАО «РЖД»  13.06.2012 издано распоряжение № ДВОСТД-62р «О порядке утверждения и сроках рассмотрения чертежей погрузки грузов в Дальневосточной дирекции управления движением» (далее распоряжение №62р). Пунктом 1 распоряжения № 62р определено, что процесс рассмотрения, согласования и утверждения чертежей погрузки следует производить: 1.1 для габаритных грузов, имеющих вращающиеся или самовыдвигающиеся детали, и негабаритных грузов - в Дальневосточной дирекции управления движением; 1.2. для всех остальных габаритных грузов – в Хабаровском, Владивостокском, Комсомольском, Тындинском центрах организации работы железнодорожных станций. 

В соответствии с пунктом 2 распоряжения № 62р, срок согласования чертежей погрузки в Хабаровском, Владивостокском, Комсомольском, Тындинском центрах организации работы железнодорожных станций установить не более 10 суток.

Пунктом 3.3 распоряжения № 62р установлено, что утверждение чертежей производится заместителем начальника Хабаровского, Владивостокского, Комсомольского, Тындинского центров организации работы железнодорожных станций – начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок. В случае отсутствия заместителя начальника Центра  организации работы железнодорожных станций – начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок более 1 суток, утверждение чертежей погрузки габаритных грузов возложить на начальника Центра организации работы железнодорожных  станций.

На основании распоряжения № 62р Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций 16.10.2013 издано распоряжение № 35р «О порядке рассмотрения и утверждения способов размещения и крепления грузов, не предусмотренных Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» (далее распоряжение № 35р).

В соответствии с пунктом 1 распоряжения № 35р, контроль и экспертизу за правильностью расчетов, за соответствие требованиям, предъявляемым к НТУ при разработке их грузоотправителями, а также за ведение учета и регистрации  вышеуказанных НТУ возложен на инспектора по железнодорожным путям необщего пользования отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок <…>, а при его отсутствии более одних суток на заместителя начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок <…>.

Согласно пункту 2 распоряжения № 35р, утверждение НТУ производится после их согласования заместителем начальника или главным инженером вагонного эксплуатационного депо станции Хабаровск-2 либо лицами, их замещающими.

Пунктом 3 распоряжения № 35р установлено, что утверждение НТУ производится заместителем начальника Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций – начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок <…> либо лицом, его замещающим; в случае отсутствия заместителя начальника Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций – начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок более одних суток, утверждение НТУ производится начальником Хабаровского центра организации работы железнодорожных станции <…> либо лицом, его замещающим.

Пунктом 4 распоряжения № 35р установлен срок на проведение контроля и экспертизы НТУ – не более 3 суток.

Распоряжение № 35р на момент направления ООО «Компания Диалог-ДВ» НТУ № СХ2013-14/ДДВ, НТУ № СХ3012-14/ДДВ  и НТУ № СХ1016-14/ДДВ являлось действующим.

Также на основании распоряжения № 62р Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций 31.03.2014 издано распоряжение № 10/р «О порядке рассмотрения и утверждения способов размещения и крепления грузов, не предусмотренных Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» ЦМ-943 от 27 мая 2003 года» (далее распоряжение № 10/р). Пунктом 8 распоряжения № 10/р установлен срок рассмотрения НТУ – не более 10 суток при отсутствии замечаний, в случае наличия замечаний – не более 10 суток после устранения замечаний.

Как следует из пояснений ОАО «РЖД» Хабаровскому УФАС России (письмо №9141/ДВОСТД от 28.11.2014), с момента издания распоряжения №10р распоряжение № 35р отменено, однако документов, свидетельствующих об отмене распоряжения № 35р,  Хабаровскому УФАС России не представлено, текст распоряжения № 10р также не содержит указаний об отмене распоряжение № 35р.

 Комиссия констатирует следующее.

Между ООО «Компания Диалог-ДВ» и ООО «ТрансЭкспресс ДВ» заключен договор на оказание услуг № РЖД/22 от  22.03.2014 (далее Договор), предметом которого (пункт 1.1 Договора) является обязанность Исполнителя (ООО «Компания Диалог-ДВ») для Заказчика (ООО «ТрансЭкспресс ДВ) оказать услуги по разработке и согласованию эскизов размещения и крепления грузов в соответствии с «Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» ЦМ-943 от 27 мая 2003 года (далее ТУ), или способа размещения и крепления грузов, которые не предусмотрены ТУ (далее НТУ) для перевозки на железнодорожных вагонах, а Заказчик на условиях настоящего договора – принять и оплатить услуги Исполнителя.

Пунктом 4.5 Договора определено, что в случае утверждения Заказчиком проекта НТУ, разработанного Исполнителем,  уполномоченными лицами Заказчика подписывается акт выполненных работ, после этого утвержденный Заказчиком проект передается Исполнителю для согласования с представителями перевозчика в лице ОАО «РЖД», согласно распоряжений и телеграмм о порядке и сроках согласования НТУ в ОАО «РЖД» и филиала ОАО «РЖД» Дальневосточная железная дорога.

Пунктом 5.1.1 Договора Исполнитель обязуется произвести надлежащим образом оказание услуг, указанных в пункте 1.1 Договора, на условиях и в срок, оговоренные настоящим Договором. В соответствии с пунктом 5.1.3 Исполнитель обязывается  своевременно устранять дефекты и недостатки, в части расчетов проектов, выявленных в процессе согласования, без увеличения стоимости.

Аналогичные договоры заключены ООО «Компания Диалог-ДВ» и с иными контрагентами – ООО «Профиль ДВ» и ЗАО «Синтез».

В рамках заключенных договоров, ООО «Компания Диалог-ДВ» были разработаны эскизы (схемы) размещения и крепления грузов (НТУ). 

11.03.2014 НТУ № СХ2013-14/ДДВ, НТУ № СХ3012-14/ДДВ и НТУ №СХ1016-14/ДДВ были направлены ООО «Компания Диалог-ДВ» для согласования и утверждения в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций (вх. № 79 и № 80 от 11.03.2014).

Письмами от 13.03.2014 (вх. № 92 от 14.03.2014), от 18.03.2014 (вх. №101 от 18.03.2014) и от 20.03.2014 (вх. № 106) ООО «Компания Диалог-ДВ» обращалось в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций   с просьбой о согласовании представленных НТУ и уведомлении ООО «Компания Диалог-ДВ» о причинах задержки  в утверждении указанных НТУ.

Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций письмом  № 17/19 от  21.03.2014 (т.е. спустя 10 дней с момента поступления НТУ) сообщил ООО «Компания Диалог-ДВ» о том, что НТУ № СХ2013-14/ДДВ, НТУ № СХ3012-14/ДДВ и НТУ № СХ1016-14/ДДВ   находятся на проверке у начальника Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций, по окончании процедуры проверки они будут согласованы либо возвращены с указанием замечаний в письменной форме.

31.03.2014 (спустя 20 дней с момента поступления НТУ) ООО «Компания Диалог-ДВ» получило от Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций замечания к указанным выше НТУ (за подписью должностного лица <…>), не согласившись с которыми  письмами б/н от 02.04.2014 ООО «Компания Диалог-ДВ» обратилось в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций с возражениями (пояснениями) на полученные замечания (вх. № 143 и 144 от 03.04.2014).

Также письмом от 02.04.2014 ООО «Компания Диалог-ДВ» направило в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций исправленные, с учетом замечаний, НТУ № СХ3012-14/ДДВ (вх. № 145 от 03.04.2014).

В дальнейшем в НТУ № СХ2013-14/ДДВ и НТУ №СХ3012-14/ДДВ ООО «Компания Диалог-ДВ» не вносились изменения из-за расторжения заключенных с контрагентами договоров ввиду задержки сроков согласования (письма ООО «Профиль ДВ» от 04.04.2014 и ООО «ТрансЭкспресс ДВ» от 02.04.2014, направленные в адрес ООО «Компания Диалог-ДВ»).

Как следует из пояснений ОАО «РЖД» (письмо №9141/ДВОСТД от 28.11.2014) и указано в заявлении ООО «Компания Диалог-ДВ», окончательно Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций НТУ № СХ1016-14/ДДВ были согласованы 08.04.2014 (т.е. спустя 28 дней с момента поступления) и переданы ООО «Компания Диалог-ДВ».

Комиссия отмечает, что указанный выше срок согласования НТУ (28 дней с момента поступления НТУ на согласование) явился бы нарушением и распоряжения № 10/р (которым установлен срок рассмотрения НТУ – не более 10 суток при отсутствии замечаний, в случае наличия замечаний – не более 10 суток после устранения замечаний).

Комиссия приходит к выводу о том, что в период с 11.03.2014 (даты поступления в Хабаровский центр организации работы железнодорожных станций) до 31.03.2014 (даты внесения замечаний к вышеуказанным НТУ) Хабаровским центром организации железнодорожных станций нарушен срок  рассмотрения и утверждения НТУ, установленный распоряжениями № 35р и №62р.

 ОАО «РЖД» письмом № 9141/ДВОСТД от 28.11.2014, а также в заседаниях Комиссии признало факт нарушения установленных ОАО «РЖД» сроков на согласование и утверждение поступающих НТУ.

При этом, как следует из пояснений ОАО «РЖД», «основная часть задержек по согласованию и утверждению НТУ была допущена Хабаровским Центром организации работы железнодорожных станций в период с 01.03.2014 по 31.03.2014, что объясняется незапланированным увольнением одновременно трех работником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок: начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, заместителя начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок и приемосдатчика станции Амур, в тот период исполняющего обязанности инспектора по подъездным путям. Данная ситуация усугубилась систематическими отсутствиями на рабочем месте по уважительным причинам обоих руководителей отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, что привело к тяжелому положению дел в отделе».

ОАО «РЖД» Хабаровскому УФАС России также представлен анализ  отсутствия  по различным причинам начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок и заместителя начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок с декабря 2013 года до даты увольнения 28.02.2014.                                                                                                                                                                                             

 Также ОАО «РЖД» пояснило Хабаровскому УФАС России, что «назначение на должность отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок произошло 28.03.2014 года, а заместителя начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок 17.04.2014, что не могло не влиять  на оперативность решения всех вопросов в рамках компетенции отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок. Единственным руководителем, имевшим опыт работы в вопросах согласования и утверждения НТУ, была <…>, назначенная на должность начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, которая с учетом большого объема работы, возложенного на нее в качестве исполняющей обязанности заместителя начальника Хабаровского центра – начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, не в состоянии одновременно выполнять функции за старшего инспектора по путям необщего пользования. До момента издания распоряжения  начальника Хабаровского центра от 31 марта 2014 года № 10р уполномоченным работником о проставлении отметки о согласовании НТУ, согласно пункта 1 распоряжения начальника Хабаровского центра от 16.10.2013 года № 35р, являлся старший инспектор по путям необщего пользования. С 31.03.2014 распоряжением начальника Хабаровского центра от 31 марта 2014 года №10р, полномочия по проставлению отметки о согласовании НТУ возложена на заместителя начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Хабаровского центра <…>».

Кроме того, «проекты НТУ поступили на проверку 11.03.2014 и были переданы для контроля и экспертизы за правильностью расчетов старшему ревизору отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Хабаровского центра организации работы железнодорожных станций <…>, по причине не укомплектования штата. Данный работник обладает достаточными полномочиями и компетенцией для проверки вышеуказанных НТУ, данная проверка направлена на обеспечение безопасности движения поездов. Отметок о согласовании им не проставлялось, так как распоряжением начальника Хабаровского центра от 16 октября 2013 года №35р установлено, что данная обязанность возложена на заместителя начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок. По причине разъездного характера работы и выполнения непосредственно своих прямых обязанностей произошла задержка в проверке вышеуказанных НТУ».

Комиссия отмечает следующее.

Как следует из вышеуказанных пояснений ОАО «РЖД», ревизор отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок <…> обладает достаточными полномочиями и компетенцией для проверки вышеуказанных НТУ, следовательно, указанный сотрудник после получения НТУ на проверку 11.03.2014 имел возможность для соблюдения сроков, установленных распоряжениями № 62р и №35р, однако внес соответствующие замечания только 31.03.2014.

Кроме того, Комиссия отмечает, что факт отсутствия соответствующих причастных работников ОАО «РЖД» на рабочем месте ввиду разъездного характера работы не может стать объективной причиной несоблюдения сроков, установленных распоряжением №35р для проверки и согласования НТУ.

Как следует из представленной ООО «Компания Диалог-ДВ» Комиссии информации, в результате нарушения ОАО «РЖД» сроков на рассмотрение и согласование НТУ, контрагенты ООО «Компания Диалог-ДВ» - ООО «ТрансЭкспресс ДВ» и ООО «Профиль ДВ» расторгли заключенные с ООО «Компания Диалог-ДВ» договоры, что повлекло за собой ущерб в виде упущенной выгоды в сумме 24 тысяч рублей.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что ООО «Компания Диалог-ДВ», как организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, в том числе связанную с разработкой и согласованием НТУ, во взаимодействии с контрагентами и ОАО «РЖД» основывается на сроках, установленных ОАО «РЖД» для согласования НТУ. Следовательно, несоблюдение ОАО «РЖД» сроков, установленных для рассмотрения и согласования НТУ, может негативно отразиться на деятельности ООО «Компания Диалог-ДВ» (ввиду имеющейся возможности нарушения ООО «Компания Диалог-ДВ» сроков, установленных договорами с контрагентами), и может привести к ущемлению интересов ООО «Компания Диалог-ДВ», как субъекта предпринимательской деятельности.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/180 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «РЖД» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО «РЖД» также установлено не было.

Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ОАО «РЖД» по нарушению сроков, установленных распоряжениями № 35р и № 62р, при рассмотрении и утверждения НТУ №СХ2013-14/ДДВ, НТУ № СХ3012-14/ДДВ и НТУ № СХ1016-14/ДДВ, направленных ООО «Компания Диалог-ДВ» в рамках заключенных с контрагентами договоров, усматривается нарушение части 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции.

Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности свидетельствует о пренебрежительном отношении ОАО «РЖД» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг железнодорожных перевозок и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования,    имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.  

На основании изложенного выше, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено наличие вины ОАО «РЖД» в  рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «РЖД».

 Учитывая факт согласования НТУ № 1016-14/ДДВ,  Комиссия  не усматривает оснований для выдачи ОАО «РЖД» предписания, предусмотренного статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением  либо предписания  о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  №  135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:              

Признать  ОАО «Российские железные дороги» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении Хабаровским Центром организации работы железнодорожных станций сроков согласования и утверждения НТУ №СХ2013-14/ДДВ, НТУ № СХ3012-14/ДДВ и НТУ №СХ1016-14/ДДВ, направленных ООО «Компания Диалог-ДВ» в рамках заключенных с контрагентами договоров, установленных  Хабаровским центром организации работы железнодорожных станций распоряжением от 16.10.2013 № 35р «О порядке рассмотрения и утверждения способов размещения и крепления грузов, не предусмотренных Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» и     Дальневосточной Дирекцией управления движением – структурным подразделением  Центральной дирекции управления движением – филиалом ОАО «РЖД»  распоряжением от 13.06.2012 № ДВОСТД-62р «О порядке утверждения и сроках рассмотрения чертежей погрузки грузов в Дальневосточной дирекции управления движением».

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны