Решение №20 Решение № 20 в отношении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спец... от 20 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

РЕШЕНИЕ № 20

                                                                                                        г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2015 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» - <…> (доверенность от 17.10.2014), <…> (доверенность от 16.03.2015 № 4/191),

ООО «Ф-Проект» - представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества,

рассмотрев дело № 8-01/8 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО «Ф-Проект» с жалобой на действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» при проведении запроса котировок на поставку специализированного оборудования и специализированной мебели (извещение № 31401901438).

Из обращения следует, что предприятием необоснованно сокращен срок подачи заявок на участие в закупке, поскольку дни с 01.01.2015 по 11.01.2015 являлись нерабочими, в перечень закупаемого оборудования включены технологически и функционально не связанные товары, начальная (максимальная) цена договора необоснованна, не соблюдена квота 18% для малых предприятий.

Предприятием представлен отзыв, поддержанный его представителями в заседании комиссии, о несогласии с нарушением антимонопольного законодательства, поскольку установленные сроки подачи заявок соответствуют Положению о закупках предприятия. Котировочной документацией установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в составе заявки, которые не являются специфичными и оформляются в процессе обычной хозяйственной деятельности. Все заявки принимались в электронной форме посредством функционала ЭТП и направление их заказчику почтовой связью не требовалось. Участие в закупке принимали два претендента, заявки которых отклонены, закупка признана несостоявшейся. Доводы жалобы об объединении в предмете закупки технологически и функционально несвязанных товаров неосновательны, так как в результате изучения рынка установлено, что как минимум пять компаний имеют возможность поставить требуемый товар, две из которых принимали участие в закупке. Необходимость закупки товара у субъектов малого предпринимательства  в данном случае отсутствовала исходя из того, что постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352, которым установлено соответствующее требование, вступит в силу только с 01.07.2015. Начальная (максимальная) цена формировалась по результатам изучения коммерческих предложений трех компания, минимальное из которых принято за основу. В соответствии с информацией ЭТП, до окончания срока подачи заявок закупочную документацию скачали шесть хозяйствующих субъектов, в связи с чем у заинтересованных лиц имелась возможность своевременно подготовить и подать заявку на участие в проводимой закупке.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

31.12.2014 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31401901438 о проведении запроса котировок на поставку специализированного оборудования и специализированной мебели. Начальная (максимальная) цена договора 140630961,25 руб. Срок подачи заявок установлен до 14.01.2015.

Поставка оборудования предназначена для установки во Владивостокском училище на 560 человек и комплексе зданий филиала Военного учебно-научного корпуса центра ВМФ «Военно-морская академия» имени адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

Пунктом 12 извещения о закупке установлено, что заявки принимаются исключительно посредством функционала Электронной торговой площадки Торговой системы «Спецстройторг».

Для участия в закупке претендент обязан сформировать заявку, приложив к ней выписку из ЕГРЮЛ сроком действия не ранее шести месяцев до дня размещения извещения, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени участника, бухгалтерскую (финансовую) отчетность с отметкой налогового органа о приеме, информацию о всей цепочке собственников, решение об одобрении или о совершении крупной сделки (при необходимости), документы, подтверждающие соответствие участников требованиям законодательства. Предоставление иных документов документацией не предусмотрено.

На участие в закупке поданы заявки ООО «Ритц», ООО «ТД-Октябрь», заявки претендентов отклонены, в связи с несоответствием требованиям документации, запрос котировок признан несостоявшимся (протокол от 16.01.2015 № 087736 ЗК ЭТП/2014).

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 21 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» установлено, что извещение о проведении открытого запроса котировок размещается организатором закупки в единой информационной системе не менее чем за пять дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.

Разделом 5.5. регламента работы Торговой Системы «Спецстройторг» установлено, что ЭТП функционирует в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения запланированных профилактических работ и внепланового устранения сбоев, что обеспечивает подачу заявок и прилагаемых к ним документов в любое время, вне зависимости от того является ли день подачи заявки рабочим или выходным.

Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 января. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. В связи с совпадением праздничных нерабочих дней 3 и 4 января 2015 года с субботой и воскресеньем, предусмотрен перенос выходных дней с субботы 3 января на пятницу 9 января (постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 № 860). 10 и 11 января 2015 года также являлись нерабочими днями.

Одним из документов, предоставляемых в составе заявки, является выписка из ЕГРЮЛ, срок предоставления которой в соответствии с пунктом 18 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Минфина России от 23.11.2011 № 158н, составляет не более чем пять дней со дня получения соответствующего запроса налоговым органом.

Также участник обязан в составе заявки представить свое коммерческое предложение по обширной номенклатуре необходимого заказчику специфического товара, с начальной (максимальной) ценой 140630961,25 руб.

В Положении не указано, что отведенные на подачу заявки дни должны быть рабочими, и не определен порядок исчисления такого срока, однако оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в закупке всех желающих, обеспечиваемой организатором закупки в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.

Учитывая, что установленный Положением минимально возможный срок на подачу заявок на участие в закупке, равный как минимум пяти дням, направлен на обеспечение гарантий лиц, желающих принять участие в такой закупке, то включение в такой срок праздничных дней января (одиннадцать нерабочих дней непрерывно), в совокупности свидетельствуют о нарушении публичных правил в виде необоснованного ограничения доступа к закупке (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Течение пятидневного срока, установленного для подачи заявки (как минимально возможного по Положению), не может начинаться в нерабочие дни, поскольку в такие дни отсутствует возможность совершения действий по оформлению документов заявки, а значит такой срок не обеспечивает гарантированный Положением разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в закупке.

Организатор закупки при установлении срока начала и окончания подачи заявок должен учитывать направленность такого срока на обеспечение доступа к закупке, то есть реальной возможности для потенциальных участников подать заявку, и не допускать в связи с этим наложения таких сроков на особые периоды времени в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней, поскольку из предоставленных дней одиннадцать являлись нерабочими для всех возможных участников спорных правоотношений и иных лиц, с которыми связаны действия по подготовке к участию в закупке: налоговый орган (невозможно в регламентированные сроки получить выписку), потенциальные участники закупки - юридические лица и индивидуальные предприниматели (невозможно подготовить документы для участия в закупке ввиду отсутствия сотрудников).

Учитывая специфику предмета закупки, объем и технические требования к закупаемому товару, а также то обстоятельство, что фактически на подачу заявки отведено три рабочих дня, у потенциальных претендентов, по мнению комиссии, отсутствовала реальная возможность надлежащим образом подготовить и подать свои заявки, оценить техническую и финансовую возможности участия в закупке. Представленной в материалы дела информацией официального сайта ЭТП подтверждается, что из десяти претендентов, просмотревших до окончания срока подачи заявок закупочную документацию, только два подали заявки, которые закупочной комиссией предприятия отклонены.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Из предмета запроса котировок следует, что поставка оборудования предназначена для установки во Владивостокском училище на 560 человек и комплексе зданий филиала Военного учебно-научного корпуса центра ВМФ «Военно-морская академия» имени адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

В приложении к информационной карте открытого запроса котировок содержится перечень оборудования для естественно-научных измерений, специализированной мебели, лаборатории химии, кабинета биологии, лаборатории и лаборантской биологии, кабинета физики, наборов для проведения демонстрационных мероприятий, лаборатории и лаборантской физики, лингафонного кабинета, кабинета робототехники, столярной мастерской, слесарной мастерской и иного оборудования и мебели. Данное оборудование и мебель предназначены для организации и проведения образовательного процесса, имеют единое комплексное целевое назначение, связаны с предметом закупки, соответственно, основания для вывода о нарушении предприятием указанного запрета отсутствуют.

Ссылка общества на нарушение предприятием постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» комиссией отклоняется, поскольку в силу пункта 2 данного постановления оно применяется в отношении отдельных видов юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей, с 1 июля 2015 года, в отношении остальных отдельных видов юридических лиц - с 1 января 2016 года.

Оценка доводов заявления о необоснованности сформированной начальной (максимальной) цены закупки не относится к полномочиям антимонопольного органа.

Учитывая, что закупка признана несостоявшейся, комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», выразившиеся в необоснованном ограничении доступа к участию в запросе котировок на поставку специализированного оборудования и специализированной мебели (извещение № 31401901438) путем установления в извещении и документации о запросе котировок сроков, объективно не обеспечивающих возможность своевременной подачи заявки на участие в закупке, нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

 Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны