Решение №4/7211 Решение по жалобе гр* (вх. № 4/7066 от 18.05.2022) о наруше... от 12 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/5-663/2022

 

11 июля 2022 года                                                                                       г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

врио руководителя  управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/5-663/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Русаковым А.А. рекламы  с нарушением требований  пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие РРусакова А.А., извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,

                                                    

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес  Хабаровского УФАС России  поступило заявление   гр*  (вх. № 4/7066 от 18.05.2022) о нарушении  рекламного законодательства при распространении  методом почтовой рассылки листовки следующего содержания:

«Информируем абонента, что установленный в вашей   квартире  прибор учета  электроэнергии имеет истекший  срок действия метрологической аттестации и не  соответствует  требованиям законодательных  и нормативных документов:

- ФЗ № 102 «Об обеспечении единства средств измерений»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии».

В связи с этим, показания по данным приборам  учета не могут быть приняты к денежному расчету, до устранения нарушений.

Вам предписывается:

В срок до 07 мая 2022 года произвести замену Вашего электросчетчика на новый прибор учета 2021-2022 года выпуска, с классом точности  не ниже 2.0, дата поверки прибора не должна быть 12 месяцев от даты выпуска.

В случае, если Вами не будет  восстановлен надлежащий учет электроэнергии, начисления за потребленную электроэнергию будут производиться  в соответствии с п.166 ОПФРР без последующего перерасчета из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца.

На замену электросчетчика можно записаться по телефону 51-64-29 (Диспетчерская служба).

Начальник отдела Энергонадзора   Загороднев А.А.».  

 

Как указано в заявлении изложенная  информация подается в виде официального  обращения (предписания) специализированной службы, рассчитана на людей пожилого возраста, которые не всегда могут отличить официальный документ и  носит обязательный характер.

 

               Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон о рекламе ) определено, что реклама - это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке.

 

      Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виду (предписания) по почтовым ящикам  подъезда многоквартирного дома;

- предназначенная для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращение внимания на услуги  по замене приборов электроэнергии, а также на лицо, оказывающие эти услуги  - отдел Энергонадзора;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

 

Таким образом, соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

 

При этом вышеуказанное предостережение оформлено с использованием элементов, сходных с элементом, применяемом при оформлении извещений/квитанций жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к плательщикам.  

 

Из текста рекламной листовки следует, что обратиться за оказанием рекламируемых услуг  по  замене электрических счетчиков  необходимо по телефонному номеру 51-64-29.

   В соответствии с выпиской из Российской системы и плана нумерации  номер 8 (4212) 51-64-29 принадлежит номерной емкости  ООО «МСН-Телеком». 

  По сообщению ООО «МСН-Телеком» абонентский номер 8 (4212) 51-64-29  выделен ООО «Метротел».

  Из информации ООО «Метротел» (вх. № 4/7327 от 24.05.2022), представленной по запросу антимонопольного органа, следует, что  телефонный номер 51-64-29 в рамках оказания услуг связи  путем совершения конклюдентных действий в соответствии с пунктом 21 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 09.12.2014  № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» передан в пользование   Русакову Алексею Анатольевичу.

  При осуществлении набора телефона  диспетчерской службы, указанного в рекламе 51-64-29, на вопрос о лице,  оказывающем услуги, заявленные в рекламе,  отвечают, что услуги по замене электросчетчиков осуществляет ООО «Энергонадзор».

 

   Общие требования  к рекламе закреплены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой  реклама должна быть  добросовестной и достоверной.

  В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы).

 

         Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

 В нарушение данных правовых норм в тексте рекламы не содержатся  соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг, а содержатся сведения о возможности  проведения услуги – замена счетчика электроэнергии собственником  жилого помещения в несуществующей как юридическое лицо  организации – отделе Энергонадзора, тем самым потребители  вводятся в заблуждение относительно исполнителя услуг, в связи с отсутствуем в ней соответствующей информации.

 

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В данном случае предполагается, что наименование  «отдел Энергонадзора» в предостережениях использованы в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

 

Следовательно, такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, производящего замену счетчиков электроэнергии, а также срочности и необходимости такой замены в отделе «Энергонадзора», а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя  искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы в связи с отсутствуем соответствующей информации. и свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом  20 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель. 

Установлено, что рекламодателем является Русаков А.А.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей  рекламу о замене электросчетчиков  с истекшим сроком действия, распространенную Русаковым А.А. методом  почтовой рассылки по адресу: г. Хабаровск,  пер. Санитарный, д. 73,  поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать Русакову А.А.  обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                      

 

Члены Комиссии:                                                                                  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны