Решение №027/10/18.1-212/2021 Решение по жалобе ООО «Проминвест» на действия ООО «Межрайто... от 1 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей: заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:  начальник отдела контроля органов власти;  главный специалист-эксперт  отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Проминвест» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие представителя  в заседании комиссии  не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи;

 - ООО «Межрайтопливо» - представитель по доверенности от 11.01.2021 №02/2021,  

 

рассмотрев жалобу  ООО «Проминвест», материалы дела №8-01/31 (027/10/18.1-212/2021),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «Проминвест» на действия ООО «Межрайтопливо»  при проведении запроса предложений № 14 на право заключения договора поставки нефтепродуктов для нужд Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края  (извещение № 32109971718).

Как следует из жалобы, заказчиком в пункте 2.5.2 документации о проведении запроса предложений необоснованно установлено требование о  приложении паспорта (сертификата) качества, на предлагаемый к поставке товар, выданного производителем товара, справки  об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам,  пеням, штрафам, процентам, также объединение в один лот поставки и услуги по перевозке ограничивает конкуренцию.

Представитель ООО «Межрайтопливо» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 01.03.2021  №б/н, дополнительно пояснив, что установление требований по включению в состав заявки копии паспорта (сертификата) качества на  предлагаемый к поставке мазут топочный М-100, III вида,  малозольный не противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и как следует, не ограничивает конкуренцию. Аналогичный вывод о включении в состав заявки сертификатов (паспортов) качества, изложен в письме  Министерства экономического развития РФ от 10.11.2016 №Д28и-3121. Установление требования о предоставлении участником закупки соответствующих справок, выданных территориальным органом ФНС России  не является ограничением конкуренции. Установление требования о  поставке товара по заявкам заказчика не является ограничением конкуренции,  поскольку с учетом требований п. 4 ч.10 ст. 4 Закона 223-ФЗ  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны  место, условия,  и сроки (периоды) поставки товара.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 17.00 ч. 01.03.2021.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,  пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-  Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пункт 4); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «Межрайтопливо» (далее – Положение о закупке), размещенного на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Запрос предложений – форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (пункт 2.11 Положения о закупке).

Организатор устанавливает в документации о закупке требования к участникам с целью обеспечения отбора поставщика (исполнителя, подрядчика), способного своевременно и качественно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом договора (договоров), в том числе, но не ограничиваясь, могут быть установлены следующие требования, в том числе отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (пункт 6.1.4 Положения о закупке). 

К участникам закупки организатор вправе предъявить дополнительные, не указанные в настоящем положении требования в зависимости от предмета закупки, указав их в документации о закупке (пункт 6.5 Положения о закупке).

Заявка должна содержать все сведения и документы, установленные заказчиком в документации о закупке, включая:

- предложение участника в отношении предмета (качества, технических и иных характеристик товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, к результатам работ, услуг, объёмам работ, услуг), цены (включая расчёт цены) и других условий договора (договоров) с приложением документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг, которые являются предметом договора (договоров), требованиям, установленным документацией о закупке и предложениям участника (подпункт 6 пункт 8.10 Положения о закупке);

- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 7 пункт 8.10 Положения о закупке);

- оригинал или надлежаще заверенную копию справки из налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 % (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период, полученную не ранее чем за 3 (три) месяца до даты проведения закупки, или документы, подтверждающие факт обжалования участником наличия указанной задолженности, если решение по жалобе на дату рассмотрения заявки не принято (подпункт 15 пункт 8.10 Положения о закупке);

- копии отчетов о прибылях и убытках (форма бухгалтерской отчетности №2) с отметкой налогового органа за предыдущие 2 года, а также копии вышеотмеченных бухгалтерских отчетов по итогам завершенного квартала текущего года с подписью руководителя, если имеется, заключение аудиторов за соответствующий отчетный период. В случае применения упрощенной системы налогообложения, могут быть представлены копии налоговой декларации с отметкой налогового органа за предыдущие 2 года (подпункт 16 пункт 8.10 Положения о закупке).

09.02.2021 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru  ООО «Межрайтопливо» размещено извещение № 32109971718 о проведении запроса предложений № 14 на право заключения договора поставки нефтепродуктов для нужд Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края  (извещение № 32109971718). 

Начальная (максимальная) цена   договора -  78 980 000,00 руб. с учетом НДС.  Срок подачи заявок – с 09.02.2021 по  17.02.2021. Дата подведения итогов – 17.02.2021.

Вид, марка, характеристика товара: мазут топочный М-100, III вида,  малозольный (техническое задание).

Поставка продукции необходима для нужд Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (пункт 2 извещения). 

Предмет договора: поставка нефтепродуктов  для нужд Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (извещение пункт 3).

Источник финансирования: средства организации, предоставляющей услуги по выработке тепловой энергии на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Место поставки (адрес) согласно технического задания: франко-склад котельных предприятий ЖКХ г. Советская Гавань: – котельная № 1 (ул. Киевская, 2Б) – котельная № 3 (ул. Морская, д. 7А); – котельная №6 (ул. Корабельная,6); – котельная № 8 (ул. Лазо, 8). Поставку на склады котельных осуществить специализированными транспортными средствами, в соответствии с заявками заказчика (грузополучателя). Также осуществляется перевозка мазута силами и средствами поставщика со склада котельной №3, ул. Морская, 7А (по  заявкам заказчика до складов котельных г. Советская Гавань: - котельная №1 (ул. Киевская, 2Б), - котельная №6 (ул. Корабельная, д. 6), - котельная №8 (ул. Лазо, д. 8).

В пункте 2.5.2 документации установлены требования к документам, которые необходимо представить участнику закупки, а также подтверждающим соответствие участника установленным требованиям и входящие в состав заявки на участие в запросе предложений:

- участник в составе заявки предоставляет описание количественных, качественных и технических характеристики товара (с приложением паспорта (сертификата) качества, на предлагаемый к поставке товар, выданного производителем товара). Характеристики товара должны соответствовать требованиям, установленным в настоящей документации, в том числе в техническом задании и в проекте договора (приложение к настоящей документации). Должны быть указаны объем товара и срок поставки, сведения о начальной (максимальной) цене договора, форма, сроки и порядок оплаты товара, порядок формирования цены заявки: расчет цены заявки необходимо выполнить с учетом всех затрат, налогов и сборов согласно действующему законодательству РФ, в расчете должны быть учтены все инфляционные ожидания и финансовые риски (подпункт 7 пункта 2.5.2 документации);

- справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданную территориальным органом ФНС России, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью ИФНС России, по форме утвержденной ФНС России в действующей редакции и полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки или нотариально засвидетельствованную копия такой справки (подпункт 17 пункта 2.5.2 документации);

- справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, выданную территориальным органом ФНС России, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью ИФНС России, по форме утвержденной ФНС России в действующей редакции и полученную не ранее чем за один месяц  до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки или нотариально засвидетельствованную копия такой справки (подпункт 18 пункта 2.5.2 документации).

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 17.02.2021 №46/2021 поступило 3 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов процедуры от 17.02.2021 №47/2021 отказано в допуске заявке ООО «НефтеТрансОйл», заявки  ООО «Альянс» и ООО «Востокпромресурс» допущены к участию. Победитель ООО «Востокпромресурс».

Материалами дела подтверждено, что ООО «Проминвест» заявки на участие не подавало, к заказчику за разъяснениями положений документации и требований к участникам закупочной процедуры не обращалось.

Поскольку  согласно статье 6 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям технического регламента ТС в форме декларирования соответствия в связи с чем установление требований  по включению в состав заявки копии паспорта (сертификата) на предлагаемый к поставке мазут топочный М-100, III вида,  малозольный, не противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 4 Закона о закупках. В связи с  чем довод заявителя отклоняется.

Поскольку  требование о предоставлении соответствующих справок территориального налогового органа соответствует Положению о закупках,  применяются в равной степени ко всем участникам закупки в данной связи  довод заявителя не принимается  Комиссией Хабаровского УФАС России.

Доводы заявителя по объединению в один лот поставки и услуги по перевозке, не принимается комиссией Хабаровского УФАС России  в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 510 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.

В случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке (часть 2 статьи 509 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1.3 проекта договора поставки нефтепродуктов товар поставляется в объеме, указанном в пункте 1.1 настоящего договора на основании заявок заказчика, до указанных в  техническом задании пунктов назначения.

Таким образом, установление в документации требования о  поставке товара по заявкам заказчика согласуется с требованиями пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Исходя  из установленных обстоятельств, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу ООО «Проминвест» необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                   РЕШИЛА:

 Признать жалобу ООО «Проминвест» на действия ООО «Межрайтопливо»  при проведении запроса предложений № 14 на право заключения договора поставки нефтепродуктов для нужд Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края  (извещение № 32109971718) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны