Решение №24 Решение № 24 в отношении ООО «Фолград» от 23 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 24

г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объёме 27 ноября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии <…>– заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля, членов Комиссии, <…>– главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, <…>– специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело №3-1/323 по признакам нарушения ООО «Фолград» (680029, г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 32) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и применении монопольно высокой цены реализации авиационного топлива в аэропорту п. Охотск Охотского района, установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) 01 декабря 2014 года из Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры поступили материалы на действия ООО «Фолград» по установлению в 2012 – 2014 гг. монопольно высокой цены услуги реализации авиационного топлива и услуги авиатопливообеспечения (обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом) в аэропорту п. Охотск Охотского района для КГУП «Хабаровские авиалинии».

Как следует из данных материалов, ООО «Фолград» установило в 2014 году цену услуги реализации авиационного топлива в размере 56864,41 рублей за 1 тонну, услуги авиатопливообеспечения (обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом) в размере 7490,38 рублей за 1 тонну. В то же время, КГУП «Хабаровские авиалинии» в сентябре 2014 года, в соответствии с Договором поставки нефтепродуктов от 15.07.2014 №24, заключённым с ООО «Хабаровская топливная компания», осуществлён завоз авиационного топлива в п. Охотск по цене 48000,00 рублей за 1 тонну с учётом налогов, сборов, транспортных расходов до п. Охотск Охотского района, расходов на выгрузку в резервуары склада ООО «Охотскэнерго». Таким образом, по мнению Николаевской-на-Амуре транспортной прокураты, учитывая значительную разницу между ценой реализации авиационного топлива, установленной ООО «Фолград», и ценой поставки авиационного топлива ООО «Хабаровская топливная компания», ООО «Фолград», пользуясь своим доминирующим положением, допускает нарушение антимонопольного законодательства при оказании услуги реализации авиационного топлива и услуги авиатопливообеспечения (обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом).

 

В результате рассмотрения материалов, поступивших из Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры, Хабаровским УФАС России установлены признаки нарушения ООО «Фолград» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и применении монопольно высокой цены реализации авиационного топлива в аэропорту п.Охотск Охотского района.

Приказом Хабаровского УФАС России от 02 марта 2015 года №141 возбуждено дело №3-1/323 по признакам нарушения ООО «Фолград» (680029, г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 32) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела №3-1/323 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица привлечено КГУП «Хабаровские авиалинии».

К участию в рассмотрении дела №3-1/323 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО «Хабаровский аэропорт».

 

В процессе рассмотрения дела №3-1/323 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители сторон, участвующих в деле:

1. Ответчика – ООО «Фолград»:

– <…>., заместитель генерального директора по финансовым вопросам, доверенность №12 от 27.04.2015;

– <…>., экономист, доверенность б/№ от 17.02.2015;

– <…>, юрисконсульт, доверенность б/№ от 21.10.2015;

– <…>, доверенность №14 от 08.09.2014.

2. Лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – ОАО «Хабаровский аэропорт»:

– <…>. – заместитель исполнительного директора по правовым вопросам, доверенность №45 от 25.05.2015;

– <…>– начальник планово-экономического отдела, доверенность №76 от 28.09.2015;

– <…>– заместитель начальника юридического отдела, доверенность №27 от 23.03.2015.

 

Заявитель (Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор) и заинтересованное лицо (КГУП «Хабаровские авиалинии») участия в рассмотрении дела №3-1/323 о нарушении антимонопольного законодательства не принимали, явку не обеспечили, надлежащим образом уведомлены.

 

В рамках рассмотрения дела №3-1/323 о нарушении антимонопольного законодательства, Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг в аэропорту п. Охотск Охотского района, в том числе услуг по хранению, реализации и заправке авиационного топлива в воздушные суда.

Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, нормативными правовыми документами, регулирующими деятельность по исследуемому направлению.

При проведении данного анализа состояния конкуренции использовались сведения ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», КГУП «Хабаровские авиалинии», данные Единого государственного реестра юридических лиц ФНС России, сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В качестве временного интервала анализа товарного рынка, в соответствии с целями исследования, особенностями товарного рынка и доступности информации, принят период 2012 год, 2013 год, 2014 год.

В качестве географических границ исследуемого рынка принимаются границы территории аэропорта Охотск. Географические границы рынка определяются исходя из территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести данную услугу и не имеет возможности за её пределами. Рынки оказания услуг в аэропорту, в том числе услуг по хранению, реализации и заправке авиационного топлива в воздушные суда, рассматриваются как локальные, за географические границы товарного рынка принимаются границы аэропорта.

Аэропорт Охотск расположен в 10 километрах от п. Охотск Охотского района, является региональным аэропортом. Аэропорт располагает двумя взлётно-посадочными полосами. Главным оператором аэропорта до 09.10.2014 являлось КГУП «Хабаровские авиалинии», с 10.10.2014 главным оператором является ФКП «Аэропорты Дальнего Востока».

В ходе проведения данного анализа установлено, что в 2012 и в 2013 годах услуги по реализации авиационного топлива для целей заправки в воздушные суда, по обеспечению заправки авиационного топлива в воздушные суда, по хранению авиационного топлива оказывало КГУП «Хабаровские авиалинии». В 2014 году данные услуги оказывали КГУП «Хабаровские авиалинии» и ООО «Фолград».

Как следует из показателей рыночной концентрации (рассчитанных значений коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)), рынок оказания услуг в аэропорту Охотск, в том числе услуг по хранению, реализации и заправке авиационного топлива в воздушные суда, относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется высоким уровнем концентрации.

 

В результате проведённого анализа состояния конкуренции установлено, что по итогам 2013 года, 2014 года ООО «Фолград» не имеет признаков доминирующего положения на рынках оказания услуг по хранению, реализации и заправке авиационного топлива в воздушные суда в аэропорту Охотск. По итогам 2014 года на рынках оказания услуги по хранению и услуги по обеспечению заправки авиационного топлива в воздушные суда (услуге авиатопливообеспечения) в аэропорту Охотск ООО «Фолград» не имеет признаков доминирующего положения, на рынке услуги реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск ООО «Фолград» имеет признаки доминирующего положения.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Как установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

 

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «Фолград», ОАО «Хабаровский аэропорт», Комиссия пришла к следующим выводам:

Деятельность в сфере оказания услуг в аэропортах в рассматриваемый Комиссией период (ноябрь 2014 года – март 2015 года), в том числе услуг по хранению, реализации и заправке авиационного топлива в воздушные суда, регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 №599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», приказом ФСВТ России от 24.04.2000 №98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», приказом ФСВТ России от 18.04.2000 №89 «Об утверждении «Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок» и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1.3.6. Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утверждённых приказом ФСТВ России от 24.04.2000 №98, авиатопливообеспечение воздушных перевозок – комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (приём, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

Согласно пункту 1.2 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок», утверждённых приказом ФСВТ России от 18.04.2000 №89 (далее ФАП №89), обязательная сертификация организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок, проводится в целях создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации, обеспечения необходимого уровня безопасности полётов воздушных судов и авиационной безопасности, безопасности жизни и здоровья граждан.

Пунктом 1.3 ФАП №89 установлено, что организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы:

– прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее авиаГСМ) на склад аэропорта;

– хранение авиаГСМ;

– подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;

– заправку авиаГСМ в воздушные суда.

 

Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет как весь комплекс указанных работ, так и только их часть. В этом случае организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должна иметь договорные отношения с организацией, имеющей сертификат соответствия организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок, выданный на соответствующие виды работ.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона  от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 №599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» утверждены «Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее – Правила доступа к услугам в аэропортах).

Согласно пункту 31 Правил доступа к услугам в аэропорту, топливное обеспечение воздушных судов в аэропортах осуществляется в соответствии с договорами, предусматривающими обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива, заключенными на основании заявок потребителей.

Пунктом 33 правил доступа к услугам в аэропорту установлено, что операторы (хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах) при наличии заявок от потребителей, которые являются авиаперевозчиками, и (или) эксплуатантами, и (или) поставщиками авиационного топлива (заключившими договоры на поставку авиационного топлива авиаперевозчиками или эксплуатантами), и при наличии технической возможности аэропорта (в части объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов) заключают договоры на оказание комплекса услуг или отдельной услуги (в соответствии с заявкой) по авиатопливообеспечению, включая хранение авиационного топлива в объемах, необходимых для осуществления перевозочной деятельности в соответствии с подтвержденными потребителям слотами, с учетом протяженности маршрутов, объема хранения неснижаемого остатка авиационного топлива в аэропорту, а также заправку воздушных судов с использованием инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов в аэропорту (технологическое оборудование и технические средства, используемые в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиационного топлива в воздушные суда).

Как следует из предоставленных в Хабаровское УФАС России документов и информации ООО «Фолград» 10 ноября 2014 года выдан сертификат соответствия №ФАВТ ДВ.А. 04.00165 о признании соответствующей требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, приведённой в приложении к настоящему сертификату: авиатопливообеспечение воздушных перевозок в аэропорту Охотск, в том числе приём, хранение, подготовка к выдаче и выдача на заправку воздушных судов авиационным топливом. Срок действия сертификата соответствия до 10 ноября 2017 года.

В письме от 22.01.2015 №31 ООО «Фолград» сообщило, что приступило к осуществлению соответствующей деятельности в аэропорту Охотск после получения сертификата соответствия №ФАВТ ДВ.А.04.00165, до получения данного сертификата деятельность по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорту Охотск не осуществлялась.

ООО «Фолград» установило с 11 ноября 2014 года цену реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск в размере 56864,41 руб. за 1 тонну (без НДС). Данная цена зарегистрирована в Центре расписания и тарифов как действующая с 11 ноября 2014 года.

 

Хабаровское УФАС России запросило у ООО «Фолград» документы и информацию по формированию цены услуги реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск в 2014 – 2015 годах.

По информации ООО «Фолград» реализация авиационного топлива в аэропорту Охотск осуществляется на основании Договора комиссии №К2014-08-02 от 01 августа 2014 года (далее – Договор комиссии), заключённого между ООО «Фолград» и ОАО «Хабаровский аэропорт».

В соответствии с пунктом 1.1 Договора комиссии ООО «Фолград» обязуется совершить по поручению ОАО «Хабаровский аэропорт» от своего имени, но за счёт ОАО «Хабаровский аэропорт» юридические и иные действия по реализации нефтепродуктов (топлива для реактивных двигателей ТС-1) ОАО «Хабаровский аэропорт» третьим лицам.

Пунктом 3.1 Договора комиссии установлено, что ОАО «Хабаровский аэропорт» устанавливает цену для реализации ООО «Фолград» авиационного топлива третьим лицам. ООО «Фолград» вправе установить свою цену для реализации авиационного топлива третьим лицам, но не ниже цены, установленной ОАО «Хабаровский аэропорт».

Размер вознаграждения ООО «Фолград» устанавливается ежемесячно отдельным соглашением.

Выручка, полученная ООО «Фолград» от реализации авиационного топлива третьим лицам, подлежит перечислению на счёт ОАО «Хабаровский аэропорт» за вычетом вознаграждения (пункт 3.3 Договора комиссии).

Комиссия рассмотрела документы и информацию по формированию цены услуги реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск, зарегистрированной в Центре расписания и тарифов, предоставленные ООО «Фолград».

Цена реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск, зарегистрированная в Центре расписания и тарифов, состоит из цены поступления авиационного топлива в соответствии с Договором комиссии (76,99% от цены реализации), производственных расходов (расходы на хранение авиационного топлива в ёмкостях, расположенных в аэропорту п.Охотск Охотского района) (22,09% от цены реализации) и незначительной прибыли в размере 0,92% от цены реализации.

Расходы на хранение включают расходы на заработную плату с отчислениями, амортизацию основных средств, расходы на аренду и услуги сторонних организаций, расходы на содержание, эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, общехозяйственные расходы.

Наибольшую долю в расходах на хранение авиационного топлива составляют расходы на заработную плату с отчислениями (40,54%), общехозяйственные расходы (20,54%), расходы на аренду и услуги сторонних организаций (18,35%).

Анализ расходов, включённых в цену реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск свидетельствует о том, что ООО «Фолград» включило в расчёт цены расходы, являющиеся необходимыми для производства и реализации товара (услуги реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск). Расходы, не являющиеся необходимыми для производства и реализации товара (услуги реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск), в расчёте цены не учитывались.

Рассмотрев предоставленные документы и информацию Комиссия констатирует, что ООО «Фолград» при расчёте цены услуги реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск, зарегистрированной в Центре расписания и тарифов, учитывало цену реализации, указанную ОАО «Хабаровский аэропорт» и расходы на хранение авиационного топлива в аэропорту Охотск.

В то же время, как следует из предоставленных ООО «Фолград» документов и информации, фактическая себестоимость услуги реализации авиационного топлива в ноябре – декабре 2014 года и в январе – марте 2015 года превышала цену реализации авиационного топлива, зарегистрированную в Центре расписания и тарифов, результатом чего стало получение ООО «Фолград» убытков от оказания услуги реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск в 2014 году в размере 17,04%, в 2015 году в размере 0,41%.

 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Установленные в настоящем решении обстоятельства, свидетельствуют о том, что размер цены услуги реализации авиационного топлива в аэропорту Охотск в ноябре 2014 года – марте 2015 года не превышал сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

 

По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ООО «Фолград», КГУП «Хабаровские авиалинии», ОАО «Хабаровский аэропорт» с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ООО «Фолград» по установлению и применению цены реализации авиационного топлива в аэропорту п. Охотск Охотского района в ноябре 2014 года – марте 2015 года, отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены товара).

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Прекратить рассмотрение дела №3-1/323 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны