Решение №8-01/391 Решение по жалобе АО «Уральский завод гражданской авиации» ... от 20 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей– заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии: - начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- АО «Уральский завод гражданской авиации» – уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание не обеспечило, обращение с ходатайством о рассмотрении дела по жалобе в отсутствие представителей АО «УЗГА»;
- КГУП «Хабаровские авиалинии» - по доверенности от 19.11.2019 № б/н, А.С. Фоменко по доверенности от 19.11.2019 № б/н,
рассмотрев жалобу АО «Уральский завод гражданской авиации» на действия заказчика КГУП «Хабаровские авиалинии» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку инструмента для обслуживания и замены элементов питания для подводных акустических маяков DK-120 (извещение № 31908452657), материалы дела № 8-01/391 (027/01/18.1 - 940/2019),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС поступила жалоба АО «Уральский завод гражданской авиации» (далее - АО «УЗГА») на действия заказчика Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» (далее - КГУП «Хабаровские авиалинии») при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку инструмента для обслуживания и замены элементов питания для подводных акустических маяков DK-120 (извещение № 31908452657).
Из жалобы общества следует, что закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка АО «УЗГА», как участника закупки, не относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, при том, что заказчиком при проведении данной закупки особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства не установлено.
В заседании комиссии представители КГУП «Хабаровские авиалинии» с доводом жалобы не согласились.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителей КГУП «Хабаровские авиалинии», участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок признается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектом малого и среднего предпринимательства размещает в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок (пункт 4 части 3 статьи 3.2 Закона о закупках).
Согласно части 8 статьи 3.2 Закона о закупках заявка на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства должна содержать: предложение участника, согласие участника, а также иную информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках, товаров, работ и услуг КГУП «Хабаровские авиалинии» от 24.12.2018 № 446 (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
В соответствии со статьей 12 Положения о закупках заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Извещение, об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении, об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке (часть 5 статьи 14 Положения о закупках).
Согласно части 2 статьи 33 Положения о закупках в извещении, о проведении запроса котировок должны быть указаны, в том числе, сведения, установленные частью 5 статьи 14 настоящего Положения.
Поскольку часть 6 статьи 14 Положения о закупках устанавливает, что должно содержаться в документации о конкурентной закупке, в том числе содержит и требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2), требования к участникам такой заявки (пункт 9).
Конкурентные закупки участниками, которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства могут осуществляться путем проведения торгов в виде запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (пункт 1 часть 1 статьи 15 Положения о закупках).
В соответствии с пунктом 1 ж части 3 статьи 18 Положения о закупках заявка на участие в закупке должна содержать выписку сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 3 статьи 23 Положения о закупках участнику закупки будет отказано в допуске к дальнейшему участию в конкурентной закупке в случае:
- непредставления документов, копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о закупке и настоящим Положением;
- несоответствия представленных документов, копий документов, а также иных сведений требованиям, установленным документацией о закупке и настоящим Положением;
- установления факта наличия в представленных документах, копиях документов, а также в иных сведениях, установленных документацией о закупке и настоящим Положением, недостоверных сведений об участнике закупке или о товарах, работах, услугах, в отношении которых осуществляется закупка;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, документацией о закупке;
- если предложение о товарах, работах, услугах в заявке на участие в закупке не является предметом закупки;
- если предложение цены договора (лота) в заявке на участие в закупке превышает начальную (максимальную) цену договора (лота), указанную в документации о закупке.
Так же пункт 2 статьи 2 статьи 49 Положения о закупках устанавливает, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных настоящим Положением способов закупки - участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства с учетом положений ст. 3.4 Закона о закупках.
В соответствии частью 5 статьи 49 Положения о закупках участники закупки, осуществляемой в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии Участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - декларация), в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Форма декларации утверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При осуществлении закупки в электронной форме сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларация включаются в состав заявки на участие в закупке в форме электронного документа.
Требования к заявке установлены пунктом 18 статьи 49 Положения о закупках, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (запрос котировок в электронной форме), должна содержать:
1) предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора;
2) предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме:
а) на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг);
б) на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и в отношении которого в таком извещении в соответствии с требованиями пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме;
в) на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным данным извещением (в случае, если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора;
3) иную информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.
29.10.2019 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru КГУП «Хабаровские авиалинии» размещено извещение № 31908452657 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку инструмента для обслуживания и замены элементов питания для подводных акустических маяков DK-120.
Сроки подачи заявок с 29.10.2019 по 07.11.2019.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 747 256, 66 руб.
Требования к участнику запроса котировок в электронной форме установлены в пункте 4.2, так в соответствии с подпунктом 6 пункта 4.2 закупочной документации при осуществлении закупок путем запроса котировок в электронной форме для нужд заказчика устанавливаются следующие обязательные требования, при соблюдении которых лицо, подавшее заявку, допускается комиссией к закупке - это принадлежность участника закупки к субъектам малого или среднего предпринимательства (в соответствии с критериями отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Требования к содержанию и составу заявки участника закупки путем запроса котировок в электронной форме установлены в пункте 4.3 закупочной документации в соответствии, с которой заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать:
1) предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора;
2) предусмотренное следующим пунктом согласие участника запроса котировок в электронной форме;
3) документы подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
4) иные информацию и документы, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 4 г пункта 4.3 закупочной документации заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным заказчиком в документации о закупке в соответствии с Положением о закупках или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с Положением о закупках.
Так же подпункт 4 ж пункта 4.3 закупочной документации устанавливает, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать выписку сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, если участник закупки относится к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Согласно пункта 5.1 закупочной документации победителем закупки признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, подавший заявку по запросу котировок, которая отвечает всем требованиям, установленным в таком извещении, и в которой указана наиболее низкая цена договора.
Из заявки на участие в запросе котировок в электронной форме АО «УЗГА» следует, что общество ознакомлено с документацией о закупке и приняло установленные в ней условия и требования, установленные в пункте 4.2 закупочной документации о проведении запроса котировок. Выписка, необходимые документы о том, что общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, в составе заявки отсутствуют.
С запросом о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке к организатору закупки общество не обращалось, соответственно ему был понятен критерий оценки заявок участников и предъявляемые к ним требования.
Согласно сведениям с сайта https://rmsp.nalog.ru Федеральной налоговой службы АО «УЗГА» в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не значится, поскольку АО «УЗГА» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, его заявка закупочной комиссией отклонена обоснованно.
Оснований для признания действий КГУП «Хабаровские авиалинии», в связи с отклонением заявки и не допущением к участию в запросе котировок в электронной форме АО «УЗГА», как нарушающих Закон о закупке не имеется, поскольку требования к участникам закупки размещены заблаговременно в составе закупочной документации, применяются ко всем участникам закупки в равной мере, подаче заявок на участие в закупке не препятствуют, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО «УЗГА» на действия КГУП «Хабаровские авиалинии» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку инструмента для обслуживания и замены элементов питания для подводных акустических маяков DK-120 (извещение № 31908452657) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.