Решение №25 Решение № 25 в отношении ООО «Янтарь» от 25 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 25

                                                                                   

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31 декабря  года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела №3-1/402 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

- <…>

- заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля;

члены Комиссии:

- <…>

- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

 

- <…>

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля.

 

в присутствии представителей:

от заявителя: представитель на заседания Комиссий не являлся, уведомлен надлежащим образом;

от ООО «Янтарь» - <…> по доверенности от 15.12.2015 №б/н,

рассмотрев дело № 3-1/402 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Янтарь» (682860, Хабаровский край, п.Ванино, ул.Чехова, д.4) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление гр. <…> (вх. от 25.08.2015 № 3/7516) в части действий ООО «Янтарь» (682860, Хабаровский край, п.Ванино, ул.Чехова, д.4), выразившихся в приостановлении предоставления коммунального ресурса – горячая вода на объект, расположенный по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1.

 

По результатам анализа представленных документов и сведений Комиссией  установлено следующее.

Согласно Договору от 01.07.2008 доверительного управления имуществом общежития по ул.Космонавтов, д.1 Администрация городского поселения рп.Октябрьский передало ООО «Лада» в доверительное управление указанное общежитие для осуществления управления им в интересах выгодоприобретателя с целью удовлетворения потребности жильцов общежития в жилищно-коммунальных услугах.

10.04.2014 между Администрацией городского поселения рп. Октябрьский и  ООО «Лада» заключен Договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1.

Таким образом, ООО «Лада» в период с 01.07.2008 по настоящее время является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1.

В силу Договора от 10.04.2014 управления многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу, ООО «Лада» обязано заключать от имени собственника договоры с организациями – поставщиками коммунальных услуг.

11.02.2015 ООО «Лада» заключило с ООО «Янтарь» Договор № 41-515 на отпуск тепловой энергии в горячей воде (далее - Договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде).

В соответствии с данным договором, ООО «Янтарь» обязуется отпустить ООО «Лада» тепловую энергию в горячей воде, а ООО «Лада» обязуется принять и обеспечить поступление полученных ресурсов до потребителей, проживающих в многоквартирном доме, находящимся в обслуживании ООО «Лада». При этом, ООО «Лада» еженедельно перечисляет на расчетный счет ООО «Янтарь» денежные средства за коммунальные услуги, полученные от населения.

Согласно представленным документам для осуществления горячего водоснабжения объекта, расположенного по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1, используется закрытая система горячего водоснабжения.

В связи с образовавшейся у ООО «Лада» задолженностью за оказанные ООО «Янтарь» в рамках Договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде коммунальные услуги, на основании пункта 3 части 10 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») и на основании «Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила №808), ООО «Янтарь» направило в адрес ООО «Лада» предупреждение от 17.06.2015 №9/1693 (вх. ООО «Лада» от 17.06.2015 №174) о прекращении с 29.06.2015 подачи горячего водоснабжения на объект ООО «Лада», расположенный по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1, в случае не погашения задолженности до 29.06.2015.

 

ООО «Янтарь» в своих пояснениях указало, что направило вышеуказанное предупреждение на основании пункта 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении и водоотведении») и на основании «Правил горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642 (далее - Правила горячего водоснабжения).

Также, 17.06.2015 ООО «Янтарь» направило уведомление в Администрацию городского поселения рп. Октябрьский о наличии задолженности у ООО «Лада» перед ООО «Янтарь» за отпуск коммунального ресурса на вышепоименованный объект.

В соответствии с представленными документами и сведениями, подача коммунального ресурса – горячая вода на вышепоименованный объект была прекращена 29.06.2015 и возобновлена 24.10.2015.

 

Как пояснило ООО «Лада», в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу по состоянию на 17.06.2015 имелись потребители, своевременно оплачивающие предоставляемую им коммунальную услугу – горячее водоснабжение.

Письмом от 17.08.2015 №504 ООО «Лада» направило в адрес ООО «Янтарь» список жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы по состоянию на 01.08.2015 (вх. ООО «Янтарь» от 18.08.2015).

При этом, как пояснило ООО «Лада», техническая возможность не приостанавливать (либо подключить к иному источнику энергоснабжения) предоставление коммунальной услуги - горячее водоснабжение  потребителям, своевременно оплачивающие данную коммунальную услугу, в случае приостановления ее предоставления ресурсоснабжающей организацией всему многоквартирному дому,  отсутствует.

 

По результатам анализа действующего законодательства Комиссией установлено следующее.

В силу пунктов 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354), данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу пункта 13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Пунктом 16 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила №124), предусмотрено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с ГК РФ, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В силу пункта 29 Правил №124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса, в том числе, в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 1 расчетный период (расчетный месяц), а также ответственность сторон за нарушение этого порядка. Указанный порядок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами №354, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.

Также, подпунктом «а» пункта 30 Правил №124 установлено, что в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право для ресурсоснабжающей организации отказаться от его исполнения полностью - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

Как установлено Комиссией, в предупреждении от 17.06.2015 №9/1693, направленном в адрес ООО «Лада», ООО «Янтарь» ссылается на положения Закона «О теплоснабжении», Правил №808. Также, в своих пояснениях антимонопольному органу, ООО «Янтарь» в качестве оснований направления данного предупреждения указывает на положения Закона «О водоснабжении и водоотведении» и Правил горячего водоснабжения.

При этом, согласно статье 1 Закона «О теплоснабжении» отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

Согласно статье 1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Законом «О теплоснабжении», за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Пунктом 27 статьи 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении»  предусмотрено, что централизованная система горячего водоснабжения – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).

Пункт 8 части 3 статьи 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, в том числе, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

При этом, согласно части 8 статьи 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении» особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 1 Правил №808 данные Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

Согласно пункту 96 Правил №808 в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

Также, Правила горячего водоснабжения утверждены в соответствии с Законом «О водоснабжении и водоотведении» и, согласно пункту 1, регулируют отношения между органами местного самоуправления поселений, городских округов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, организациями, осуществляющими транспортировку горячей воды, заявителями, желающими подключить свои объекты к централизованной системе горячего водоснабжения, абонентами, иными законными владельцами объектов, входящих в централизованную систему горячего водоснабжения, по осуществлению горячего водоснабжения, а также по прекращению горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Правила горячего водоснабжения не распространяются:

на отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), которые регулируются «Правилами подключения к системам теплоснабжения», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307, и Правилами № 808;

на отношения между собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и исполнителями коммунальных услуг по горячему водоснабжению (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями);

на отношения между организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, и собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление или в котором не выбран способ управления;

на отношения между организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, и собственниками или пользователям жилых домов (домовладений), подключенных в установленном порядке к централизованной системе горячего водоснабжения, если собственник жилого дома (домовладения) в письменной форме не заключил договор о предоставлении коммунальных услуг.

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 №АКПИ 12-604, оставленном без изменения определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 №АПЛ 12-522, закреплена правовая позиция, согласно которой управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.

При этом, Комиссией установлено, что основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги - горячее водоснабжение потребителям регулируются положениями жилищного законодательства Российской Федерации, в частности Правилами №354; ограничение предоставления коммунальной услуги - горячее водоснабжение вводится, исключая возможность приостановления или ограничения предоставления данной коммунальной услуги потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальной услуги - горячее водоснабжение.

Согласно разделу XI Правил №354 вводить ограничение потребления или осуществлять приостановление предоставления коммунальных услуг (в том числе горячего водоснабжения) в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг вправе исключительно исполнитель коммунальных услуг в порядке и по основаниям, определенным указанным разделом.

В силу подпункта «а» пункта 117 Правил №354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе XI Правил №354.

При этом, согласно пункту 118 Правил №354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Пунктом 119 Правил №354 предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Кроме того, согласно пункту 121 Правил №354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Также, пунктом 122 Правил №354 предусмотрено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

 

По результатам анализа вышеуказанных нормативных правовых актов, представленных документов и сведений, Комиссией установлено следующее.

Согласно представленным документам и сведениям, ООО «Янтарь» прекратило подачу коммунального ресурса – горячая вода на вышепоименованный объект 29.06.2015, то есть через 12 дней после направления в адрес ООО «Лада» предупреждения от 17.06.2015 №9/1693.

Договором на отпуск тепловой энергии в горячей воде, заключенным между ООО «Янтарь» и ООО «Лада», установлено, ООО «Янтарь» имеет право ограничивать и прекращать подачу тепловой энергии ООО «Лада», в том числе, в случае неисполнения и ненадлежащего исполнения ООО «Лада» обязательств по оплате тепловой энергии и теплоносителя.

При этом, согласно данному Договору, если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления ООО «Лада» не будет погашена (оплачена) задолженность, либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления.

Согласно предупреждения ООО «Янтарь» от 17.06.2015 №9/1693 о прекращении с 29.06.2015 подачи горячего водоснабжения на вышеуказанный объект ООО «Лада», при направлении данного предупреждения ООО «Янтарь» руководствовалось пунктом 3 части 10 статьи 15 Закона «О теплоснабжении» и Правилами №808.

Также, в своих пояснениях ООО «Янтарь» указало, что предупреждение от 17.06.2015 №9/1693 ООО «Янтарь» направило в адрес ООО «Лада», руководствуясь пунктом 8 части 3 статьи 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении» и положениями Правил горячего водоснабжения.

Однако, порядок приостановления предоставления коммунального ресурса – горячая вода, указанный в данных нормативных правовых актах, не может быть применим к отношениям сторон договора энергоснабжения, заключенного в целях поставки коммунального ресурса в многоквартирные дома.

Таким образом, ООО «Янтарь», при наличии законных оснований, должно вводить ограничение и приостановление предоставления коммунального ресурса – горячая вода, руководствуясь Правилами №354, в том числе в сроки, установленные пунктами 117 и 119 Правил №354.

На основании вышеизложенного установлено, что ООО «Янтарь» нарушило порядок ограничения и приостановления предоставления коммунального ресурса – горячая вода на вышеуказанный объект, предусмотренный Правилами №354.

 

Кроме того, как установлено Комиссией, ООО «Янтарь» произвело ограничение предоставления коммунального ресурса – горячая вода на вышеуказанный жилой дом с 29.06.2015 по 24.10.2015, при этом, возможность ограничения и приостановления подачи коммунальных ресурсов во все жилые помещения многоквартирного дома, если управляющая организация имеет задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных ресурсов, действующим законодательством не предусмотрена.

Как установлено Комиссией на основании представленных документов, действия ООО «Янтарь» по прекращению предоставления коммунального ресурса – горячая вода в многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу, одновременно повлекли прекращение предоставления данного коммунального ресурса и тем жильцам, проживающим в указанном доме, которые надлежащим образом исполняли свои обязанности по оплате коммунальных услуг (далее – добросовестные потребители).

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «Янтарь» привели к нарушению прав и законных интересов добросовестных потребителей, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, на энергоснабжение которых и был заключен Договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде, а также создали препятствия для исполнения управляющей организацией (ООО «Лада») своих обязательств перед добросовестными потребителями по предоставлению им коммунальной услуги – горячее водоснабжение.

При этом, ООО «Янтарь» не могло не знать о целях заключения ООО «Лада» Договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде, поскольку согласно данному договору ООО «Лада» обязуется принять и обеспечить поступление полученных ресурсов до потребителей, проживающих в многоквартирном доме, находящемся в обслуживании ООО «Лада».

Кроме того, при заключении Договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде ООО «Лада» в качестве приложения, предусмотренного пунктом 6 Правил №124, направило Договор от 10.04.2014 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1.

Таким образом, ООО «Янтарь», являясь ресурсоснабжающей организацией, имея информацию о том, что ООО «Лада» приобретает у ООО «Янтарь» коммунальные ресурсы для целей оказания коммунальных услуг потребителям, проживающим в вышеуказанном многоквартирном доме, и зная, что действия ООО «Янтарь» по прекращению подачи коммунального ресурса могут повлечь нарушение прав и законных интересов проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме добросовестных потребителей – должно было принять все возможные меры по недопущению возникновения неблагоприятных последствий для указанных граждан, однако указанных мер не приняло.

Кроме того, как указывалось выше, письмом от 17.08.2015 №504 ООО «Лада» направило в адрес ООО «Янтарь» список жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы по состоянию на 01.08.2015 (вх. ООО «Янтарь» от 18.08.2015).

Однако и после получения данной информации ООО «Янтарь» не приняло  меры по недопущению возникновения неблагоприятных последствий приостановления предоставления коммунального ресурса – горячая вода для граждан, указанных в письме ООО «Лада» от 17.08.2015 №504.

Изложенное свидетельствует о наличии ущемления ООО «Янтарь» интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальной услуги – горячее водоснабжение, что выразилось в приостановлении предоставления им данной коммунальной услуги.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем экономически или технологически не обоснованного сокращения или прекращения производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

ООО «Янтарь», как организация, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Кроме того, по результатам проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю анализа состояния конкуренции на рынке услуг горячего водоснабжения на территории п.Октябрьский Ванинского района (в том числе в границах расположения дома по ул.Космонавтов, д.1) в зоне расположения своих (присоединенных) сетей ООО «Янтарь» занимает доминирующее положение (установлено в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345 (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2012 N 25157)).

 

На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что ООО «Янтарь», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг горячего водоснабжения на территории п.Октябрьский Ванинского района, обладая информацией об осуществлении ООО «Лада» деятельности по управлению вышеуказанным многоквартирным домом и о наличии в указанном доме потребителей коммунальной услуги – горячее водоснабжение, которым ООО «Лада» предоставляет данную коммунальную услугу, могло предпринять необходимые меры во избежание нарушения прав потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг (горячее водоснабжение).

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг горячего водоснабжения на территории п.Октябрьский Ванинского района – ООО «Янтарь» - имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должно было предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на ресурсоснабжающую организацию государством, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.  

Названные действия указывают на пренебрежительное отношение ООО «Янтарь» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Янтарь» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10  Гражданского Кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/402 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Янтарь» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ООО «Янтарь», также установлено не было.

 

По вышеизложенным обстоятельствам, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю установлено нарушение ООО «Янтарь» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в приостановлении предоставления коммунального ресурса – горячая вода на объект, расположенный по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1 в период с 29.06.2015 по 24.10.2015.

Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела №3-1/402 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ООО «Янтарь» в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного настоящим решением.

 

Вместе с тем, согласно представленным документам и сведениям, ООО «Янтарь» 24.10.2015 возобновило подачу коммунального ресурса – горячая вода на вышеуказанный объект.

На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дела №3-1/402 констатирует, что ООО «Янтарь» добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела №3-1/402 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», основания для выдачи предписания у Комиссии отсутствуют.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  №  135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Янтарь» нарушившим пункт 4 часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в приостановлении предоставления коммунального ресурса – горячая вода на объект, расположенный по адресу: п.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.1 в период с 29.06.2015 по 24.10.2015.

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении ООО «Янтарь» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны