Решение №7/5443 Решение по жалобе ООО «Аврора С» на действия Дальневосточног... от 24 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО «Аврора С» – "...";
- Дальневосточный филиал АО «ФПК» - "...",
рассмотрев жалобу ООО «Аврора С» на действия Дальневосточного филиала АО «ФПК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2983/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/ХАБ на право заключения договора поставки вычислительной техники и оргтехники для нужд Дальневосточного филиала АО «ФПК» (извещение№ 32110193529), материалы дела №8-01/116 (027/10/18.1-638/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Аврора С» на действия Дальневосточного филиала АО «ФПК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2983/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/ХАБ на право заключения договора поставки вычислительной техники и оргтехники для нужд Дальневосточного филиала АО «ФПК» (извещение № 32110193529).
Из жалобы следует, что заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО «Аврора С» как несоответствующая требованиям технического задания, а именно техническое предложения содержит характеристики товаров, не соответствующие требованиям документации (предложенное МФУ Canon PIXMA MG2540S вместо заявленного Xerox VersaLink B405DN, не является аналогом. Также заказчиком в техническом задании не указаны характеристики позволяющие определить эквивалентность.
Доводы, изложенные в жалобе, представители Дальневосточного филиала АО «ФПК» в заседании Комиссии поддержали в полном объеме.
Из письменных возражений Дальневосточного филиала АО «ФПК» от 14.05.2021 № 5454/ФПК Ф ДВОСТ следует, что в аукционной документации раскрыты параметры эквивалентности товара в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Характеристики МФУ Xerox VersaLink B405DN находятся в свободном доступе для участников и потенциальных участников закупки.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «Аврора С» объявлялся перерыв до «16» час. «00» мин. «19» мая 2021 г.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Пунктом 6.1. статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ФПК», утвержденного решением совета директоров 21.12.2018 с изменениями от 01.04.2021 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Согласно п. 84 Положения о закупке конкурентная закупка товаров, работ, услуг путем проведения открытого аукциона осуществляется при соблюдении одного из следующих условий: 1) для заказчика важно единственное условие исполнения договора - цена договора и/или цена единицы товара, работы, услуги; 2) возможность однозначно сформулировать: а) требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе определить марку, модель, товарный знак, фирменное наименование, торговое наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара и товара, который используется при выполнении работ, оказании услуг; б) конкретные показатели товаров, работ, услуг или выполнения работ и оказания услуг; в) знак обслуживания работ, услуг (при условии включения в документацию таких слов, как «или эквивалент»).
Заказчик выбирает закупки исходя из требований, перечисленных в пунктах 82 - 89 настоящего Положения, а также исходя из принципов целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленных действующим законодательством Российской Федерации и принятыми во исполнение его нормативными актами (п. 90 Положения о закупке).
15.04.2021 Дальневосточным филиалом АО «ФПК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32110193529 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2983/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/ХАБ на право заключения договора поставки вычислительной техники и оргтехники для нужд Дальневосточного филиала АО «ФПК».
Дата начала срока подачи заявок – 15.04.2021. Дата окончания срока подачи заявок – 23.04.2021. Дата рассмотрения первых частей заявок – 27.04.2021. Дата и время начала аукциона – 29.04.2021. Дата рассмотрения вторых частей заявок, подведения итогов - 05.05.2021.Начальная (максимальная) цена договора - 773 208,37 руб. без учета НДС, с учетом 927 850,04 руб. – НДС (20 %).
Из протокола рассмотрения первых частей заявок № 2983/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/ХАБ/1 от 27.04.2021 следует, что на участие в закупке поступило 6 заявок, из низ 2 заявки отклонены, в том числе заявка ООО «Аврора С».
Согласно п. 3.3.1 аукционной документации участник должен соответствовать обязательным (пункт 3.3.2 аукционной документации) и квалификационным (пункт 1.7 аукционной документации) требованиям. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение № 1.1 аукционной документации). Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации.
Аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет (п. 3.7.1 аукционной документации).
Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе: несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям (п. 3.7.3.2 аукционной документации).
Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае содержания в первой части аукционной заявки сведений об участнике аукциона, его соответствии единым квалификационным требованиям, если такие требования установлены в пункте 1.7.1 аукционной документации и (или) о ценовом предложении (п. 3.8.3 аукционной документации).
Если участником аукциона предлагается эквивалентный товар, участник в техническом предложении должен указать по каждому наименованию эквивалентного товара марку (при наличии), модель, название, производителя, конкретные характеристики и их значения, соответствующие требованиям документации. В случае непредставления указанной информации товар не будет рассматриваться как эквивалентный (п.3.17.4 аукционной документации).
П. 2 технического задания Приложения 1.1 к аукционной документации установлено, что возможна поставка эквивалентных товаров, соответствующих характеристикам, указанным в настоящем техническом задании.
В соответствии с техническим заданием Приложения 1 к договору заказчиком указано Многофункциональное устройство: Xerox VersaLink B405DN (или аналог).
Из технического предложения ООО «Аврора С» (участник №4), поданного в составе заявки на участие в аукционе, следует, что общество предложило к поставке МФУ Canon PIXMA MG2540S, производство - Китай.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что технические характеристики МФУ Xerox VersaLink B405DN, а также МФУ Canon PIXMA MG2540S содержатся в открытом доступе в сети Интернет, что позволяет участникам закупки проанализировать и выбрать товар соответствующий требованиям заказчика, установленным в аукционной документации.
Поскольку технические характеристики предлагаемого к поставке МФУ Canon PIXMA MG2540S не соответствует требованиям заказчика, его заявка правомерно отклонена закупочной комиссией, следовательно, довод заявителя признан необоснованным.
Правила определения эквивалента в Законе о закупках определены исчерпывающим образом. В данном случае, такое указание эквивалента отвечает требованиям пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и никак не ограничивает круг участников закупки.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, в связи с чем, указанный довод признан Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованным.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Аврора С» на действия Дальневосточного филиала АО «ФПК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2983/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/ХАБ на право заключения договора поставки вычислительной техники и оргтехники для нужд Дальневосточного филиала АО «ФПК» (извещение № 32110193529) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.