Решение №027/01/18.1-1400/2020 Решение по жалобе ООО «Форвард» на действия ОАО «РЖД» от 6 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии: ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России
в присутствии представителей от:
- ООО «Форвард» – о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, явку представителя либо подключение к видеоконференц-связи, не обеспечило,
- ОАО «РЖД» – по доверенности № ДВОСТ НЮ-129/Д от 02.09.2020,
рассмотрев жалобу ООО «Форвард» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3899/ОАЭ-ЦДИ/20 на право заключения договора поставки специальной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение № 32009421733), материалы дела № 8-01/334 (027/01/18.1-1400/2020).
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС поступила жалоба ООО «Форвард» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3899/ОАЭ-ЦДИ/20 на право заключения договора поставки специальной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение № 32009421733).
Из жалобы ООО «Форвард» следует, что протоколом рассмотрения первых частей заявок, заявка общества признана организатором и экспертной группой соответствующей требованиям аукционной документации, а протоколом рассмотрения вторых частей заявка общества была отклонена на основании пункта 3.7.6.1 аукционной документации в связи с представлением информации о товарах, закупка которых осуществляется не соответствующей действительности, а именно представленные участниками марки, модели товаров не соответствуют техническим и функциональным характеристикам указанных в технических предложениях. В ходе проведения закупки ООО «Форвард» техническое предложение не дополняло, не изменяло, дополнительную информацию не представляло.
В заседании комиссии представители ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письме от 05.10.2020 №116/ДВостР407, дополнительно пояснив, что ООО «Форвард» было направлено письмо от 08.09.2020 №707/ДВ ДИБТ с запросом на уточнение марки, модели, названия спецодежды, спецобуви и средств защиты при работе на высоте, которые указаны в заявке, ООО «Форвард» направил ответ на запрос от 08.09.2020 №125 с уточнением марок и моделей.
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителей ОАО «РЖД» участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» от 28 июня 2018 г. (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
В соответствии со статьей 422 Положения о закупках после заполнения регистрационной формы и до начала проведения конкурентного отбора участники конкурентного отбора представляют техническое предложение с указанием предлагаемых товаров, работ, услуг, их характеристик и иных параметров, предусмотренных документацией о проведении конкурентного отбора.
21.08.2020 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru ОАО «РЖД» размещено извещение № 32009421733 о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3899/ОАЭ-ЦДИ/20 на право заключения договора поставки специальной одежды и средств индивидуальной защиты.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 6 303 733,14 руб. (без учета НДС), 7 564 479,77 руб. (с учетом НДС) за счет средств от приносящей доход деятельности (собственные доходы общества).
Сроки подачи заявок с 21.08.2020 по 31.08.2020.
Срок рассмотрения первых частей заявок -01.09.2020.
Дата начала аукциона – 04.09.2020.
Срок рассмотрения вторых частей заявок - 14.08.2020.
Сроки подведения итогов - 14.09.2020.
Квалификационный отбор участников открытого конкурса - 14.09.2020.
Предметом договора является право заключения договора поставки специальной одежды и средств индивидуальной защиты.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 01.09.2020 № 3899/ОАЭ-ЦДИ/20/1, на участие в закупке поступило 4 заявки, все заявки допущены к участию в закупке. Заявка ООО «Форвард» также признана соответствующей аукционной документации и допущена к участию в открытом аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 21.09.2020 № 3899/ОАЭ-ЦДИ/20/1, была проведена оценка заявок на соответствие участников обязательным требованиям, а также наличие и соответствие представленных в составе заявок документов требованиям аукционной документации. По итогам рассмотрения экспертной группой вторых частей заявок было отклонено 2 заявки, на основании пункта 3.7.6.1 аукционной документации. Заявка ООО «Форвард» отклонена по причине представления информации о товарах, закупка которых осуществляется не соответствующей действительности, а именно представленные участником марки, модели товаров не соответствуют техническим и функциональным характеристикам указанных в технических предложениях.
Пунктом 3.7.8 аукционной документации установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.
Пунктом 3.7.13 аукционной документации установлено, что заказчик вправе до подведения итогов аукциона в письменной форме запросить у участников аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в аукционной документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников. Ответ от участника аукциона, полученный после даты, указанной в запросе, не подлежит рассмотрению.
Пунктом 3.7.15 аукционной документации установлено, что заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.
Пунктом 3.7.17 аукционной документации установлено, что по результатам рассмотрения аукционных заявок заказчик принимает решение о допуске (отказе в допуске) участника аукциона к участию в аукционе.
Из приведенных норм аукционной документации следует, что заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.
Согласно техническому заданию к поставке требуются: костюм мужской для защиты от пониженных температур в IV и особом климатических поясах; костюм мужской для защиты от пониженных температур в IV и особом климатических поясах, 3 класс повышенной видимости; костюм для защиты от биологических факторов, от механических воздействий и ОПЗ; привязь страховочная; ботинки кожаные мужские, женские для защиты от пониженных температур в III и особом климатических поясах, нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками; полуботинки кожаные мужские, женские для защиты от нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками; ботинки кожаные мужские, женские для защиты от нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками.
ОАО «РЖД» направлен дозапрос от 08.09.2020 №707/ДВ ДИБТ об уточнении марки, модели, названия спецодежды, спецобуви и средств защиты при работе на высоте, которые указаны в заявке. ООО «Форвард» письмом от 08.09.2020 №125 уточнило техническое задание, указав сведения о производителе товара: костюм мужской для защиты от пониженных температур в IV и особом климатических поясах, М.580, производитель ООО «БиН»; костюм мужской для защиты от пониженных температур в IV и особом климатических поясах, 3 класс повышенной видимости, М.656, производитель ООО «БиН»; костюм для защиты от биологических факторов, от механических воздействий и ОПЗ, Биогард, производитель ПВ ООО «Фирма «Техноавиа»; привязь страховочная, Высота 042, производитель ООО «Венто-2м»; строп для удержания и рабочего позиционирования, А12р, производитель ООО «Венто-2м»; ботинки кожаные мужские, женские для защиты от пониженных температур в III и особом климатических поясах, нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 1-002-6-2 ПУ-Р, производитель ООО «Яхтинг»; полуботинки кожаные мужские, женские для защиты от нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 5-001 ПУ-Р, производитель ООО «Яхтинг»; ботинки кожаные мужские, женские для защиты от нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 1-091 ПУ-Р, производитель ООО «Яхтинг».
ОАО «РЖД» установило, что технические характеристики продукции указанные в техническом предложении ООО «Форвард» не соответствуют фактическим техническим характеристикам поставляемой продукции, указанным в каталоге производителя.
Из заявки ООО «Форвард» следует, что в техническом задании обществом предложен товар без указания сведений о производителе товара.
Обществом задекларированы в техническом задании заявки ботинки кожаные мужские, женские для защиты от пониженных температур в III и особом климатических поясах, нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 1-002-6-2 ПУ-Р, производитель ООО «Яхтинг», данный товар не соответствует пункту 2 технического задания, в том что, в качестве используемого материала применен юфть вместо хромовой кожи. Ботинки кожаные мужские, женские для защиты от пониженных температур в III и особом климатических поясах, нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 1-002-6-2 ПУ-Р, производитель ООО «Яхтинг», данный товар не соответствует пункту 2 технического задания, в том что, в качестве используемого материала применен юфть вместо хромовой кожи и отсутствует защитный подносок из композитных материалов. Ботинки кожаные мужские, женские для защиты от нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 1-091 ПУ-Р, производитель ООО «Яхтинг», данный товар не соответствует пункту 2 технического задания, в том что, отсутствует информация о водопроницаемых свойствах продукта. Каталог ООО «Яхтинг» подтверждает данные не соответствия.
Материалами дела установлено, что продукция из каталога ООО «Яхтинг», а именно ботинки кожаные мужские, женские для защиты от пониженных температур в III и особом климатических поясах, нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 1-002-6-2 ПУ-Р, Ботинки кожаные мужские, женские для защиты от пониженных температур в III и особом климатических поясах, нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 1-002-6-2 ПУ-Р, ботинки кожаные мужские, женские для защиты от нефтепродуктов, механических воздействий и ОПЗ, с внутренними защитными носками, 1-091 ПУ-Р не соответствуют техническому заданию аукционной документации в части их качественных характеристик, необходимых ОАО «РЖД».
Таким образом, техническое задание в составе заявки ООО «Форвард» не соответствует техническому заданию аукционной документации, что подтверждается материалами дела. В связи с чем, действия экспертной группы при оценке заявки соответствуют порядку, установленному аукционной документацией.
Исходя из установленных обстоятельств комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Форвард» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3899/ОАЭ-ЦДИ/20 на право заключения договора поставки специальной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение № 32009421733) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.