Решение №26 Решение № 26 в отношении ОАО РЖД по заявлению ОАО «Первая гр... от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

 

 

РЕШЕНИЕ № 26

г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014 года.

Решение изготовлено в полном объёме 16 октября 2014 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- <…>

- временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления, начальника отдела антимонопольного контроля;

Члены

Комиссии:

- <…>

 

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

 

-  <…>

  - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

 

в присутствии представителей:

от ОАО «Первая грузовая компания»

<…> – старший юрисконсульт Юридического отдела Владивостокского филиала  (дов. № 62/184/14 от 09.06.2014);

от ОАО «Российские железные дороги»:

<…>– начальник отдела применения законодательства Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» (дов. № 409 от 08.11.2013),

<…>– ведущий юрисконсульт  Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» (дов. № 25Д от 29.10.2013),

<…> – начальник правового сектора Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «Российские железные дороги» (дов. № 10 от 25.12.2013),

рассмотрев дело № 3-1/47 по признакам нарушения  ОАО «Российские железные дороги» (адрес местонахождения: 107014, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2)  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

В Хабаровское УФАС России поступило заявление ОАО «Первая грузовая компания» (далее ОАО «ПГК») на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») по несоблюдению положений пункта 22.1 «Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом», утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 28 в части обязанности в течение трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа, а также в отсутствии факта приема перевозчиком собственного порожнего вагона для перевозки либо отказа перевозчика в приеме собственного  порожнего  вагона  для  перевозки в указанные в согласованных перевозчиком уведомлениях даты и время приема собственного порожнего вагона для перевозки, что приводит к ущемлению прав и законных интересов ОАО «ПГК».

        

         По результатам рассмотрения заявления ОАО «ПГК» Хабаровским УФАС России в отношении ОАО «РЖД» приказом № 532 от 21.07.2014 возбуждено дело № 3-1/47 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

         В ходе рассмотрения дела № 3-1/47 Комиссией установлено следующее.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.  

ОАО «РЖД» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов,  имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» по виду оказываемых услуг «железнодорожные перевозки» на территории Хабаровского края с долей  свыше 65 %.

         В соответствии с пунктом 2 «Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом», утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 28 (далее Правила приема грузов) перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику. Перевозки собственных порожних вагонов могут осуществляться повагонными, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона, а также предъявляемый к перевозке по одной накладной собственный порожний вагон.

         Пунктом 22.1 Правил приема грузов установлено следующее.

«До предъявления к перевозке собственного порожнего вагона (группы вагонов) отправитель не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке направляет перевозчику уведомление о предъявлении вагона для перевозки, в котором содержатся сведения о перевозке собственного порожнего вагона (железнодорожные станции отправления и назначения, получатель, цель перевозки) с указанием даты и времени его передачи перевозчику. В качестве уведомления может использоваться бланк транспортной железнодорожной накладной. В этом случае отметка о дате и времени передачи вагона перевозчику делается в графе 2 оборотной стороны накладной "Особые заявления и отметки отправителя".

Перевозчик в течение трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона обязан либо согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа, в том числе при отсутствии согласованной перевозчиком заявки на перевозку груза в вагоне владельца, которому принадлежит предъявляемый к перевозке собственный порожний вагон, по железнодорожной станции назначения данного вагона, если порожний вагон следует под погрузку груза. При этом перевозчиком совместно с отправителем может быть согласована иная дата и/или время приема собственного порожнего вагона к перевозке, а также иная железнодорожная станция назначения.

При подтверждении согласования приема собственного порожнего вагона для перевозки уполномоченное лицо перевозчика проставляет на уведомлении визу "Согласовано", заверяемую подписью указанного лица и календарным штемпелем. В случае отказа в согласовании приема собственного порожнего вагона для перевозки уполномоченное лицо перевозчика проставляет на уведомлении визу "Отказ в согласовании", заверяемую подписью указанного лица и календарным штемпелем, с указанием причин отказа. В случае использования в качестве уведомления о предъявлении собственного порожнего вагона для перевозки бланка транспортной железнодорожной накладной перевозчик заполняет графу "N _____________ визы перевозчик" оригинала накладной, в случае отказа - причина отказа указывается в графе 3 оборотной стороны накладной "Отметки перевозчика".».

В соответствии с пунктом 22.2 Правил прием грузов основанием для приема собственного порожнего вагона к перевозке является согласованное уведомление. Оформленная в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортная железнодорожная накладная и выданная перевозчиком отправителю квитанция (по форме квитанции о приеме груза к перевозке), оформленная на собственный порожний вагон, подтверждают заключение договора перевозки. Предъявление накладной перевозчику и выдача квитанции отправителю могут производиться в электронном виде при наличии и в порядке, установленном в договоре об обмене электронными документами между перевозчиком и отправителем.

ОАО «ПГК» является собственником вагонов (цистерн и пр.),  предоставляемых ОАО «ПГК» сторонним организациям для перевозки принадлежащих им грузов.

         Между ОАО «ПГК» и ОАО «РЖД» заключено соглашение № 8.4.7 от 05.02.2010 «Об электронном обмене данными между ОАО «РЖД» и ОАО «ПГК» при оформлении  перевозок порожних вагонов, принадлежащих ОАО «ПГК».

         Указанное соглашение регулирует взаимоотношения сторон при осуществлении между ними электронного обмена данными в части формирования  электронных данных перевозочных документов на перевозки порожних вагонов, принадлежащих ОАО «ПГК»  на праве собственности или ином праве, с использованием автоматизированного рабочего места подготовки электронных данных  перевозочных документов ОАО «ПГК» на перевозки порожних вагонов ОАО «ПГК».

         Как следует из материалов дела, в нарушение пункта 22.1 Правил приема груза ОАО «РЖД» не соблюдаются обязанность в течение трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа.

         Так, в соответствии с данными, представленными ОАО «ПГК» и подтвержденными ОАО «РЖД», со стороны ОАО «РЖД» допущены нарушения сроков, установленных пунктом 22.1 Правил приема грузов, в следующих случаях:

 

п/п

Накладная

Дата оформления накладной ОАО «ПГК»

Дата согласования уведомления

Дата оформления накладной ОАО «РЖД»

1

ЭЙ884272

30.03.2014  10:28

02.04.2014  14:08

22.04.2014  05:50

2

ЭЙ883848

30.03.2014   12:01

02.04.2014 10:03

15.04.2014  07:40

3

ЭЙ882665

30.03.2014 11:30

02.04.2014  11:23

29.04.2014  16:56

4

ЭК365921

09.04.2013  06:37

09.04.2014 08:58

19.04.2014  04:52

 

         Как следует из вышеприведенной таблицы, ОАО «РЖД» нарушило сроки, установленные пунктом 22.1 Правил приема грузов, при согласовании перевозки вагонов по накладным ЭЙ884272, ЭЙ883848, ЭЙ882665.

          

ОАО «РЖД» письмами № 4326/ДТФТО от 10.06.2014, №5536/ДВОСТД от 21.07.2014 и №9230/ДВОСТ НЮ от 19.09.2014 пояснило Хабаровскому УФАС России, что   «подход порожних вагонов на основные погрузочные станции Дальневосточной железной дороги, а также на пункты промывки, пропарки, ветеринарно-санитарной обработки ежесуточно контролируется, исходя из планов погрузки, наличия вагонов, перерабатывающей способности станции, количества поездов, отставленных от движения.

В связи со сверхнормативным наличием порожних цистерн на станциях Дземги и Хабаровск-II, прибывших в адреса ООО «Промывочно-пропарочный комплекс «Дземги» и ООО «Дальнефтетранс», на Дальневосточной железной дороге действовали ограничения подсыла порожних вагонов в данных направлениях.

 Агент  СФТО станции Партизанск в соответствии с «Правилами приема  грузов к перевозке» в течении 3-х часов рассмотрел уведомление ЭЙ883848 и посредством телефонной связи уведомил сотрудника круглосуточной диспетчерской службы ОАО «ПГК» о невозможности  приема вагона к перевозке в указанные собственником сутки  и время.

В соответствии с телеграфным указанием от 10.11.2010 № 1226 за подписью НЗ-1 <…> оформление перевозочных документов ЭЙ882665, ЭЙ884272, ЭК365921 со станции Крабовая осуществлялось после поступления в Единый контакт-центр (далее ЕКЦ) вагонного листа, подписанного приемосдатчиком.

При этом согласование уведомления приема вагонов к перевозке по вышеуказанным накладным  произведено приемосдатчиком станции Крабовая, то есть работником Дальневосточного управления дирекции управления движением, который в соответствии с «Правилами приема грузов к перевозке» в течение 3-х часов рассмотрел указанные уведомления, и посредством телеграфной связи уведомил сотрудника круглосуточной диспетчерской службы ОАО «ПГК» о невозможности приема вагонов к перевозке в указанные собственником сутки в время.

В соответствии с Технологией взаимодействия дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и ОАО «№ПГК» от 02.03.2009 по факту поступления в ЛАФТО вагонных листов, подписанных приемосдатчиком, агент  СФТО осуществляет отработку электронной заготовки накладной  осуществляет  отработку электронной заготовки накладной с учетом режима  работы ЛАФТО, но не более 1 суток.

Перевозочные документы ЭЙ882665, ЭЙ884272, ЭК365921, ЭЙ8838484 оформлены в течение суток, о чем свидетельствует информация из СОЭК (Система  обмена электронными копиями документов) и копия книги ГУ-48».

ОАО «ПГК» письмом № ИД/ФВлд-Ю-10-138/14 от 26.08.2014 и в заседании Комиссии заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела № 3-1/47 о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в связи с тем, что  до начала рассмотрения дела, а также в ходе рассмотрения дела № 3-1/47 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «ПГК» убедилось в правомерности позиции  ОАО «РЖД» по всем рассматриваемым Комиссией вопросам, а также в связи с тем, что рассматриваемые Комиссией  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю действия (бездействие) ОАО «РЖД», выразившиеся в несоблюдении положений пункта 22.1 Правил приема грузов к перевозке в части обязанности в течении трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа, а также в отсутствие факта приема  перевозчиком собственного порожнего вагона для перевозки либо отказа перевозчика в приеме собственного порожнего вагона для перевозки в указанные в согласованные перевозчиком уведомлениях даты и время приема собственного порожнего вагона для перевозки, никаким образом не отразились на финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ПГК», не создали каких-либо дискриминационных условий для ОАО «ПГК», не поставили ОАО «ПГК» в неравное положение как субъекта рынка транспортных услуг в сфере железнодорожных перевозок грузов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не ущемили, а также не могли привести к ущемлению каких-либо интересов ОАО «ПГК», равно как и не привели, а также не могли привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/47 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев ходатайство   ОАО «ПГК», установила, что  рассматриваемые действия  ОАО «РЖД», выразившиеся в несоблюдении положений пункта 22.1 Правил приема грузов к перевозке, не привели к ущемлению интересов ОАО «ПГК», что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», учитывая, что обязательным элементом состава правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», является ущемление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом интересов (либо  угроза наступления последствий в виде ущемления интересов) других лиц.

По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ОАО «ПГК» и ОАО «РЖД», с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «РЖД» отсутствует нарушение части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия  

РЕШИЛА:

 

1. Удовлетворить ходатайство ОАО «Первая грузовая компания» №ИД/ФВлд-Ю-10-138/14 от 26.08.2014.

2. Прекратить рассмотрение дела № 3-1/47 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны