Постановление №26 Постановление № 26 в отношении ПАО КБ «Восточный» от 10 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  26

о наложении штрафа по делу №  4-05/43

 об административном правонарушении

 

       30 марта   2016  года                                                                           Хабаровск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 30 марта 2016 года  и материалы дела № 4-05/43 об административном правонарушении, в отношении ПАО КБ «Восточный» (ИНН 2801015394, КПП 28010100; место осуществления деятельности: г. Благовещенск, пер. Св. Иннокентия, 1) в связи с распространением  рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ПАО  КБ «Восточный» (по доверенности).

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора  за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в феврале  2016 года отслежена реклама ПАО «Восточный экспресс банк», распространяемая на телевизионном канале  «6 ТВ» (хронометраж  10 секунд), в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«С 17 по 20 февраля кредиты по праздничным ценам. Всего 1000 рублей в месяц  во всех отделениях банка «Восточный».

- визуальная информация:

Меняющиеся картинки.

Первый дисклеймер внизу экрана (4 секунды)

«1000 р.- размер ежемесячного платежа по кредиту «Сезонный»  при сумме кредита 28441, 81 р.,  сроке кредита 36 мес., ставке 16% в год, полная стоимость кредита 16, 02%».

Второй  дисклеймер внизу экрана (5 секунд)

«Информация по тарифному плану «Сезонный», сумма кредита-25000-50000 руб., срок 12-36 мес. Ставка 16 % в год. Полная стоимость кредита 16, 01%-16, 07%. 2016 год. ПАО КБ  «Восточный».

Срок распространения рекламы на телеканалах:

 «6ТВ»  с 15 по 20 февраля 2016 года, и 29 февраля 2016 года  (44 проката)

 «СТС» с 15 по 20 февраля 2016 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора с указанными в рекламе  условиями. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита.

        

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную  стоимость кредита  (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита,  отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

проценты по договору потребительского кредита (займа);

платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;

сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

 сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

В  соответствии с пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ       № 58 от 08.10.2012 года  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В  рекламе  ПАО КБ  «Восточный»  крупно указывает  сумму  платежа в месяц.

При этом в рекламах даны  условия, влияющие на сумму расходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринять информацию.

Такие условия  как: минимальная и максимальная сумма кредита, процентная ставка,  информация о полной  стоимости  кредита, сроке кредита недоступны, так как  транслируются короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме  того, форма подачи информации трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации.

 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о сумме платежа в месяц, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В процессе рассмотрения дела представитель Банка не согласилась с выявленным нарушением.

Таким образом, реклама ПАО КБ «Восточный», распространявшаяся   на телеканале  «6 ТВ» противоречит части  7  статьи 5, пункту 2 части 2,  части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьей 5,  28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ПАО  КБ «Восточный», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.

Данный факт подтверждается письмом ООО «ИТА «Губерния» (вход. от 02.03.2016 № 4/2116),  договором № 22 от 09.11.2013 года, эфирными справками.

Частью  6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее.

При назначении административного наказания ОАО «Восточный экспресс Банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  35   от 04.06.2015 года по делу № 4-05/126 ПАО КБ «Восточный» подвергалось административному штрафу в размере 500 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг (реклама «Депозиты  для юридических лиц и предпринимателей»).

Постановлением №  64  от 07.10.2015 года по делу № 4-05/68 ПАО КБ «Восточный» подвергалось административному штрафу в размере 600 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг (реклама  на автобусных билетах «20%. Кредит наличными»).

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ПАО КБ  «Восточный» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6  статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ПАО КБ  «Восточный» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 700 000 (семьсот   тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО  08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны